Философия бытия Достоевского. Бесы

Философия бытия
в романе Ф.М. Достоевского
«Бесы». – В стихах.
М. Шульгин, 2019, Иркутск-Сочи, 7 с.

«Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, - это все язвы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в нашем больном, в нашей России за века» (Ф. Достоевский)   

Примечание
В романе можно без труда найти параллели на волнующие вопросы в отношении происхождения важных социально-психологических явлений и состояний в обществе на рубеже веков в России.
    
Содержание

1. Философия бытия (выдержки из романа)
2. Религиозная правда
3. Чувства
4. Заимствованные идеи
5. Либерал-прежде всего лакей
6. Разум, добро и зло
7. Народы и религии
8. Скандальная суматоха и движение народов
9. Упоение низостью и падением
10. Женитьба
11. Идеология революционеров


1. Философия бытия (выдержки из романа)

- «Закон бытия в том, чтобы можно было приклониться великому. Безмерное и бесконечное также необходимо человеку, как и та малая планета, на которой он обитает».
- «Самоубийство - это еще один обман – последний обман в бесконечном ряду обманов. Обмануть, чтобы только сыграть в великодушие».
- А можно ли веровать в бесов, не веруя совсем в бога? (Ставрогин). – О, очень можно. Сплошь и рядом, сказал Тихон.
- «Видимо вся вторая половина жизни составляется обыкновенно из накопленных в первую половину жизни привычек».
- «Блажен тот, кому бог посылает женщину».
- «Я лгу, но главное, я себе верю, когда лгу».
- Милостыня не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
- Посмотрела я на вас всех тогда – «столько богатства и так мало веселья» (хромая Лебядкина).
- «Обманет женщина всевидящее око».
- «Народы движутся силой необъяснимой. Это сила неутомимого желания дойти до конца и в тоже время конец отрицающая» (принцип Троцкого - «движение все, конечная цель – ничто»). – Это сила неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти.

2. Религиозная правда

«Дух жизни сопряжен с исканием бога» (Ф.М. Достоевский)


Правда наша тускла неодета,
но добавьте лжи в нее и цвета –
дамой будет выглядеть роскошной,
но бездетной сплетницей и пошлой.

Чем хуже человеку жить и чем забитее народ,
тем больше ждет наград от всех земных невзгод.
К небесному царству Христос призывает,
Отверг земное царство, грех спасая.
Но Бес на этом троне воцарил,
когда народы ложью разделил.

               

3. Чувства

«Любови пылающей граната лопнула в груди Игната.
 И вновь заплакал горькой мукой по Севастополю безрукий»
(Ф. Достоевский).


Когда постыдность сладострастья поманит наше знание,
до края и абсурда можно довести свои желания.
И если песнею «священная тоска» заполнит душу радостью,
то не польщусь дешевому соблазну и не поддамся слабости.

Несчастным станешь от того, что своеволье
не сможешь воплотить своею сильной волей.

Что чувствую и зрю, когда из милостыни бедным подаю?
- Наверно, благородство?  А может это просто превосходство.

Насмешки разные, высокомерие, капризы, 
от благородных лиц исходят как сюрпризы.


4. Заимствованные идеи

«Россия и до сих пор не выработала своей собственной идеи.
Бунтовщиков пленял не реализм, а чувствительная идеальная сторона социализма его религиозный оттенок и поэзия»
(Достоевский, с.75). 
            
Великую идею по кочкам волочат
и так ее безжалостно, и дико исказят,
что превратят в игрушку для ребят.
Россия школьница в оборках платье носит,
на Запад взгляд при этом тихо косит.
Идеи ветхие за Днепром собирает,
о демократии и рынке помышляет.
Я человеко-богом стану и тогда народу,
я счастье подарю, убогим дам свободу.
Но для того лишь треба одна малость,
убить свой страх, себя и жизни радость.
В большой дороге видится идея,
а в малой что? – Идти по ней не смею.
Не разгребать же животом болото?
На брюхе ползать, впрочем, не охота.
И по дороге мчимся мы на свежих парусах,
А где пастух? – запутался в кудрявых волосах.
Глядят в глаза как окулисты,
выросшие из штанов социалисты.
«Опереться дескать не на что в стране»,
отрицая власть ведут к войне, - тем и послужили сатане.
А в чем же идеи суть? – Честь опорочить и всех обмануть.
Немецкий труд как образец для наших русских,
недостижим был прежде, ну а как теперь?
Порядку двести лет учились мы у метров прусских,
с восторгом ломились в закрытую дверь.

4. Либерал прежде всего лакей
               
 «Наш русский либерализм прежде всего лакей и только и смотрит,
 как бы кому-нибудь сапоги вычистить. Мы с немцев что-нибудь взяли.
 Двугривенный взяли, а сто рублей отдали» (Ф. Достоевский)

Мечтали Польшу запустить по Днепр
и уничтожить армию и флот.
Наследство отменить, Россию раздробить
и жить как ветер тихий, без забот.
К простолюдинам же с презрением относились,
их грубости и серости стыдились,
французов чистеньких под ними представляя.               
В России, говорили: «Падать больше нечему»,
и держится колос большой по воле Бога,
но братство христианское отнюдь не вечное,
и Бог не устоит перед железною дорогою.
И выглядим мы как-то неумело, ребятишками,
перед этими большими американскими сынишками.
И чтобы вровень с ними можно было стать,
пол жизни в Штатах надо прозябать.
И стань когда-нибудь страна богатой и счастливой, -
то некого бы стало ненавидеть, негде воровать.
Но въевшееся в кровь брезгливое презрение,
найдет за что Россию оболгать.         


6. Разум, добро и зло               
               
«Никогда разум не в силах был определить зло и добро
или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно,
напротив, всегда их позорно смешивал» (Ф. Достоевский)

Добро и зло не в силах разум разделить,
понятия о них у всех народов разное.
И чем слабей люд, тем больше будут пить,
и чувства вымывать из душ прекрасные.
Еще не удавалось атеизмом и наукой,
устроить радость бытия народам разным. 
И оборачивалась жизнь такая вечной скукой,
хотя и искренно мечталось о прекрасном.
   
   
7. Народы и религии 

 «Народ – это тело божие. Всякий народ до тех пор и народ,
пока имеет бога особого, пока верует, что своим богом победит   
 и изгонит других богов» (Ф. Достоевский, с. 239)

Евреи для того лишь скромно жили,
чтобы оставить миру истинного Бога.
Боготворя природу, греки морем плыли
и философию с искусством подарили.
А Рим пройдя горнила воин, разврата и забавы,
на пьедестал поставил превосходство права.   
Ругаясь скверными словами без цинизма,
Россия свой народ божественно вершила.
И к Богу вновь пришла, иконы сохранила,
пройдя свой долгий путь и в этом ее сила.


8. Скандальная суматоха и движение народов

Скандалов шумных суматоха веселила
и нечисть всю на дело вдохновила.
Открылись тайные каналы грязных стоков
и родила Россия беса раньше срока.
И как обман последний в череде обманов,
самоубийство стало буйно процветать.
Бесчестие лгать, в объятья смуты зазывать.
И это дикое желание достигнуть конца
В смятенье поставит любого молодца.
               

9. Упоение низостью и падением

И грань желаний невозможных ощутил,
когда девчонку тайно обольстил,
и действо с ней постыдное свершил (Ставрогин).
И стыд пронзил от осознания низости,
от этой скверной, и никчемной близости.
И образ девочки в дверях вставал,
с укором головой неистово качал,
и кулачком грозил,
и мучил сердце тяжким ожиданием.
Когда же гнев в себе уймешь,
и в сделку с совестью войдешь.
Отхлынет страх, зардеет упоение,
что гласно избежал позора и отмщения.
      
10. Женитьба
               
Женитьба - это нравственная смерть
для гордых душ и независимости всякой.
Пойдут ведь дети и, возможно, не твои
- тогда уже безропотно терпи, не вякай.
Обманет женщина всевидящее око,
заставит прыгать мужика высоко.


11. Идеология революционеров
               
«Уверяют, что если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма.  Если есть бог, то и я бессмертен. Если его нет - то я сам бог». С. 234.
   
Носились с мужиками как с драгоценной торбой,
на вшивые головы венки им надевали,
носителями счастья и богатства называли
и вот они уже идут с большими топорами.
Бойцами стать все те уже готовы,
кто может мужика убить из ощущений новых.
Кто радости мешает с гадостью,
над Богом насмехается и святостью.
И мы размножим страхи разрушением,
и кровью лик божественный зальем.
И ради равенства и пищеварения,
легенды сочиним и правду подожжем.
Устроить надо нам два поколения разврата чтоб навек,
в мразь гадкую, трусливую облекся человек.
Займется Русь пожарами высокими,
начнется смута, ложь пойдет шугой.
И сможет каждый самозванец одинокий,
пророком стать и управлять толпой.
Умерим желания простого люда,
сплетни пустим, пьянство вытащим за уши.
И равенство станет излюбленным блюдом,
а гениев уже в младенчестве задушим.
И эта привычка называть на «ты» отца,
в дни споров и обид напомнит подлеца.

Опубликовано 10 мая 2021, Сочи


Рецензии