Мировая премьера - Валенсианская вдова

Студенты на сцене Театра оперы и балета

   Так быстро летит время... Кажется, только был анонс почти во всех СМИ о "Валенсианской вдове" как мировой премьере (либретто В. Задерацкого, оркестровая версия Л. Гофмана) по комедии Лопе де Вега, только стала свидетелем этого явления 05 мая 2021 в Театре оперы и балета Сыктывкара, а уже и событие отходит на второй план в преддверии Дня Победы. Казалось, что значит мой голос не музыкального критика, а рядового зрителя? Тем более, что есть и "Программа" спектакля в печатном виде, где указаны действующие лица и исполнители, и руководители поимённо, и дана справка о каждом из них... Кто хочет, прочитает...
  Однако хотелось бы поделиться впечатлением от спектакля. Он, конечно, уникален.
  Уникален тем, что детище выдающегося композитора Всеволода Петровича Задерацкого, репрессированного в 30-х годах, в начале 21 века обрело вторую жизнь.
  Уникален тем, что в произведении композитора, едва обретшего свободу, столько "жгучих лучей испанского солнца, острых ритмов народных танцев,пряных интонаций испанских песен".
  Уникален тем, что студенты и выпускники Колледжа искусств вышли на большую сцену Театра оперы и балета Республики Коми. Им дали карт-бланш доверия, дали почувствовать вкус сцены и успеха, а это дорогого стоит!
   Видели бы лица будущих артистов , когда они несколько раз выходили на поклон! Это было нечто! Просветлённые, одухотворённые, раскрепощённые, радостные! С живинкой! Это то, чего мне слегка не хватило в спектакле, но... артисты чертовски молодые и обаятельные!
   Конечно, поправка на 2-3 курс, на большую сцену, однако мне кажется, что иногда при несомненном таланте, отличном голосе будущие актёры были слегка зажаты. Даже несмотря на задачу создать образ благочестивой вдовы Леонарды в исполнении Серафимы Меркушевой (сопрано), робкого влюблённого Камильо (Дмитрий Алексеев,баритон), движения на сцене должны быть выверены. Мне не хватило экспрессии, конкретно - жестов, так как выражения лиц издали были плоховато видны при неярком освещении сцены. Гомер назвал искусство жеста несравненным. Даже великолепно поставленным голосом не выразить всей гаммы чувств, не удивить современного зрителя, слушателя. Вы видели, как поёт Анна Нетребко? У неё поёт всё тело! Пластика рук, плеч, шага... Жесты... Ясно, что актёрское мастерство приходит к начинающим певцам со временем, но... у нас, в России, есть с кого брать пример, творчески расти.
   В массовых сценах, в танцах (хореограф-постановщик Заслуженный работник республики Коми Людмила Матросова) будущие актёры были живее, и мизансцены не лишены зрелищности. Интересны были подчас и роли второго плана. Всё-таки это комедия! Уже после спектакля, когда стала рассматривать фотографии, видеосъёмку, нашла то, что недоставало - выражение лиц, мимику. Вокального искусства без актёрского не существует... Опере, как никакому другому виду искусства, присущ синкретизм. Литературовед А. Н. Веселовский определял его как «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова». Об этом речь! В данном смысле синкретизмом опера чем-то сродни храму - храму искусства...
    Это субъективные мысли по поводу... Возможно, другие зрители подметили иное и напишут об этом. И не только...
   Была приятно удивлена работой костюмеров, ладно сшитыми костюмами, качественными декорациями. Не всегда у нас культура, оказывается, финансируется по остаточному принципу!
   Разумеется, не было бы спектакля и без симфонического оркестра (художественный руководитель и дирижёр Заслуженный артист России Александр Титаренко), да и без самой молодёжной оперной студии под руководством Владимира Юрковского Колледжа искусств Республики Коми! ЗдОрово, что они есть, существуют! За всем этим - огромный труд педагогов, душа, отданная творчеству!
   И знаете, есть некоторая знаковость в словах, в событиях. Некоторым, возможно, покажется, что то, о чём скажу сейчас, притянуто за уши...
А ведь если вдуматься в название "Вдова...", в слово, будь то женщина любой национальности, человек 16 или 21 века, действующее лицо комедии или трагедии, верно только одно : вдова - это женщина, потерявшая близкого человека, мужчину. А сколько вдов осталось после Великой Отечественной войны, сколько осталось вдов после нашествия ковида?! Наверное, заметили, что смертность мужчин от коронавируса выше, чем смертность женщин...
   И даже несмотря на жанровую особенность оперы (комедия), в целом спектакль внушает нормальное человеческое чувство - веру в жизнь, в любовь; как отметил перед спектаклем Леонид Гофман, сначала - отказ от взаимоотношений, затем - страсть, а "страсть перерастает в любовь, в праздник любви". И это очень ко времени, по-человечески понятно каждому! А ведь что может быть важнее помимо всего сказанного? Актуальность ! На уровне подсознания или понимания...
   Вот потому и зал аплодировал стоя, артисты выходили на поклон под крики "браво", и осталось лёгкое чувство эйфории от успеха, от цветов, от того, что в зале - родные, друзья, люди, которых роднит искусство и поднимает над горестями, над суетой в едином радостном порыве...
Браво! Счастливой творческой жизни и любви!
С благодарностью,
Галина Аникина


Рецензии