Истина где-то рядом. Глава 22

Когда на утро перед Пал Санычем распахнулись двери тюремной камеры, он увидел довольно интересную картину. Центральную скамью камеры занимала величественная фигура Розы, по одну сторону которой притулился молодой человек в очках, с другой Афанасий Попов. На дальней скамье жалась кучка уголовников.

- Так, и здесь Афанасий свои порядки наводит!
Довольно произнес Пал Саныч.

- Не, это не я. Это все Роза.
Пошел в отказ бывший моряк.

- Наслышан, наслышан о данной барышне. С утра уже все уши прожужжали. Так что, может ко мне в кабинет пойдем побеседуем или здесь понравилось?
Не без юмора спросил председатель исполкома, с уважением поглядывая на женщину. Сам, отсидев несколько лет еще до революции в царских тюрьмах, он знал, что значит навести порядок в камере среди уголовников.

В кабинете Пал Саныч указал на небольшой столик, стоящий в углу:
- Присаживайтесь, товарищи. Сейчас нам принесут немного перекусить с исполкомовской столовки. А то тюремной пищей вас накормить еще не успели, буду кормить я.

- Спасибо, товарищ, не откажемся. Со вчерашнего обеда крошки во рту не было.
Роза, отодвинув и попробовав на прочность стул, устроилась за столом. Афанасий тоже не стал отказываться от угощения и моментом оказался рядом с женщиной.

- Пока ждем обед, может познакомимся? Я, Пал Саныч Ястребов, председатель исполкома. Афанасия то я знаю. А вы откуда, милая барышня?

- Так уж и барышня. Скорее уж дама, если обрядить меня в нарядное платье. А так - простая русская женщина. Родом из этого города (Роза не стала уточнять в каком году она родилась). Замужем, но супруг пока в отъезде. А зовут меня Розалия Александровна, в девичестве Смирнова. Почему-то она решила не говорить фамилию Левы, которую взяла при замужестве.

- Розалия Александровна, вы уж простите моего зама. Бывают у него такие заскоки. А я вот очень вам благодарен, выручили нас здорово.

- Ладно, проехали. И зовите меня просто Розой, не привыкла я к отчеству. О, а вот и обед.

Обед, конечно, был жидковат по Розиным меркам. Непонятная похлебка с какой-то крупой и кусочком мяса. Жаренный карась из привезенных, да чай с кусочком сахара. Чувствовалось, что и власть не шикует, а живет как все.

Быстренько перекусив, попивая крепко заваренный чай, стали беседовать.

- Вот скажите мне, Роза, как вы умудрились за столь короткий срок наловить столько рыбы?

- Повезло, Пал Саныч, люди отзывчивые попались. Начиная с Афанасия и кончая деревенскими жителями. Вся деревня в этом участие принимала, никто в стороне не остался.

- Так ведь все это дело еще организовать нужно было!
Пал Саныч с уважением посмотрел на Розочку.

- Ой, бросьте вы! Руками махать, не топором. Главное, правильные слова найти.

- Да, Розалия, вы удивляете меня все больше и больше. Вот скажите мне, а сможете вы привезти еще столько же продовольствия?

- Конечно нет, Пал Саныч. У нас же и свои дела есть. Пахать, сеять надо. Иначе к осени и крестьяне зубы на полку положат и налоги платить будет нечем.

- Роза, а если подумать?

Роза кинула хитрый взгляд в сторону председателя исполкома:
- Если подумать Пал Саныч, то ничего невозможного в этой жизни нет. Если, конечно, поможете.

- Сделаю все что в моих силах. А что нужно-то? Рассказывайте.

- Давайте начнем с того, сколько вы планируете и сколько сможете собрать продовольствия с нашей деревни. Только давайте смотреть правде в глаза.

- Ну тонн 6 соберем.

- Если вы соберете тонн 6, то крестьяне останутся совсем нищие, а за зиму и семена съедят. И через год будет полная задница. Чтобы этого не случилось, я думаю тонны 3. А все почему?

- Ну и почему же?

- А все потому что посевы у крестьян маленькие и сажают они на своих участках одно и тоже. Да и чем пашут, без слез не взглянешь. Ведь даже и сохи и плуги у многих деревянные. Лошади есть не у всех, а уж про сеялки и косилки на конной тяге я и не говорю.
Значит что? Нужно оборудование для работы, нужны посевные площади, нужна правильная организация посевов, нужны грамотные специалисты - агрономы.
Ну это ладно, хлеб и овощи. А молочные продукты, а мясо, да и та же рыба должна быть в рационе.

- Это я все понимаю! Но как это дело провернуть?

- Предлагаю вызвать сюда еще некоторых товарищей и обсудить все вместе.

- Давайте вызовем, а кого именно?

- В кутузке сидит молодой человек в очках. Он агроном и нужен мне. Потом директора завода и представителя армии.

- Ну за директором и армейцем далеко ходить не надо, ждут в приемной. Расписки вам принесли и хотели лично поблагодарить. А паренька? Афанасий, будь другом, сходи. Сейчас я записку напишу, чтобы проблем не было.

Когда бывший матрос с молодым агрономом появились в кабинете, обсуждение текущих и предстоящих событий было в самом разгаре.

Директор завода и представитель армии горячо поблагодарили Розу за рыбу и интересовались, как можно отблагодарить ее.

- Пал Саныч интересовался у меня, нельзя ли повторить такую поставку в ближайшее время?
Роза, прищурившись, оглядела присутствующих.
- Так вот, товарищи, у меня начинается посевная, так что некогда пока заниматься этим делом. Но! Если вы поможете, то ничего невозможного нет.

- Да мы со всей душой! Говорите, что нужно делать, какая помощь требуется?
Загомонили присутствующие.

Только молодой агроном скромно сидел в сторонке и не понимал, что он делает на этом совещании.

- Давайте начнем с армии. Проблема заключается в следующем, в том озере где ловили рыбу, ее практически осталось очень мало. Так что повторить результат не удастся.
Есть и другие озера, где полно и окуней и лещей.
Но чтобы добраться до этих озер нужна дорога. Километра 3 верхового сухого болота. Надо строить гать.
Как вы понимаете, своими силами нам долго, да и некогда этим заниматься.
А у армии, как я слышала, есть строительная часть. Может поможете?

Взоры всех обратились на представителя армии. Взгляд того метнулся в сторону, видно было, что такая помощь ему не совсем по нутру. Но как говорится, слово не воробей, выскочит - хрен поймаешь.

- Хорошо, я подумаю, что можно сделать.

- Нет, а что. Боевых действий сейчас не предвидеться, а мелкие банды для вас не помеха.
Продолжала додавливать его Розалия.

- Но мне ведь нужно получить добро от вышестоящего командования, вдруг не разрешат. А кормить моих солдат кто будет?

- Рыбы, я думаю, они сами наловят. Снасти и пару рыбаков в помощь мы дадим. Охотники зверя какого подгонят. Ну, картошки немного тоже выделим. А с хлебом, извини, у самих пока нет. Зато осенью отблагодарим по полной программе.
Так что, договорились?

- Да, я то не против, как командование решит.

- Пал Саныч, может отпустим уважаемого товарища решить вопрос? Как до обеда успеете или нет?

- Да, Розалия Александровна, теперь я не удивляюсь, что вы за такой короткий срок сумели организовать такую поставку!
Пал Саныч спрятал в густых усах хитрую улыбку.
- А товарища мы, конечно, отпускаем. Пусть решает, если что, я подключусь.

Когда армеец покинул кабинет, Роза пригласила подсесть поближе молодого агронома.
- Не тушуйтесь, молодой человек, ближе, ближе. Кстати, представтесь. А то забыла спросить, как вас зовут.

- Меня зовут Иван Северов. Закончил сельхозакадемию, немного работал агрономом у местного помещика. Да я ж все рассказывал еще в камере.

Роза даже вздрогнула, когда услышала, как зовут молодого человека. У ее соседа - деда Ивана была точно такая же фамилия. Вполне возможно, что это его дед.

- Смелее, смелее. Теперь нам всем расскажите, что мне одной рассказывали.
Подбодрила она агронома.

После получасовой лекции о правильном ведении сельскохозяйственного производства, она обратилась к председателю исполкома:
- Пал Саныч, вот за такие взгляды Иван был посажен в кутузку. Отдайте мне его, уж очень нужен такой специалист.

- Думаю решим этот вопрос, Розия Александровна. Если, конечно, сам молодой человек будет не против.

- Думаю, что он будет не против. Семьи у него нет, здесь ничто не держит. А мы его и работой обеспечим, да и невесту найдем. Вы как, Иван, не против?

Густо покрасневший агроном молча кивнул головой в знак согласия.

- Так, у нас остался директор завода. Тоже ведь помощь предлагал, грех отказываться.
Я не зря попросила сначала высказаться Ивана Северова. Теперь вы понимаете, сколько проблем предстоит решить сельским жителям, чтобы обеспечить город продовольствием.
Но нужна техника для всего этого. Нет я не говорю про машины и трактора, еще рано, но обеспечить нас плугами, конными косилками и сеялками вы просто обязаны.
Как у вас дела обстоят с этим делом?

- Ну, кое-что есть, начали делать. Есть плуги, бороны, но как делать сеялки и косилки, да и конные грабли еще предстоит разобраться.

- Простите, что вмешиваюсь, а если бы были образцы, то быстрее бы пошел процесс?
Робко вклинился в разговор Иван Северов.

- А у вас есть образцы?
Заинтересовался директор завода.

- Кое-что есть! Мой бывший хозяин был передовым человеком своего времени и выписывал все самое лучшее, что производилось не только в России, но и за рубежом.
Когда начались смутные времена, он решил припрятать все оборудование до лучших времен. Но сейчас оно ему уже не понадобится, а я знаю, где спрятано.

- Молодой человек, да вам цены нет!
Воскликнул директор.

- Пал Саныч, может отпустим и этих, пусть делом занимаются?
Обратилась Роза к председателю исполкома.

- Да пусть идут, если они вам больше не нужны.

- Одну минутку! Иван, отдашь только по одному экземпляру для примера, остальное на наши телеги. Да, думаю, товарищ директор не откажется отпустить нам за эти экспонаты своей продукции по себестоимости.
Все на твоей совести, товарищ агроном, смотри не продешеви. Спрашивать буду строго.

Все с изумлением уставились на Розу. Помещичьим имуществом она распоряжалась как своим.

В приемной председателя исполкома уже скопилось много народу, неоднократно открывались двери и звучали просьбы с разрешением войти, но Пал Саныч никак не мог расстаться с этой удивительной женщиной. Уж очень ему было интересно, что она задумала, как решила поднимать сельское хозяйство.

- Ну а теперь, Роза Александровна, посвятите меня, что вы задумали?

Роза тяжело вздохнула и в этот момент остро пожалела, что рядом нет любимого Левушки. Уж, он то разложил бы все по полочкам, со своим математическим складом ума.


Рецензии