Куда делись наши ракетоносцы
Практически все эти корабли ждала печальная судьба. Часть из них десятилетиями будет гнить у пирсов без ремонта, часть – быстро порежут, потому как договоренности с западными партнерами. А часть – выживет и дождется смены в виде «Бореев», но слишком малая часть, увы, дабы можно было говорить о полноценном морском компоненте ядерной триады. Можно сказать, что в лихие 90-е морской компоненты СЯС у РФ не было. А огромные средства, потраченные на создание морского ракетно-ядерного меча, попросту уничтожались, без толку и цели, и ради то ли популярности на Западе, то ли экономии средств.
Слово «Цусима» у нас любят, постоянно вспоминают то поход Рожественского, то затопление Черноморского флота, а то Таллинский переход. Но гибель 55 подводных ракетоносцев без войны или интервенции, почему-то этим словом не обозначают. А зря – аналогов мировая история точно не знает. Корабли, способные служить при нормальном уходе и ремонте до 35–40 лет, резали на иголки спустя 10–20 лет.
Часть 1. Русские янки
Не считая проекта 658, который был откровенно ущербным, именно 667А и их модификация – 667АУ, по другому – «Наваги» и «Налимы», прозванные американцами «Янки», стали нашими первенцами, определившими развитие РПКСН на следующие десятилетия. Вступали в строй корабли с 1967 по 1974 годы на двух заводах: «Севмаше» и ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
Всего было построено 34 крейсера, которые, увы, устарели практически мгновенно. Все дело в жидкостных ракетах, числом 16 штук. Изначально по проекту это Р-27, с дальностью 2500 км, что крайне мало, но в модификации – Р-27У уже 3000 км. Крейсер мог бить восьмиракетными залпами. Повторюсь – уже к концу постройки серии этого было мало, а к концу семидесятых дальность ракет достигла 10000 км, все-таки прорыв ПЛО в Атлантике был серьезной проблемой.
Но выходы были, целых два.
Первый назывался 667АМ. И предусматривали модернизацию, с заменой ракетного комплекса Д-5 на комплекс Д-11 с МБР Р-31, дальностью 4200 км. В качестве минуса – ракет оставалось всего 12. В качестве плюса – ракеты были твердотопливными, что сильно упрощало жизнь экипажу. Проект не пошел. Помимо плюсов он требовал гигантских вложений, ослаблял ударную мощь ракетоносцев и главное – в ВМФ СССР были твердыми сторонниками ракет жидкостных. Но сам по себе вариант продления жизни кораблей, способных служить минимум до 2004 года, в принципе, был.
Второй вариант был просто идеален – 667АТ. Проект предусматривал замену ракетных шахт на 8 торпедных аппаратов (путем замены двух отсеков) и 32 крылатых ракеты РК-55 «Гранат» с дальностью 3000 км. Таким образом, не нарушая договор ОСВ-1, мы получали мощные подводные крейсера на базе старых лодок, то есть по копеечной стоимости.
Проект начали сворачивать еще в 1990 году, успели модернизировать только три крейсера. Да и те...
К-253 исключена в 1993 году, спустя всего пять лет после среднего ремонта и в возрасте 24 года. К-395 в том же году разоружена и использовалась как минный заградитель до 1997 года, когда совершила последнюю боевую службу. Формально списана в 2002, но по факту – именно 1993 год стал точкой в ее судьбе. К-423 списана в 1994 году. Русский ответ американским «Огайо» с «Томагавками» был уничтожен решительно и бесповоротно. Об остальных «Янки» говорить нечего. Двум из них повезло стать опытовыми: это К-403 «Казань» и БС-411 «Оренбург» (носитель сверхмалых подводных лодок). Они еще послужили, тот же «Оренбург» пробыл в строю 34 года. Остальные тихо и быстро порезали.
Часть 2. Первая Дельта
Вообще, правильно «Мурена». «Дельтами» советские ракетоносцы называли в США (Дельта-1 – Дельта-4). И что-то схожее с хищной рыбой есть: 12 МБР Р-29 комплекса Д-9 несли боеголовку в одну мегатонну и средства преодоления ПРО, и били на дальность 7600 км, что позволяло вести огонь от берегов СССР, превращая расходы на ПЛО в Северной Атлантике в бесполезно потраченные средства.
Те же два завода, что и в случае 667А, построили 18 новых крейсеров, вступивших в строй в период с 1972 по 1977 годы. Именно хищные «Мурены» окончательно поставили крест на желании НАТО повоевать с СССР. Но судьба их была, увы, печальна. 14 крейсеров были списаны с 1992 по 1995 годы в рамках СНВ-2. Остальные четыре постигла судьба ненамного лучше. Две (К-457 и К-530) числились в строю до 1999 года, но сведений о выходах в море нет. К-500 активно ходила до 1996 года, списана в 2000 году. И лишь К-447 «Кисловодск» показала, сколько могли служить данные крейсера – корабль находился в строю до 2004 года, выполнив всего 20 боевых служб и 12 боевых дежурств. Крепкие корабли строили в СССР, жалко, не тем достались.
Своего рода модификацией проекта 667Б можно считать четыре крейсера проекта 667БД. За счет удлинения корпуса на 16 метров количество ракет довели с 12 до 16, а дальность модифицированных ракет – до 9100 км. Все четыре крейсера были сданы Северному флоту в 1975 году. И списаны спустя 20 лет в 1995 году, без всякой попытки модернизации, хотя могли еще служить минимум 10 лет. С учетом, что в строю оставили четыре корабля предшествующего проекта – глупость или измена? Вопрос риторический. Хотя есть и простое объяснение: в строю оставляли корабли не по боевым качествам, а по факту среднего ремонта. Те, что прошли его на закате СССР – оставались, те, которые не успели – шли на иголки.
Часть 3. Погром Кальмаров
Следующим этапом развития проекта 667 стали РПКСН проекта 667БДР «Кальмар». 16 ракет Р-29Р несли разделяющиеся боевые части и обладали повышенной точностью. В таком варианте дальность достигала 6500 км, в моноблоке – 9100 км. Улучшили и обитаемость, безопасность, скорость ракетного залпа. Корабли получились отличные, и вступили в строй в период с 1976 по 1981 год в количестве 14 штук.
А дальше были 90-е. В 1995 году списаны первые два крейсера. К 2003 – таких было уже шесть. Принцип простой: требует ремонта – отстой – списание через пару лет. Еще одну в 2004 году переоборудовали в носитель сверхмалых подводных лодок. Остальные семь служили. Во-первых, окончилось безвременье, во-вторых – вожди осознали, что с такими темпами флот останется только на картинках и в качестве яхт у олигархов.
К-44 «Рязань», построенная в 1982 году, до сих пор находится в боевом составе Тихоокеанского флота, самим фактом своего долголетия доказывая – при нормальном ремонте и модернизациях с «Бореями» можно было бы не спешить. Но не сложилось. Половина ушла на лом, половину эксплуатировали на износ. А между тем эти корабли ровесники «Огайо», основы МСЯС США. Хорошие корабли... Были. Вот только сильно мешали нашему миролюбию в период разгула демократии.
Часть 4. Трагедия Акулы
48000 тонн подводного водоизмещения, 20 МБР Р-39 ракетного комплекса Д-19 с дальностью 8300 км и 10 боеголовками каждая. Замечу – твердотопливные ракеты. В чем-то, конечно, перебор. Но в целом – задел на десятилетия. Головной тяжелый подводный крейсер вступил в строй в 1981 году, шестой и последний – в 1989. До 2021 года они закрывали нишу МСЯС для Северного флота более чем полностью, даже если бы сгинули все остальные РПКСН.
Сразу скажу – не фанат этих кораблей. Гигантомания – это не всегда хорошо. Но в данном случае: они были уже построены, обкатаны, устранены детские болезни, обеспечено базирование. Бери и пользуйся. Благо США эта шестерка способна была уничтожить, не покидая баз. Но... не сложилось.
Сначала в 1995 году из боевого состава вывели ТК-202 в возрасте 12 лет. Официально – в ожидании ремонта. Денег не нашлось, и в следующем году огромный крейсер списан. ТК-12 поставили на прикол в 1996 году, заботливо отстреляв боекомплект. Когда к 2000 году крейсер без нормального ухода пришел в полную негодность – исключили. ТК-13 вывели в резерв в 1997 году, в следующем – исключили. США с охотой оплатили утилизацию.
ТК-17 и ТК-20 вроде как и уцелели, но вылезла другая проблема – ракеты для крейсеров производила Украина. Ее можно было решить, как производством там (в конце 90-х загибающаяся украинская промышленность за этот заказ схватилась бы обеими руками), так и создав свою ракету, благо проработки были. Но ставка была сделана на «Булаву» и «Борей», а два огромных крейсера замерли на приколе. Пребывают они там до сих пор. Время от времени насчет них появляются слухи, вроде переоборудования в носителей крылатых ракет. Но это политика. По факту же дорога этим гигантам одна.
Везучим изо всей серии оказался лишь головной ТК-208 «Дмитрий Донской». Переоборудованный в опытовый корабль для испытаний «Булавы», он пребывает в строю по сей день. И там ему предстоит жить минимум до 2025 года, то есть до 45-летнего возраста. Что и является неким пределом для этих гигантов, которых убила их страна. На деньги США, бессмысленно и беспощадно.
Выжившие
Те, кому повезло – проект 667БДРМ «Дельфин». Или «Дельта-4» по классификации НАТО. Семь кораблей этого типа вступили в строй с 1984 по 1990 годы, став логическим развитием линейки проекта 667. Еще чуть больше размер, дальность ракет, все те же Р-29, но модификации РМ, выше точность... Хороший пример того, как второе поколение путем эволюции превращается в третье.
Им повезло – они не были настолько мощными, как «Акулы», дабы вызвать интерес США. И были молодыми, дабы остаться без ремонта в лихие годы. А в 2000-е уже появились и понимание, и деньги на эксплуатацию. К-64 «Подмосковье» переоборудовали в носитель глубоководных подводных аппаратов, остальные шесть – основа МСЯС РФ и дожили до смены в виде «Бореев», не дав лишить Россию МСЯС окончательно.
Их эпоха тихо уходит. По мере вступления в строй новых ракетоносцев последние «Дельты» будут списываться. Но свой долг корабли выполнили – несмотря на падение количества РПКСН до минимального уровня, сам вид сохранился. И пережил погром, затянись который еще на пять лет, и флота попросту бы не стало.
Свидетельство о публикации №221051100414
Но это совсем и не дешевая затея. А тут все оплатила проклятая Америка.
Войны ядерной не случилось. И может быть никогда не случится. Агрессивная Америка никак не воспользовалась слабостью ракетного флота России. Возможно она ей просто не интересна.
Собираетесь строить новые крейсера на деньги налогоплательщиков?
Владимир Старовойтенко 11.05.2021 18:31 Заявить о нарушении