Родительский день

Самый грустный день в году- день поминовения усопших после Пасхи, в народе- родительский день.
Хочется посетить кладбище, поклониться родным и близким, безвременно ушедшим друзьям.
Но...где я и где дорогие сердцу могилки. Остаётся вспоминать.
Смерть отца была первой в череде тяжких утрат.
Мне было 14 лет, училась я в 8 классе, и этот день помню до сих пор, хотя и прошло уже много лет.
Отец всю зиму болел, а к февралю уже и не выходил на улицу, редко вставал.
Тот день был обычным рабочим днем. С утра я сходила в школу, а с обеда ушла на консультацию по литературе.
Вернулась уже было темно на улице(хотя зимой и в пять вечера уже темно).
Мама плакала, старший брат отправил меня сходить за Толиком(средним братом) и сказать, что умер папа.
Меня охватил ужас- смерть близкого человека была для меня первой, и я не знала, как себя вести, что делать.
В каком-то тумане, в слезах, я прибежала до братишки.
Вместе мы вернулись к нам, там уже были родные, друзья, все суетились, давали советы.
Меня отправили домой к старшему брату, чтобы не мешала.
Утром я вернулась и увидела отца, лежащего на табуретках.
Всё лишнее из комнаты было вынесено, было страшно. Отец лежал какй-то чужой, но такой красивый, на лице ни морщинки. ни гримасы боли.
Мне поручили делать цветы из бумаги на венки. Брат привез лапник, и я с женщинами делала венки.
До сих пор аромат ёлки ассоциируется с похоронами.
В то время у нас не было ритуальных услуг и все хлопоты по похоронам ложились на плечи родных.
Хоронили отца на третий день. Мороз на улице стоял лютый.
Процессия медленно двигалась пешком до самого кладбища. А ещё играл духовой оркестр. Это было, наверно, самым большим испытанием для меня. Сердце ухало при первых тактах похоронного марша.
Я дала себе слово: больше никакой похоронной музыки ни у кого, у меня тоже.
Замёрзшие, уставшие мы вернулись домой, а с нами и все те, кто был на похоронах. Предстояло испытание поминками.
В комнате уже были накрыты столы. Народ проходил, занимал места.
Я наблюдала это всё отрешенно, в голове был один вопрос- зачем всё это?
На сердце было пусто, уже и слёз не было, чтобы плакать.
Тоска навалилась позже. Мы с отцом были очень близки, и я не знала, как я буду жить дальше.
Прошло 20 лет. Мы жили с мамой, рядом всегда были братья. Моей дочери было столько же лет, сколько и мне, когда умер отец.
Мама умерла тоже зимой, и тоже вечером.
Я дома сидела одна, вязала рукавички, по телевизору шли новогодние передачи.
На полу лежал кот. И в какой-то момент мне показалось, что в квартиру кто-то вошел, я даже ощутила движение воздуха.
Кот резко подскочил, поставил шерсть дыбом, зашипел. Нет, показалось, никого не было.
Через какое-то время маме стало хуже, началась агония.
Цивилизация уже пришла в наши квартиры- у всех были телефоны и сыграть тревожный сбор не составило труда. Через несколько минут прибежал средний брат, пришла дочь(была у подружки),приехал старший.
Всё повторялось. хлопоты по похоронам на себя взяли братья.
Хорошо, что уже венки можно было купить готовые и поминки справляли в столовой.
С поминок домой вернулись только родные. В почтовом ящике лежало письмо с военкомата. Сообщалось, что мама награждена медалью за труд во время войны.
Как горько это было читать.. Где же ты была всю жизнь, медаль? Почему так поздно?
Осталось от моей семьи две кровинки, два корешка- мои два брата.
Братья покинули меня один за другим. Придя домой после похорон средненького, я села на диван, и ощутила себя песчинкой в огромной вселенной. Рядом муж, дочь...Но я , как перекати- поле, оторванное от корней, и несет меня ветер по жизни одну- одинёшеньку.
Время притупило боль утрат, теперь я являюсь корнем для моей семьи: внука и дочери, и моя задача как можно крепче держаться на этой земле, чтобы моим кровиночкам подольше не испытать этого чувства одиночества.


Рецензии
Добрый вечер, Зоя!
Ваша неотвратимая задача- крепче держаться на земле, чтобы кровиночкам подольше не пришлось испытывать чувства одиночества, - должна быть выполнена. И будет выполнена. Уверена, вы - крепкий орешек.
С теплом,- Лидия

Лидия Парамонова -Фокина   16.05.2021 22:53     Заявить о нарушении
спасибо, Лидия!

Зоя Антипина   22.05.2021 14:34   Заявить о нарушении