Путешествие в обратно глава 31
“Мои летние каникулы”
- Давайте послушаем несколько ваших рассказов о том, как вы провели каникулы, а потом вернемся к нашему разговору о “словарном запасе”. Кто хочет начать свой рассказ первым? Смелее ребята. Что нет желающих? Валя Катина хочет рассказать. Выходи Валя на середину класса рассказывай.
Выйдя к доске, Валя поправила фартук, опустила руки и посмотрела на учительницу.
- Готова?
Валя кивнула.
- Начинай.
- Это лето я провела весело и интересно. - бойко затараторила Катина, - в начале я ездила к бабушке с дедушкой в Мастрюково. Там я купалась в озере, ходила по грибы с бабушкой. В лесу мне очень понравилось. Еще там я видела разных птиц...дятла, сороку и каких то еще маленьких птичек, названия которых я не знаю, слышала как кукует кукушку. Я стала считать, но она кукукнула только шесть раз и улетела. Еще мы с дедушкой ходили на рыбалку. Он поймал большую щуку, а я маленького окунька. Мне стало жалко его, и я выпустила рыбку обратно в озеро.
Валя замолчала.
- Это весь твой рассказ, Валя?
- Да...Нина Григорьевна.
- Хорошо садись. Кто еще хочет рассказать нам о своих летних каникулах? Я смотрю сегодня пассивен третий ряд. Вижу нам хочет рассказать о своих каникулах Вова Петров.
Вова хотел отказаться, но все повернулись к нему и ждали когда он пойдет к доске. Он нехотя встал и поплелся к доске.
- Ну, че рассказывать. Каникулы, как каникулы. Отдыхал я как все... играл во дворе с ребятами в разные игры, ездил с мамой на речку. Мама учила меня плавать...по-собачьи.
- Это как, - спросил Рохлин,покажи.
В классе раздались смешки. Учительница улыбнулась, но не сделала замечания Сереже. Вова посмотрел на Нину Григорьевну, та одобрительно кивнула головой. Петров, согнув в локтях руки начал демонстрировать, как плавают собаки. Показ всех сильно развеселил. Вова осмелел.
- Вода в речке была теплой, теплой, а песок горячий, горячий... стоять на нем было невозможно, надо было бегать, чтобы не обжечь ноги.
После вчерашнего выступления, где он рассмешил весь зал, он чувствовал себя клоуном. Ему нравилось смешить ребят.
- А...вот, еще. Мы с нашей дворовой футбольной командой ездили в два пионерских лагеря: в “Чайку” и “Волжанку”. Чайку мы обыграли со счетом 5:1, а “Волжанку”- 3:0. Юра Кашкин - был нашим капитаном и забил, аж пять голов!
Все повернулись в мою сторону и с уважением посмотрели на меня.
- Что еще...да, чуть не забыл. После матча в “Чайке” нас повели в столовую и накормили вкусным ужином. Еще мы с Юрой неделю провели в городском лагере, ну, там было не очень интересно. Вот теперь все.
- Спасибо, Вова за эмоциональный рассказ. Ну и раз уж ты упомянул капитана вашей дворовой команды Юру Кашкина, то я думаю сейчас самое время поделиться своим рассказом ему.
Я никогда не любил выходить к доске, всегда смущался и от волнения иногда заикался, но у меня не было выбора. В сердцах я ругнул Вовку за его болтливый язык и пошел к доске. Придется тряхнуть стариной и изобразить умненького мальчика. Главное не переборщить.
Поскольку я ничегошеньки не знал о том, как я провел каникулы в это лето, то надо было придумывать на ходу. Именно придумывать. В классе было несколько ребят из моего дома, и им то все было известно обо мне. Но у меня на этот случай отыскался один козырь. В разговоре со мной Вовка как-то упомянул, что я на неделю уезжал с мамой в деревню. Это была золотая жила, которую можно смело разрабатывать не опасаясь, что я буду раскрыт. О своей поездке в деревню я несколько раз рассказывал своему сыну, когда он был маленьким. Правда это было давно, но память сохранила некоторые эпизоды того рассказа. Вот ими я и решил поделиться сейчас.
Немного помявшись для приличия, я расправил гимнастерку на животе, подтянул повыше ремень, и сунул руки в карман, но посмотрев на Нину Григорьевну понял, что этого делать не стоит. Спрятав их за спиной, я кашлянул, как мой папа, и посмотрел на класс. Все с любопытством наблюдали за мной. Круглая отличница Наташа Кожевникова смотрела на меня с усмешкой, Вовка закусил губу от волнения, а Таня Нестерова с жалостью смотрела на меня, зная мою застенчивость.
Вздохнув, я начал.
- Как я провел летние каникулы? Летние каникулы я провел хорошо... даже не просто хорошо, а классно!!!
Ребята засмеялись. Я посмотрел на Таню. Она перестала хмуриться и улыбалась. Видно ей понравилось такое начало.
Окрыленный я продолжил.
- После городского лагеря, о котором говорил Вова, мама предложила мне поехать с ней в деревню “Сычевку” в Смоленской области.
- Че там сычи живут что ль, - донесся смешок с “камчатки”.
- А тебе слово не давали, Сережа. Ты будешь следующим.
- Че и сказать уж нельзя. Просто стремно как-то, деревня “Сычевка”, - пробурчал обиженно второгодник.
- Продолжай Юра. Класс тишина!
И я продолжил.
- Так далеко я еще никогда не уезжал из дому, поэтому так волновался, что перед отъездом не спал всю ночь, в голове крутились разные мысли. Несколько раз вставал и смотрел в окно, ждал когда же наступит утро, и мы поедем в деревню.
Когда приехали на вокзал, волнение ушло. Быстро нашли свой перрон, на котором уже стоял наш состав. В голове состава пыхтел, выпуская белые клубы пара, черный красавец паровоз серии ФД. Об этом я узнал от папы. Когда мы проходили мимо пыхтящего паровоза, машинист дал сильный гудок. От неожиданности я подпрыгнул, чем очень рассмешил родителей.
Наш плацкартный вагон был в самом хвосте состава.
- Не повезло вам, - сказал папа, - будете трястись всю дорогу.
- А вот и нет, - возразила мама, - в Москве поезда меняются, и мы станем первым вагоном.
Мамины слова меня очень обрадовали.
Папа помог нам внести чемодан и две сумки в вагон. В большой сумке мама приготовила одежду и гостинцы для ее родственников, а в маленькой была еда, ведь ехать надо было почти два дня. Мама расположилась на нижней полке, а я сразу залез на верхнюю. С нее хорошо была видна платформа. Люди сновали туда сюда с чемоданами ища свой вагон, нервничали, громко переговариваясь друг с другом. Некоторые подбегали к нашей проводнице и о чем-то ее спрашивали, она терпеливо им объясняла.
Когда паровоз дал один длинный гудок, папа заволновался. Он каждый год ездил в Москву к родственникам и знал, что означают этот сигнал.
- Ну все давайте прощаться, сказал он.
Я слез с верхней полки, папа поцеловал маму и меня. Вышел из вагона, встал напротив нашего окна и стал ждать отправления поезда. Через несколько секунд вагон дернулся и медленно поехал. По перрону сразу забегали провожающие и носильщики. Папа медленно шел за вагоном и махал нам рукой. Так он шел до конца перрона, потом он пропал и мне стало грустно. Я жалел, что папа остался один дома, и не поехал с нами в деревню.
Я замолчал, вспоминая, что было дальше. В классе стояла тишина. Видно ребятам понравился мой рассказ.
Я продолжил.
- Одну остановку мы ехали в плацкартном одни. Потом, в Чапаевске к
нам подсели женщина с мужчиной. Они ехали до Москвы. Мама была
одного возраста с женщиной, по крайне мере мне так показалось. Они разговорились. Мужчина все больше молчал, иногда поддакивал, потом достал газету “Советский спорт” и стал читать. Мне тоже было скучно. Сначала я смотрел в грязное окно за которым мелькали придорожные дачи, переезды, покосившиеся домики, перелески, маленькие речушки, но потом и это мне надоело. Я снял обувь и залез на вторую полку. Окно было чуть приоткрыто и мне в лицо бил ветер. Я всей грудью вдыхал душистый запах полевых цветов, перемешанный с запахом паровозного угля. На изгибах я видел как наш паровоз пыхтит, извергая из трубы черные барашки дыма. Папа оказался прав: наш вагон ходил ходуном так, как будто его раскачивала неведомая сила. Мне стало страшно. Я представил, что будет с пассажирами и с нами, если вдруг вагон сойдет с рельсов. Мое воображение рисовало страшные картины аварии. Чтобы отвлечься от мыслей о крушении, я повернулся лицом к стенке, заткнул пальцами уши и закрыл глаза.
Проснулся я вечером. Мы стояли на каком-то полустанке, ожидая встречного поезда. Свет в вагоне был притушен. За стеной кто-то похрапывал. Наш сосед мужчина лежал на противоположной полке спиной ко мне. Его жена лежала на спине положив руку на лоб.
- Юра, мы уже поужинали, - шепотом сказала мама, - спускайся вниз, я тебя покормлю.
Я был сильно голоден, поэтому все, что приготовила мне мама съел. После чего забрался на верхнюю полку и быстро заснул.
Рано утром меня разбудила мама. Поезд ехал уже в другую сторону и нас совсем не трясло. Пока я спал поезд прицепили к нашему вагону, и из последнего вагона мы стали первым.
В купе уже никого не было только мы с мамой. Когда стали подъезжать к небольшой станции, я залез на полку и помог снять чемодан. На станции кроме нас никто не вышел.
- Выходим быстро, поезд стоит одну минуты - предупредила нас проводница.
Она помогла нам с мамой вытащить из вагона вещи. Мы попрощались с ней, поезд дал длинный гудок и поехал дальше.
Нас встретил пожилой мужчина. Несмотря на лето на нем был дождевик и кирзовые сапоги. В руках он держал кнут.
- Здравствуйте. Вы Марфа Ивановна? - Спросил он маму. - Я - Иван Поликарпович, сычевский конюх. Ваша сестрица попросила меня встретить вас и доставить в целости и сохранности.
Он кашлянул несколько раз, взял мамин чемодан и сказал:
- Следуйте за мной… к месту стоянки такси.
За вокзальным домиком стояла лошадь с телегой - это было наше такси. Нам понравилась шутка Ивана Поликарповича.
- Располагайтесь удобнее. Садитесь на мягкие места.
На телеге было постелено душистое свежее сено. Мы уселись поудобнее и наше “четвероногое такси” двинулось в путь.
Ребятам понравилось мое сравнение, и они дружно засмеялись.
Сделав небольшую паузу, я продолжил:
- Лошадь ехала медленно, телегу покачивало из стороны в сторону. Я никогда не ездил на телеге, запряженной лошадью, и мне это очень нравилось. Можно было не торопясь смотреть по сторонам, правда рассматривать особенно было нечего, так как повсюду куда не посмотришь, тянулись поля с синими и белыми цветами.
- Это картошка цветет, - сказала мне мама. - Там где синие цветы - картошка будет с красной кожурой, а где белые - с белой.
Где то далеко, далеко виднелась синяя полоска леса.
- За тем лесом будет наша деревня, сказала мама.
Вскоре показалась небольшая речушка.
- Держитесь крепче, - сказал Иван Поликарпович, - спускаемся к речке.
- А как же мы переедем речку? - Спросила мама конюха.
- А в брод. Речка -то мелкая, так мы ее переедем...не замочив ног.
Лошадь быстро направилась к воде, но войдя в воду остановилась и стала жадно пить. Потом резко дернула телегу и пошла дальше. И, действительно, речка оказалась мелкой. Я смотрел вниз и увидел несколько маленьких рыбок. Вода доходила только до колес. Мы с мамой на всякий случай подняли ноги. Реку переехали быстро. Дно было гладким, и мы плавно выехали на берег. И вдруг лошадь остановилась. Видно ей не хотелось идти в гору. Кучер легонько стегнул лошадь по крупу приговаривая:
- Ну, давай, давай, родимая, веселей!
Лошадь тряхнула головой и медленно пошла в гору. Мы с мамой рассмеялась.
“С такой лошадью можно выступать в цирке”, - подумал я.
Сделав небольшую паузу, я хотел уже перейти к самому интересному. В запасе у меня были смешные истории о кусачих гусях, бодливой корове, рыбалке и о немецкой сабле найденной на берегу речушки под названием Ласминка. Но прозвеневший звонок разрушил все мои планы.
Меня не удивило, что никто из ребят не вскочил со своего места и не побежал на перемену, в классе стояла подозрительная тишина. Ребята продолжали смотреть на меня, ожидая продолжения рассказа.
- Молодец, Каша! Мне понравилось, как будто в кино побывал, - нарушил тишину Рохлин.
“Это он похвалил меня от радости, что не дошла очередь до него, а может ему действительно понравился мой рассказ?” - подумал я. “
- Ну что ж ребята я рада, что этим подробным рассказом Юры мы закончили урок.
Учительница посмотрела на класс.
- Нина Григорьевна, а пусть Юра продолжит рассказ на следующем уроке, - попросила Садчикова Люба.
- Все так думают или только Люба?
- Все, все,- зашумели ребята.
- Хорошо. Следующий урок внеклассного чтения будет через два дня. Юра, мы будем рады послушать тебя опять.
Я смущенно заулыбался.
- А вы, ребята, подумайте еще раз на примере трех рассказывающих - что же такое “словарный запас”. Вот об этом мы и поговорим в следующий раз. А сейчас выходим из класса, строимся и идем в столовую на обед.
Свидетельство о публикации №221051100319