Взять Берлин к Первомаю!

 Этажи политые кровью,
когда город и так обречён-
положили б и миллион,
чтоб порадовать к Празднику новью!


Из интернета
.............

Журнал "Международная жизнь"
08.05.2021 • Даниил Денисов, журналист


«Здесь на последнюю встречу собралась вся Европа»: как иностранные легионеры защищали Берлин от Красной Армии

Победа! сердцу сладкий час!
Россия! встань и возвышайся!
(Александр Пушкин)

16 апреля 1945 года Красная армия начала прорыв в направлении Берлина. Наступление шло широким фронтом. 25 апреля части 1-го Украинског и 1-го Белорусского фронтов замкнули кольцо окружения вокруг столицы Третьего рейха. Обороняемый нацистами город  представлял собой каменные бункеры в шесть этажей, доты, дзоты, вкопанные в землю танки и укреплённые дома.

Операция продолжалась две недели и закончилась 2 мая капитуляцией гарнизона Берлина, когда войска Красной армии полностью овладели мощной цитаделью гитлеровцев.

Захват Берлина привёл к массовой сдаче в плен остатков вермахта и войск СС на большинстве фронтов. В ходе Берлинской операции советские войска разгромили 70 пехотных, 23 танковых и моторизованных дивизий противника, уничтожили большую часть авиации вермахта,  захватили до 11 тысяч орудий и миномётов, свыше 1500 танков и штурмовых орудий, 4500 самолётов, взяли в плен около 480 тысяч человек.

Кто были защитники Берлина от советских солдат в мае 1945 года? Кроме берлинцев, собранных Геббельсом в двести батальонов фольксштурма, женских бригад, резервистов,  преподавателей и курсантов юнкерских школ СС, персонала штабов и управлений СС, оборону Берлина на южном и западном направлении держали наиболее боеспособные дивизии ваффен-СС.  Под Берлином действовала сформированная 11-я танковая армия, в состав которой вошли все уцелевшие эсэсовские части городского гарнизона, а крупнейшим подразделением войск СС, с которым пришлось сражаться бойцам Красной армии, стала дивизия СС «Норланд».

Полное наименование этой части войск СС – XI добровольческая танково-гренадёрская дивизия СС «Норланд». Защитниками Берлина в составе этой дивизии, сформированной ещё в 1943 году, стали в основном добровольцы из Дании, Нидерландов, Норвегии.

С сентября того года дивизия действовала в карательных операциях против югославских партизан в Хорватии, а уже с ноября 1943 года началась отправка частей дивизии на Ораниенбаумский участок советско-германского фронта.

В январе 1944 года это подразделение воевала в составе группы армий «Север» под Ленинградом. Только за время блокады города на Неве частями Красной армии были убиты 2000 солдат и офицеров  войск СС из Дании и 1200 эсэсовцев из Норвегии.

В начале февраля 1944 года «Норланд» совместно с 4-й добровольческой моторизованной бригадой СС «Нидерланды» участвовали в боях под Нарвой, получившей в западной историографии название «битва европейских СС». В сентябре танковый батальон и дивизион штурмовых орудий этой дивизии успел побывать даже под командованием эстонских эсэсовцев. В  марте 1945 года, после отступления от Риги,  в состав дивизии был введён Британский добровольческий корпус – коллаборационистское подразделение в составе ваффен-СС, состоявшее из британских военнопленных.

27 апреля – 1 мая 1945 года остатки этой  дивизии в составе 11 000 человек участвовали в защите здания рейхсканцелярии в центре Берлина и были разгромлены частями Красной армии. Из эсэсовцев дивизии, оставшихся в живых и попавших в плен, оказался всякий сброд из граждан Скандинавии, Польши и Чехословакии, а также фольксдойче из Хорватии и латыши из СССР.

Голландская дивизия СС «Нидерланд» численностью до 5200 человек была ликвидирована Красной армией в апреле 1945 года под Берлином.

Всего за годы войны в советском плену оказалось 4729 голландцев, 7006 датчан, 5878 норвежцев,  601 швед.  6033 фламандцев и 2812 валлонов из дивизии СС «Валония» попали в плен в апреле 1945 года. Сама дивизия, сформированная из бельгийцев, люксембуржцев, французов и испанцев, принимала участие в боях на Восточном фронте и была разгромлена под Шверином и Брандербургом.

Берлин от наступающих частей Красной армии защищали легионеры из французской дивизии СС «Шарлемань» («Карл Великий»).

33-я французская дивизия СС «Шарлемань» была сформирована за три месяца до конца войны, и в основном комплектовалась французскими гражданами. После первых же боёв в Померании из семи тысяч человек первоначального состава в ней осталось не более тысячи солдат и офицеров.

10 апреля командование «Шарлемани» провело опрос, который показал, что 75% одного из батальонов и лишь половина из другого решили сражаться «с большевиками» до конца. Ночью 23 апреля штурмовой батальон «Шарлемань» был вызван в Берлин и на девяти грузовиках направился через северо-западные пригороды для защиты столицы Рейха.

Батальон был разделён на 4 стрелковые роты по 60-70 человек в каждой и передан под командование гауптштурмфюрера Анри-Жозефа Фене. Вслед за тем штурмовой батальон СС «Шарлемань» под постоянными советскими бомбардировками выдвинулся на восток Берлина, где вступил в бой с частями Красной армии.

Постепенно отступая в центр города, французские эсэсовцы приняли участие в боях за Рейхсканцелярию, Рейхстаг и квартал правительственных зданий, нанося тяжёлые потери советским частям. Только за один день боёв 28 апреля из общего числа  108 подбитых в Берлине советских танков, французы «Шарлеманя» уничтожили 62 единицы. Последним командным пунктом дивизии стал разбитый вагон, освещенный свечами в подземном павильоне станции метро Штадтмитте рядом с Рейхсканцелярией. 1 мая французы продолжили оборонять этот объект и сражаться на Лейпцигштрассе, вокруг Министерства авиации и на Потсдамерплатц. Утром 2 мая, вслед за объявлением о капитуляции немецкой столицы, последние уцелевшие 30 бойцов «Шарлеманя» из 300 прибывших в Берлин, покинули бункер Рейхсканцелярии.
ерлин, не укрепится ли в их сознании неоправданное представление, что они внесли основной вклад в нашу общую победу? Не породит ли это у них такое настроение, которое создаст серьёзные и непреодолимые трудности в будущем?»

В ходе Берлинской операции Красная армия потеряла 78 200 человек убитыми, 274 000 бойцов получили ранения.

А европейцев уже в наше время  всё-таки постигли те самые «непреодолимые и серьёзные трудности» в понимании и  признании того, что 9 мая в Берлине был окончательно разгромлен не только немецкий, но и доморощенный европейский нацизм во всех его формах и со всеми  знамёнами его государств.


Рецензии