Великие люди от Авраама до Хокинга 51

Двадцатый век (продолжение)


У Сергея Слонимского две профессии: композитор и музыковед. С одной стороны, он пишет живую, импульсивную музыку, с другой – умозрительную, народно-стилистическую.

Слонимский – композитор-теоретик, композитор-исследователь русского фольклора.

Творчество Слонимского – это богатая кладовая русского мелоса.

В творчестве Слонимский выступает талантливым интерпретатором русской народной песни.

Слонимский погружается в созерцание природы. Он, как мудрый старожил, с умилением взирает на каждую травинку, на каждый сучок, вслушивается в птичьи голоса.

Музыка Слонимского заставляет задуматься о судьбах нашего Отечества: балашовской древней Руси и солженицынской гибнущей России.

Сергей Слонимский – певец русского севера в музыке, как Николай Рубцов – в поэзии. Композитор и поэт с любовью обозревают красоту природы, старинные церквушки, заливные луга, величавые леса.

Сколь многолик стилистический язык Слонимского, столь же бледны его подражания известным композиторам – Сергею Прокофьеву и Дмитрию Шостаковичу.

Писатель-эмигрант Василий Аксёнов отображает галантный XVIII век, сопоставляя его с грубым XX веком и, наоборот, отыскивает черты сходства кровавого XX столетия с вольтеровской эпохой. Нелегкая задача!

На жизни и литературе Василия Аксёнова лежит печать «стиляжничества». Его повествование носит характер американского хеппи-энда.

Писателю Василию Аксёнову и композитору Андрею Петрову свойственна исповедальная лирика, а так же – ирония, сатира, шаржированный урбанизм. Близость эстетических позиций художников-шестидесятников вполне объяснима!

У сумасбродной женщины безумная поэзия и несуразная смерть. «Умирание – это искусство, как и все остальное. Я делаю это блестяще», - заметила поэтесса. Здесь с ней не поспоришь! Об этом говорит трагическая судьба американской писательницы Сильвии Плат. Надо же: всунуть голову в духовку и открыть газ!

В зеркале музыкального интеллекта композитора Родиона Щедрина отражается весь мир.

Щедрин не сочиняет музыку в обычном смысле слова. Для него творчество – это интеллектуальное музицирование в духе старинных мастеров.

Произведения Щедрина – в некотором роде музыкально- интеллектуальные экзерсисы и кунштюки.

Щедрин – композитор-хирург, разрезающий скальпелем интеллекта живую музыкальную ткань.

Музыка в понимании Щедрина – арена для интеллектуальных состязаний композиторов.

Щедрин – композитор-шахматист, играющий осторожно, с оглядкой.

Щедрин – композитор-потребитель оригинальных идей. Он оперативно использует в своих произведениях чужие мысли.

Не убеждает песенно-частушечная музыка Щедрина. Композитор стоит далеко от народа, нисколько не печалясь его страданиями.

Щедрин – любитель скоморошничать в музыке. Нередко он распускает петушиный хвост оркестровой красочности!

Щедрин пишет «религиозную» музыку из желания не отставать от моды.

Долго и скучно живут супруги, которые боятся «хлебнуть лишнюю долю тревоги», - как однажды заметил американский писатель Филип Рот. Автор 25 романов хорошо знал окружающую его жизнь.

Поэт Андрей Вознесенский всматривается в общественную жизнь через перископ тонущего социализма.

Вознесенский в автобиографии восклицает: «Я – вселенский полудурок». Поэта не корми, но дай блеснуть яркой фразой.

Вознесенский, в пику московским горлопанам, кричит: «Тишины хочу, тишины!». А кто же он сам, ввергающий в экстаз целые стадионы людей?

Вознесенский луженой глоткой проверяет музыку слов.

Вознесенский театрально преклоняет колени перед распятой Россией.

Вознесенский – продукт разлагающегося социализма.

Бесславие для самолюбивого Вознесенского – нестерпимая заноза в сердце.

Находясь в плену слепого критиканства советского общества, Вознесенский, однако, сочувствует истерзанной Руси. Он не подозревает, что его душа раздвоена.

В Вознесенском парадоксальным образом сосуществуют бездушный робот и сентиментальный человек.

Вознесенский во весь голос стыдится за великую страну и только слегка укоряет себя за трескучие стихи.

Композитор Луис Бакалов – изысканный интерпретатор аргентинского танго. Его оркестр восхитительно красочен. Кроме этого, Бакалов приобрел известность музыкой к кинофильмам, а также духовными произведениями.

Британский классический гитарист, лютнист и композитор Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, раскрывающий духовную сущность музыки разных эпох.

Одинокие женщины вынуждены утешать себя красивыми фантазиями, сладкими грезами о счастье. Они живут, как выразилась актриса Татьяна Доронина, «в придуманных мирах». Сама же Доронина вкусила прелесть семейной жизни, побывав в 5 ти браках. Это не помешало ей быть творчески активной почти до 90-летнего возраста.

Польский композитор Кшиштоф Пендерецкий – Иоанн Богослов в музыке XX века. Его звуковой апокалипсис не менее страшен, чем библейский. Мастер с огромной выразительной силой передает муки и стоны грешников перед концом света.

Какую бы тему ни затрагивал Пендерецкий в музыке, она всегда апокалипсическая. В ней раскрывается ужас перед надвигающейся всемирной катастрофой. Людьми овладевает отчаяние, страх, безысходность и абсолютная беспомощность. В иных случаях они, каясь в содеянных грехах и преступлениях, падают на колени перед Всевышним с мольбой о помиловании. Композитор предсказывает конец света, если только человечество не одумается.

В авангардной музыке Пендерецкого хаос держит в тисках космос, и кажется, что хаос готов раздавить космос. Это похоже на каюту корабля, за иллюминатором которого бушует океан.

Трагедийные композиции Пендерецкого – это музыка оголенных нервов и разорванного сознания.

Пендерецкий заключает душу человека в тюрьму скорби, делает ее заложницей всемирного страдания.

Музыка Пендерецкого, созданная им в период авангардизма, терзает разум, и, написанная в период неоромантизма, ублажает душу.

Пендерецкий – дерзкий новатор, но, в конечном счете, он находит покой и утешение в благозвучной неоромантической музыке.

Период катастрофического экспрессионизма сменяется у Пендерецкого эпохой возвышенного романтизма.

Предельно эмоциональная музыка Кшиштофа Пендерецкого ставит его рядом с лауреатом Нобелевской премии писателем Генриком Сенкевичем.

Музыка композитора Генрика Гурецкого ассоциируется с образами польских Татр, с буднями и праздниками их жителей.

Скульптор-монументалист Зураб Церетели смотрит на красоту удивленными глазами ребенка. В восстании пластических форм скрывается его мечта о гармонии и красоте!

Музыка композитора Владимира Дашкевича сшита из мелодических лоскутков советской песни.

Первый в мире космонавт Юрий Гагарин одаривал людей счастливой улыбкой.

Юрий Гагарин купался в лучах мировой славы.

Сравним биографические данные первого космонавта СССР Юрия Гагарина и первого астронавта США Алана Шепарда: Гагарин – полковник, погиб в авиационной катастрофе при невыясненных обстоятельствах в 34 года; Шепард – контр-адмирал, магистр искусств, доктор естественных наук, умер в 74 года.

Кронид Аркадьевич Любарский попал в турбулентность «холодной войны». Родители будущего астрофизика с детства воспитывали его в антисоветском духе. Кронид получил отличное образование, защитил кандидатскую диссертацию, проектировал космические аппараты для посадки на Марс. В 1977 году уехал за границу, выступал на американской радиостанции «Свобода», финансируемой Центральным Разведывательным Управлением США. После триумфального возвращения на родину и очередного путешествия бесславно утонул в Индийском океане.

Парусник композитора Алемдара Караманова рассекает земные и небесные просторы.

В музыке Караманова бушуют земные и вселенские стихии.

До слуха Караманова доносится голос вселенной. Он слышит музыку звезд.

Караманов внимает вселенной и Божьему промыслу.

Алемдар Караманов в отображении природных стихий – тот же Иван Айвазовский. Композитор и художник живут в Крыму и наслаждаются его неповторимой красотой. Они прославили чудесный уголок земли на века.

Алемдар Караманов продолжает традиции живописного импрессионизма Клода Дебюсси и жизнеутверждающего символизма Александра Скрябина!

Эйтор Вилла-Лобос ощущает дыхание океанского прибоя, Алемдар Караманов – приливы и отливы вселенной.

Итальянская киноактриса Софи Лорен мнит себя Наполеоном среди современниц, амбициозно заявляя: «Почти невозможно найти женщину, равную мне». Вот где торжество глупости, порожденной славой!

Композитор Альфред Шнитке – первый капельмейстер князя тьмы.

Шнитке – романтик, покоряющий высоты модернизма и постмодернизма.

Трагедийность музыки Шнитке обусловлена безуспешной попыткой соединить несоединимое: демона и ангела, дьявола и Христа.

Музыка Шнитке извергает огненную лаву ненависти к человечеству.

Музыку Шнитке пронизывают страх и путаные мысли смертника.

Шнитке – преднамеренный эклектик. Его музыка – это интонационный букет из чертополоха и роз!

Шнитке – Мефистофель, танцующий пошлое танго.

Музыка Шнитке – это заупокойная месса под хохот сатаны!

В диссонансной музыке Шнитке – бритвой режет по сердцу, в консонансной – прельщает райским блаженством!

Композитор Альфред Шнитке и поэт Иосиф Бродский – тандем гениев в период крушения Советского Союза. Свой зоологический страх перед катаклизмами эпохи они прикрывают высокопарной риторикой слов и патетикой музыки.

Эгоцентричный и властолюбивый «король рок-н-ролла» Элвис Пресли решил обзавестись золотым Кадиллаком. И, тем не менее, ничем не примечательная женушка бросила его, забрав с собой дочь. «Король» остался без королевы!

Французская певица итальянского происхождения Далида вкусила сладость счастливой жизни, пока не угодила в человеческий ад. Ее грандиозному успеху позавидовали бы даже самые талантливые мужчины. Фирмы выпустили более 170 миллионов дисков Далиды по всему свету! Слава певицы сопровождалась трагедиями в личной жизни. Три ее любовника окончили век самоубийством, после чего она последовала за ними.
Такая же судьба постигла великих певиц немку Марлен Дитрих и гречанку Марию Каллас. Женщины без семьи не способны адекватно реагировать на выпады судьбы.

Протоирей Александр Мень потчует интеллигенцию молочным супцом библейских легенд и сказок!

Значителен вклад Меня в дело религиозного просвещения верующих. Он простым языком излагает историю религии, в которой важное место отводит эволюционному становлению христианства.

Мень – талантливый проповедник православия с явными симпатиями к католицизму и экуменизму.

У Михаила Леоновича Гаспарова столько регалий, что проще сказать о нем, как о теоретике литературы, переводчике и академике Российской академии наук. Ученый выделяется из общей массы научных сотрудников огромной энергией и редкой эрудицией. Его поэтический стиль живописно-красочный, но лаконичный, всецело принадлежащий эпохе модернизма и постмодернизма.

Душа французской писательницы Франсуазы Саган – это нежная фиалка любви.

Какую мысль хочет высказать Саган в романе «Ангел-хранитель»? Она дает понять, что мужчина-рыцарь будет оправдан любой женщиной, если он, защищая ее достоинство, готов идти на убийство. Не такова ли заветная мечта всякой уважающей себя дамы?

Умная и талантливая Саган применяет законы детективного жанра, делая героем романа «застенчивого убийцу» - защитника прекрасного пола.

Никто иной, кроме женщины, не знает, как хрупка и беззащитна любовь, о чем пишет Саган.

Саган говорит, что женщина может позволить себе быть романтической тогда, когда она материально независима.

Лирическая проза Саган – это грустное прощание с любовью.

Франсуаза Саган помещает литературных героев в экстремальные ситуации с тем, чтобы глубже заглянуть в их духовный мир. Примерно так же поступает художник Амедео Модильяни, удлиняя тело женщины для того, чтобы подчеркнуть ее нежность. Если писательский метод Саган – это лирика с острыми углами, то живописный стиль Модильяни – лирика прямых линий.

Композитор Гия Канчели – демиург грузинской музыкальной вселенной.

Канчели – духовный поводырь грузинского народа.

Шестая симфония Канчели представляет собой монументальную картину Древней Грузии.

Музыка Канчели передает сожаление по утраченной славе царства Тамары Великой.

В красочных музыкальных полотнах Канчели отражается многовековая печаль неба и гор Грузии.

Неповторима музыка Канчели, отмеченная тончайшей акварельной звукописью! Источником вдохновения композитора служит любимая им Грузия.

Семь трагедийных симфоний Канчели – это кавказский хребет в современной симфонической музыке.

Канчели в симфонических фресках, подобно гиганту-строителю, мощными ударами вбивает сваи в землю! Допустимо иное толкование оглушительных ударов: кажется, что дьявол хочет расколоть землю на две части!

Канчели сочиняет музыку горных обвалов и цветущих долин. Его звуковая живопись – трагедийна, ибо рисует катастрофы, пережитые грузинским народом на протяжении многих столетий.

Канчели – мастер оркестровой светотени, тихой, тонкой, едва уловимой: в ней музыка видит живопись, а живопись слышит музыку.

Музыка эстонского композитора Арво Пярта целомудренна.

Пярт сочиняет тихую, благостную музыку.

Пярта вдохновляет Отец Небесный.

Пярт молится перед иконой Девы Марии.

Пярт обращается к людям с проповедью любви.

Пярт очищает душу христианской скорбью.

Нужно быть истинно верующим человеком, чтобы писать светлую, чистую, одухотворенную музыку. Это относится к Пярту.

Музыкальная вселенная Пярта светоносна от беспредельных вершин духа до океанских глубин души!

Возвышенно-созерцательная музыка Арво Пярта продолжает традиции религиозной музыки Оливье Мессиана.

Писатель Кен Кизи ищет ростки человечности не в американском «свободном» обществе, где царят равнодушие и лицемерие, а в сумасшедшем доме, в котором психически больные люди мечтают о спокойной, благополучной жизни.

Чтобы стать великим певцом или композитором, не обязательно знать нотную грамоту. Это доказывает творчество певца Лучано Паваротти и композитора Вангелиса, во многом определивших музыкальное лицо эпохи.

Наряду с беспредметной живописью существует беспредметная музыка, состоящая из произвольно набранных звуков. Это музыка бурлящего звукового резервуара. Таковы произведения немецкого авангардиста Хельмута Лахенмана.

Поэт Евгений Рейн смотрит на обыденную, декадентско-мещанскую жизнь глазами трагического небытия.

В поэзии Николая Рубцова слышится тихий, печальный голос России.

Рубцов с душевной болью прощается с березовой Россией.

Песни латвийского композитора Раймонда Паулса желтыми листьями кружатся над землей.

Хрупкий, нежный, ласковый голос певицы Анны Герман как нельзя лучше раскрывает природу женской души. В ее сердце растет стебелек, обладающий колоссальной жизненной силой.

Стихи русского и американского поэта Дмитрия Бобышева наполнены державинскими архаизмами и вселенскими образами Андрея Белого. Бобышев ворочает глыбами жизни, как строительным материалом.

Поэт и переводчик Анатолий Генрихович Найман созерцает мир, предметы, вещи, лица через призму тихой печали. Он ищет смысл жизни в ее сокрытых тайнах.

Анна Ахматова призвала молодого Анатолия Наймана для выполнения секретарских работ. И он всегда с пиететом относился к великой поэтессе!


Рецензии