Принц и Нищий. Екатеринбургская версия 5

Пришло время сказать несколько слов о песнях в СССР и постсоветской России в криминальных «девяностых» годах прошлого века.
Без понимания этого феномена нынешней молоди довольно сложно представить себе некоторые вещи, имевшие место быть на самом деле.
Сначала об авторах!
О наиболее важных – с моей точки зрения – фигурах отечественного песенного движения.
Начну с противоречивейшей фигуры Александра Вертинского. Только что начался показ сериала «Обитель» и в этом сериале за кадром звучит голос Вертинского как бы со старой патефонной пластинки.
То ли авторы фильма не в курсе. То ли сознательно пренебрегают серьёзной проработкой материала. Но… Сухие факты: родился в 1989 году,  рано остался ьез отца и матери – дворянки, и содержался её родственниками. В 24 года переехал в Москву и 26 лет начинает свою карьеру. В таком возрасте Борис Рыжий уже погиб. В 1920 году из Севастополя «навсегда» покидает Россию. В 1925 году появляется в Париже. В 1933 – Палестина, в 1934 – США, в 1935 – ом в Шанхае. В таком возрасте ушёл Илья Кормильцев. Из Шанхая настойчиво просится в СССР
И в 1943 году возвращается. Выступает с песнями на фронтах. Запрещен в СССР никогда не был, но и не рекомендовался к прослушиванию во время эмиграции. В 1927-ом году слушать песни Вертинского в Соловецком лагере… Тем более песню «В бананово-лимонном Сингапуре»? Дивно всё это.
Две дочки у него родились во втором браке от второй жены, которая была младше Вертинского на 34 года! Умирает он в 1957 году в мае в Ленинграде после возвращения с концерта перед артистами из дома престарелых. Один очень интересный момент: в момент совершения Великой Октябрьской социалистической революции в Москве состоялся бенефис Вертинского!!! Это было 25 октября 2017 года!!! Началось вечером и зашло за полночь.
Аналогов Вертинскому в мировой истории практически нет. На его песнях выросли поколения россиян!
Следующий автор своих выдающихся песен – Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 году. Воквал на Кавказском фронте. Ранен 16 декабря 1942 года под Моздоком. Умер в Москве в 1997 году, когда Борис Рыжий закончил институтское образование.
Булат пережил и Виктора Цоя и Игоря Талькова, я уже не говорю о Высоцком. Песен, равных по силе песням Окуджавы пока просто не написано. Каждая его песня – шедевр.
Через 14 лет после Окуджавы родился Владимир Семёнович Высоцкий, справедливо считающийся гением авторской песни и самым сильным автором России. Он ровесник отца Бориса Рыжего. На авансцену вышел в возрасте 22-х лет, женился на Марине Влади, и умер во время Московской Олимпиады. Илья Кормильцев прожил дольше чем Высоцкий на пять лет.
А вот Виктор Цой, родившийся в 1962-ом году, прожил только 28 лет. Он создал фантастическую галерею песен, ставших гимном нескольких поколений россиян.
Наконец мы обязаны отметить Игоря Талькова, который спел ряд своих песен, покоривших навсегда сердца миллионов. Он погиб прямо на сцене.
Здесь не к месту подробно рассматривать детали каждой биографии каждого известного автора. В своей ранней лекции «Как я пишу песни» я в своё время прямо указывал, что считаю своими Учителями Вертинского, Окуджаву и Высоцкого. На их творчестве я сформировался как автор.
Но должен отметить еще ряд выдающихся авторов песенных текстов, произведения которых вошли в Золотой фонд отечественной песни.
Юрий Лоза с его великой песней «Маленький плот».
Юрий Визбор с его песней «С моим Серёгой»
Евгений Бачурин «Дерева, вы мои дерева» - лучшая песня России (моя оценка)
Леонид Сергеев с фантастической его песней «Колоколенкой»
Мне жаль тех россиян и россиянок, которые ни разу не слышали этих величайших произведений мира.
Необходимо отметить, наконец, авторов песенных текстов, и авторов музыки, творчество которых сыграло огромную роль в жизни моей Родины.
В первую очередь это композитор Александра Пахмутова и её супруг поэт Николай Добронравов.
Поэт Роберт Рождественский.
Поэт величайших песен Леонид Дербенёв!!!
Новелла Матвеева – поэт «Солнечного зайчика»

Итак: что такое «песня» и почему именно песни стали таким важным элементом отечественной «бытовой» культуры?
А все просто!
Реалии развитого социализма с жесточайшей партийной цензурой прекратили де факто все остальные формы художественного творчества. Выжили и распространились по кухням две «малых формы» - анекдот и песня. В моей общей теории игр этот феномен рассматривается таким образом: игра должна быть абсолютно доступной, абсолютно понятной, максимально короткой, и максимально сложной, чтобы выжить.
Гомера «из уст в уста» не передашь!
А вот короткую песню – запросто.
Вечер. Ленинградская общага. Девушка с гитарой на пружинной кровати без матраса. Вокруг пяток слушателей. И она, перебирая струны, начинает петь:
- Лошади! Они умеют плавать!
Но нехорошо. Недалеко.
«Глория» по-русски значит «слава»
Это вы запомните легко!

Так мы знакомимся впервые с текстом феноменальной песни Бориса Слуцкого «Лошади в океане» известной и как «Рыжий остров» - одной из самых выдающихся песен России.
О песнях и их авторах я могу рассказывать часами. Но время сделать паузу, выдохнуть и приготовиться к самой сенсационной части нашего неторопливого повествования о поэте Борисе Рыжем и поэте Илье Кормильцеве.


Рецензии