Мысль 196. Истоки трагедии

Сегодня 11 мая 2021 года.
Сегодня день трагедии.
Сегодня некий ублюдок убил в школе людей.
Сегодня нет сил выразить всю душевную скорбь.
Сегодня день траура.
Сегодня сердце болит.

Но сегодня все (особенно в СМИ) рассуждают о причинах, истоках, трагедии.
И эти рассуждения сводятся к следующему:
– Как запретить распространение среди народа оружия?
– Как не допустить проникновения в школу с оружием?
– Сколько нужно в одной школе охранников,
чтобы вооружённый террорист не проник в здание?
– Сколько заборов надо построить вокруг каждой школы,
чтобы терактов не было?
– Сколько все эти меры будут стоить?
– Достаточны ли они?
..................................................

И никто (в СМИ) не говорит, не задумывается, о истоках трагедии,
не первой трагедии и, я с ужасом это предвижу,
не последней трагедии.
..............................................

Я неплохо знаю школьную жизнь.
Всё-таки двадцать пять лет педагогического опыта.
И вот что я хочу сказать.
Чтобы прекратились теракты и не только в школах,
а вообще прекратились, нужно выполнить пять неотложных –
прямо с завтрашнего дня начатых –
государственных неотложных дел.
Первое.
Отменить ЕГЭ. Ученик должен сдавать экзамен,
а не быть натренированной мартышкой,
чтобы ставить «птички», «галочки»,
крестики и нолики в экзаменационном бюллетени.
Выпускник школы должен получать научные знания,
должен в школе понять свой эмоциональный
и интеллектуальный потенциал, и, быть может, раскрыть его,
а не быть статистом в отчётах чинуш от учительства.
Выпускник школы обязан думать и уметь свои мысли
посредством языка, речи доносить до другого человека,
в том числе и до экзаменатора.
Учителю, экзаменатору, надо вернуть веру
в его педагогическую объективность и педагогическую честность.
Второе.
Школа не должна впихивать в каждого ученика
массу сторонних знаний, которые ученику
никогда в жизни не пригодятся.
Я, например, филолог по образованию,
а по химии у меня в школе были всегда крепкие «тройки».
Тем не менее я до сих пор помню три
мне нужные химические формулы: H2SO4
(это то, что заливали когда-то в аккумулятор автомобиля),
C2H5OH (это то, что пьют)
и H2O (то, чем предыдущее питьё разбавляют).
И знания этих трёх формул мне, филологу,
вполне на всю жизнь хватило.
Школа должна научить ученика понимать,
что ему в жизни по душе и чем он хочет и будет в жизни заниматься.
Кем он видит себя в будущем, кто он: технарь, биолог,
математик, физик, спортсмен, гуманитарий или рабочий –
ученик должен понять это под руководством педагогов уже в школе.
И школа на последних годах обучения обязана развивать
склонности ученика.
Главная задача средней школы должна быть не в том,
чтобы дать ученику как можно больше всевозможных знаний,
а воспитать в нём нравственность,
дать ему Аттестат Зрелости Гражданина,
научить его самого воспринимать информацию
и уметь отсеивать пошлую информацию,
вредную, ненужную, информацию
от нужной, полезной, перспективной информации.
Третье.
В каждой школе с первого по последний класс
(пусть их не 10, как в моё время; пусть их сейчас 11;
а завтра будет целых 12)
от Калининграда до Владивостока
по всем школьным предметам обязана (не должна, а обязана!)
быть одна программа.
А то, что получается: я преподаю, допустим, Чехова,
по одному учебнику, а мой коллега за стенкой того же Чехова,
те же (а может, и другие?) его произведения, преподаёт,
но по другому учебнику.
Я (опять-таки допустим) с ковидом лёг в больницу,
моих учеников передали соседу, а они – мои ученики и мой коллега –
друг друга не понимают. Разговор у них идёт на разных языках.
Нетрудно также  представить себе, что некто (из современных учителей)
в какой-нибудь глубинке России вместо Чехова
предложит своим ученикам изучать Баркова.
Четвёртое.
Чтобы избежать в будущем стрельбы по… вообще избежать стрельбы,
Надо возродить в школах общественные организации.
Как их назвать, это вопрос десятый.
Можно и Пионерия.
Пионер, – тот, кто впереди.
Можно и скаутами назвать.
Можно напрячь мозги и придумать нечто свежее.
Главное в школьный коллектив внести дух сопричастности с обществом.
Допустим в школе действуют три ступени Взросления.
Первая ступень: начальная школа.
Вторая ступень: средняя школа.
Третья ступень: Школа высшая.
Можно ступени сделать более мелкими.
И каждая ступень занимается своим делом.
Не обязательно сбором макулатуры или металлолома, не надо переводить бабушку через дорогу по десять раз на дню, как в «Ералаше».
Но бабушке принести из магазина продукты – это не подвиг,
а проявление милосердия и воспитание милосердия.
И в каждой школе обязательно должна быть стенная печать, где плохие поступки школьников порицались бы, а хорошие бы их поступки поощрялись. И каждый ученик должен быть под присмотром всего ученического коллектива и педагогов.
 
А как эти отряды будут называться – не важно, допустим, «Тимуровцы».
А может по-другому назвать: Внуки Героев Великой Войны.
Или ещё проще: Внуки Победы.

Пятое.
 На мой педагогический взгляд, в государстве обязана быть внедрена (и внедрена повсеместно) единая школьная форма.
Надевая её утром, ребёнок подсознательно будет нацеливаться на учебный труд, самый сложный труд в мире.
Неплохо, если на школьной форме будет и эмблема школы, или статус школы (одна школа – это колледж по воспитанию, допустим, экологов, а другая только воспитывает будущих гвардейцев МЧС).
Шестое.
(Я обещал, что будет только пять? Увы, не выходит.)
У каждого в поликлинике врача-терапевта сбоку сидит медсестра.
Она ему положена по штату, и она выполняет рутинную, врачу по его статусу неположенную бумажную работу.
Так вот, я утверждаю, что каждому учителю в средней школе положен…
Нет, не медбрат, а воспитатель.
 Учитель должен вести урок, их, уроков в день не должно быть шесть, восемь или десять, а только не более четырёх.
После уроков учитель получает время готовиться к следующим занятиям и повышать свою компетенцию. Он – учитель; он должен, он обязан не только проводить время в школе, не только читать сочинения двоечников, не только проверять безграмотные диктанты, но и ходить в театр, читать художественную литературу, иметь и силы, и время осматривать в музеях картины и скульптуры. А ещё, что не менее важно, учитель должен иметь и силы, и время, чтобы воспитывать и своих собственных, а не только ему привнесённых чужими дядями и тётями на время их работы детей.
А воспитатель следит за посещаемостью в классе, ходит по домам к нерадивым ученикам и их родителям, посещает вместе с классом музеи и театры, проводит с классом дни на природе и (не исключено, что вместе с учителем) еженедельно, а лучше ежедневно, беседует с классом о морали, патриотизме, служении Родине, о долге перед старшим поколением.

Если то, что я сейчас высказал, когда-нибудь осуществится (пунктов всего-то шесть; в два раза меньше, чем в минских соглашениях № 2), то на Руси, через один-два полных учебных циклов никаких терактов уже точно не будет.
Аминь!


Рецензии
Много умных предложений, но они не учитывают главного. Как считает наука о поведении бихевиористика, человек сложное существо, поведение которого предсказать невозможно.
Как шимпанзе, например. Она может порвать провода, раскачиваться на люстре и т.д.
тем более ребёнок. Предсказать, что какой-то дебил пойдёт стрелять, никто не может.

Можно только затруднить кму выдачу оружия. например, этот стрелок купил ствол для тренировки. какой? Ведь какие-то адекватные люди ему продали, а другие приняли закон это позволяющий. Наверно тренироваться он мог в тире, без собственного оружия.

"Школа не должна впихивать в каждого ученика
массу сторонних знаний, которые ученику
никогда в жизни не пригодятся."
Дорогой, никто не знает, какие знания ему понадобятся. Но для того, чтобы он смог выбрать своё поприще, человек должен быть разносторонним.
Однако до многих учеников не доходит, что в жизни всё происходит по естественным законам, которые и изучают в школе.
Выйдя из школы, они забывают о том, что всё требует доказательств и объявляют себя верующими. то есть в каких-то случаях могут поступать неадекватно.

Жизнь настолько быстро меняется, что многие знания, которым учат в школе не понадобятся.
А какие нужны? Этого и учителя, что их учат не знают. Они ведь излагают по учебникам старые знания.

Владимир Иноземцев   26.10.2021 21:43     Заявить о нарушении
Скажите, господин Иноземцев, Вы когда-нибудь имели профессиональное отношения к воспитанию и обучению детей?

Алексеев Александр Андреевич   26.10.2021 22:24   Заявить о нарушении
Очень даже.
Я сам учился в школе, потом в институте, а затем занимался научной работой.
В школе меня учили писать перьевой ручкой. вычислять логарифмы по таблицам Брадиса, в институте я рассчитывал все курсовые на логарифмической линейке, потом советская ЭВМ, инженерный калькулятор.
А теперь забиваешь дифференциал в поисковую строку и Яндекс выдаёт результат.
А вы всё учите, не зная чему.

Сегодня с внучкой я решаю за 9 класс, и признаюсь. после многолетнего изучения высшей математики и физики, некоторые задачи я решить не могу.

В обучении ушли от стереотипов, а учат думать.
Возьмите сами алгебру и геометрию за 9 класс и порешайте!

Владимир Иноземцев   26.10.2021 22:42   Заявить о нарушении
Мы все учились в школе, потом некоторые из нас – в институте, а затем немногие из нас занимались научной или творческой работой.
Всё это не имеет никакого отношения к педагогической деятельности в стенах средней школы.
Вы не поняли меня.
Я не спрашивал Вас, писали ли Вы в школе перьевой ручкой?
Я спрашивал Вас (скажу Вам сейчас предельно просто), я спрашивал Вас: Вы преподавали в средней школе? И если преподавали, то сколько лет?
Если Вы мне ответите на эти простые вопросы (в зависимости от того, как Вы на них ответите), будет ясно, мы сможем продолжить разговор о школьном образовании или этот наш разговор станет бессмысленным.

Алексеев Александр Андреевич   07.11.2021 23:11   Заявить о нарушении
Учил своих детей и внуков.
Выполнял вместе с ними домашние задания.
Это не то?

Владимир Иноземцев   08.11.2021 09:24   Заявить о нарушении
Разумеется, не то.
Вы сами показали, что не знакомы с педагогической практикой, Вы не преподавали в средней школе хотя бы каких-то жалких 25 лет.
Замечу вскользь: делать домашние уроки со своими детьми и внуками – это к школьной педагогике не имеет никакого отношения.
Поэтому скажу Вам несколько грубо, хотя по-мужски предельно прямо, уж не обессудьте: Ваше мнение о реформировании школы, или Ваше мнение, какой должна быть школа, не имеет никакого профессионального значения (так, некие высказывания дилетанта) и вызывают Ваши мысли у профессионалов в лучшем случае только снисходительную улыбку.
Интересно, что бы Вы сказали в мой адрес, если бы я, никакого отношения к химии не имеющий, стал бы публично рассуждать о проблемах технологии в науке химии?
Из всего сказанного я заключаю, что наш дальнейший разговор – бессмысленен.
Не исключаю, что Вы захотите мне ответить (чтобы последнее слово осталось за Вами, человеком, знающим химию, но не сведущим в педагогике), что ж… я реагировать на Вашу бестактность не буду.
Честь имею.

Алексеев Александр Андреевич   08.11.2021 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.