Добромила Иванова. 213 Жемчужина
- Дорогая Радосвета, в чем заключается душа человека, как основа существования?
- Душа – это духовная природа любого живого существа. Душа есть у людей, животных, растений – у любых живых существ, которые рождаются и умирают. Вне зависимости от формы жизни, душа – это основа существования, самое главное в живом существе. Она проявляется как наличие сознания, стремление к счастью и вечности. Каждое живое существо желает быть счастливым и жить как можно дольше, при этом сохраняя полноту сознания. Человек откажется жить вечно и быть счастливым, но жить без сознания, то есть не осознавать, что с ним происходит. Или если мы предложим ему возможность сознавать всё вечность, но не испытывать счастья – от также откажется. Каждому живому существу в фундаментальной основе своего существования нужно три вещи, три потребности, которые исходят из души – это вечность, сознание и счастье.
Но заключается душа не в этом, а в том, что она является обладательницей всего этого сама по себе. В силу того, что духовная природа превосходит материальную, она вечна, полна блаженства и полноты сознания. Наши тела подвержены изменению, они стареют, болеют и умирают, тогда как душа вечна и находится в состоянии чистого, постоянного счастья, которое всегда ощущается новым и никогда не приедается. Иногда человек чувствует это счастье без всякой причины, духовная природа иногда немного проявляется. В такие моменты сердце наполняется необъяснимой радостью и счастьем, страхи и беспокойства уходят, а на их месте есть только чистое, ничем не омраченное состояние вечного, легкого духовного бытия.
Но почему мы не испытываем такого счастья всегда? Да, такое счастье присуще душе и мы являемся, по своей сути, душой, но мы также являемся и частью материального мира. Наша материальная часть покрывает сознание души, как пыль покрывает зеркало, как дым покрывает огонь. Душа скрыта в материальной оболочке как ребенок скрыт в чреве матери. Иногда, по какой-либо причине, это покрытие сознание становится тоньше и мы способны почувствовать это счастье. Иногда, это покрытие становится грубее и мы больше вовлечены сердцем в мирские дела, отдаляясь от духовного понимания себя.
Итак, заключается душа также в материальной оболочке нашего грубого тела и психики. Чем больше мы желаем наслаждаться отношениями, вкусами, отдыхом, славой, деньгами, силой, красотой и прочими внешними объектами, тем сильнее становится это покрытие. Наша психика активно работает, когда внутри нас есть сильные желания и страхи. Это побуждает нас думать о себе, не как о душе, а как он теле, которое нужно защищать, кормить, одевать и наслаждать. Конечно, это необходимо для поддержания жизни, но когда это становится целью и смыслом жизни, мы окончательно огрубляем своё восприятие.
Счастье духовное превосходит счастье получаемое от любого внешнего объекта. Мы можем наслаждаться любимым блюдом, но вскоре оно нам надоедает. Мы можем наслаждаться отношениями, но вскоре они также теряют ощущение новизны, свежести и чего-то необычного. Все наслаждения становятся обыденностью со временем и нам нужно что-то другое. В этом проявляется невозможность достичь счастья мирским путём. Настоящее же счастье, духовное, не может надоесть, оно естественно и не требует усилий, но при этом никогда не надоедает и даже становится больше. Это счастье высшего порядка, совершенное счастье. Нам оно присуще в большей степени и больше подходит нам, так как мы принадлежим больше к духовной природе, чем к материальной. В этом заключается душа, как отражение нашей истинной сущности. Организму присуще искать пищу, воду, воздух, потому что это его потребность. Человек же ищет счастья, вечности и полного сознания. Потому что это присуще душе. Это фундаментальная основа понимания себя как души.
Духовное восприятие – бесконечный источник счастья, так как это наш подлинный взгляд на мир. Когда рыба попадает на сушу, она хочет вернуться, потому что там есть необходимая для жизни вода. Точно также мы, как обитатели духовного мира хотим вернуться туда, куда нам положено и потому испытываем острую нехватку счастья. Находясь в материальном мире, мы воспринимаем себя как наши тела и чувства и полагаем: то, что приятно нашим чувствам зовётся счастьем. Это есть изначальное невежество, из-за него мы всё также страдаем и не можем достигнуть настоящего счастья. Потому что настоящее счастье – это духовное счастье. В этом заключается душа и её природа. Всё что нам необходимо – это достигнуть духовного состояния и поддерживать его. Для этого нам не нужно уходить в горы, леса, пустоши, монастыри, бросать что-либо или значительно менять свой образ жизни. Ведь духовный путь находится внутри и зависит от искренности того, кто по нему идёт, а не перетасовок быта.
Чтобы познать душу, нам необходимо в первую очередь узнать, что такое душа. Мы воспринимаем мир материально и не можем своим несовершенным взглядом увидеть отражение действительности. Для того, чтобы познать свою душу, самого себя, нам необходимо внимательно заглянуть внутрь. Заглянуть глубже ума и разума. Это сделать непросто, ведь трудно обозначить то, что ни с чем не сравнимо. То мы не соприкасаемся ни с одним другим объектом духовного мира, кроме самого себя. Это как если бы мы положили человека в пустую белую комнату. В таком случае, у него не было бы понятия «Я», «Он», «Она», «Моё», «Чужое», «Правда», «Неправда» и прочее. Для него был бы только он и всё. Не было бы отображения цветов, времён года, дня и ночи, ничего. А так как ничего кроме него нет, то и говорить «Я» тоже нет надобности.
Поэтому, чтобы познать свою духовную природу, нам нужен кто-то ещё, с кем мы могли бы сравнить, относительно чего мы могли бы определить своё духовное Я. Но другие люди не могут нам помочь, потому что мы воспринимаем их сквозь очень укоренившееся понимание материальных взаимоотношений. Мы видим их как тела, личности, привычки, дурные и хорошие качества, но не способны увидеть их душами, потому что до этого не видели себя душой. А как мы можем разглядеть столь тонкое проявление, не осознав себя?
Итак, нам нужен другая часть духовного мира, которая с одной стороны бы не была непосредственно нашей душой, но к которой мы бы имели постоянный доступ внутри своего сердца. Им может выступить только Бог. Бог всегда находится в нашем сердце и обратиться к нему достаточно просто. Даже идти в особое место не нужно, всего лишь нужно искренне обратиться без всяческих корыстных, себялюбивых мотивов к Богу, как к тому, к кому мы питаем безграничное доверие и близость.
По сути, Бог ближе нам любого человека, потому что Он всегда пребывает с нами и никогда нас не оставляет. Обратившись к Богу, как к кому-то, кого мы давно знаем, но кого мы давно не видели, с таким воодушевленным желанием встречи мы можем почувствовать Его внутри. Находясь в этом состоянии обращения, молитве, мы способны почувствовать Бога и понять саму духовную природу, так как Он является её повелителем. Бог является высшим не только на земле, но и на небе. И в связи с Ним, мы можем понять в чём заключается душа, как наша природа.
Душа сама по себе очень маленькая, особенно в сравнении с Богом, но Бог и душа одной природы. В отношениях с Богом можно понять качественную разницу между материальным и духовным бытием. И на основании этой связи открывается возможность понять в чем заключается душа. Соприкасаясь с Богом открывается возможность постигнуть подлинную реальность своего бытия.
Когда нам нужно придать одному веществу своей другого, например разогреть железо, то мы помешаем железо в огонь. При этом огонь должен быть сильным и постоянным. Бог – это величайшее пламя духовного бытия. Когда мы поместим наш ум, разум, чувства в этот великий огонь – мы сможем очистить себя, наша материальная оболочка начнёт приобретать духовные качества, она одухотворится. И таким образом нам не нужно будет прилагать усилия к тому, чтобы приучить себя к правильному восприятию, напротив, такое восприятие станет для нас естественным. Это подобно чистому незамутненному зрению. Смотреть на всё глазами высшего знания означает осознать не только свою духовную природу, но и духовную природа каждого живого существа. В этом заключается душа, как основа существования не только нас, но и всех живых существ.
- Как строить отношения с Богом? - Это была Надежда.
- Между душой и Богом есть вечные отношения. В силу нашей материальной оболочки мы об этих отношениях забываем. Душа – это маленькая частица Бога, которая хотя и отделена от Него, но вечно с Ним связана. И у этой маленькой частицы и Бога есть отношения определенного вида. Это отношения слуги и господина. Но это отношения построены не на желании получить что-то взамен, а на желании принести наслаждение другому. Слуга приносит наслаждение господину, а господин – слуге. Слуга посвящает свою жизнь, а господин дарует всё необходимое слуге. Хотя Бог может дать всё что угодно, высшей ценностью является не то что можно получить от этих отношений, а сами отношения с Богом.
Таким образом, служа Бога не ради своих интересов, а из желания обрадовать Бога, мы устанавливаем все более близкие отношения, в которых всё сильнее проявляется наша духовная природа. Одухотворенным становится и разум, и ум, и чувства, и даже тело. Можно сказать, что человек уже пребывает в духовном мире, когда все свои действия посвятил одному Богу и все делает ради Него. Мораль, совершенное поведение, принципы, всё это не требует какого внимания, ведь находясь в одухотворенном состоянии, человек естественным образом соблюдает все принципы: ему просто противно совершать что-то противоречащее закону Бога. В этом также заключается душа, как естество духовного бытия в отношениях с Богом.
Душа – это наша духовная природа, которая заключается в потребности счастья, сознания и вечности. Будучи покрытыми нашей материальной оболочкой, мы уделяем все внимание внешним ценностям, воспринимая их как способ достижения счастья и вечности. Человек пытается увековечить себя в поступках, семье, славе, достижениях, но всё это сотрет время. Поистине увековечить себя человек способен лишь постигнув высшую истину и достигнув подлинного совершенства – духовного осознания не только себя, но и других. Для этого человек необходимо обратиться к Богу и строить с Ним отношения в роли слуги. Постоянно помня о Боге и посвящая каждое действие, всю жизнь Ему вся сущность человека полностью одухотворяется. Это даёт возможность непосредственно ощущать счастье, полноту сознание и вечность присущие душе в полной мере. Одухотворенные тело, чувства, ум и разум являются чистым стеклом между нашим ощущением и нашим духовным сознанием. Находясь на таком уровне, человек уже пребывает в царстве Бога и его не может коснуться ни скверна, ни страдание материального мира. Это является высшим совершенством, и в этом заключается душа человека и всех живых существ.
- Каков смысл служения?- Это была Вера.
- Служение остается для многих людей словом подобострастным, обозначающим бесправие, или напротив это слово рисует картину абсолютного альтруизма и самопожертвования под звуки аплодисментов и похвалы. Смысл служения теряется, когда человек совершает его не обладая полнотой понимая того, что означает служить по-настоящему. Служение – это высшая форма возможности построения отношений, как между людьми, так и по отношению к чему-то большему: обществу, стране, миру, Богу. В чем проявляется смысл служения, как оно придаёт смысл жизни и даёт бесконечный источник сил?
Служение – это не попытка возвести объект служения в абсолют, а сознательное положение полной доброжелательности и осознания того, что благо для объекта служения важнее всего. Мало людей действительно понимают смысл служения, речь идёт не об униженном положении или стоянии на коленях, а о готовности занимать необходимую позицию в правильном умонастроении. Служение начинается с внутреннего осознания и понимания того, что и как необходимо делать.
Отец служащий детям – это властный, авторитетный и справедливый глава семьи. И это происходит не из желания повелевать, а из желания правильно воспитать детей. Польза не всегда означает конфеты, подарки и приятные слова. Куда актуальнее это, если мы говорим не об одном поступке, а о полноценном воспитании человека. Воспитание подразумевает обязанность дать знания, культуру, правильный взгляд на мир, навыки. Если отец будет вести себя как мать, умасливая ребенка, то такая медвежья услуга приведет к негативным результатам. Отцу полагается быть строгим – таково служение отца, если он нарушит этот образ – он может принести вред, не дав понятие о том, что «нужно» и «нельзя» может быть важнее «хочется». Но и тут важно знать правильный баланс. Тирания, даже из добрых побуждения, становится причиной неправильного воспитания. Служение отца – в том, чтобы быть отцом, думая лишь о благе своих детей, а не о самом себе или своих чувствах.
Служение – это правильное исполнение своих обязанностей, построение правильных отношений с близкими и бескорыстная помощь каждому, кто в нём нуждается.
Отец может наказать ребенка. Ему самому это может быть неприятно, но это иногда требуется. Чтобы правильно служить и выполнять свою роль, человеку приходиться забыть о собственных желаниях и стремлениях удовлетворить какие-либо амбиции. Некоторые люди идут служить на разные профессии, но вскоре уходят оттуда, потому что разочаровываются. Следует понимать, что служение требует большого самопожертвования и оно заключается в том, чтобы забыть о своих чувствах и честно выполнять свой долг, даже если это делать больно или неприятно. Растворение всех сомнений в желании принести наибольшую пользу, уничтожение всяческого, даже самого тончайшего эгоизма – это есть смысл служения. Король может покинуть народ, потому что ему подумается что он недостоин, но погружаясь в такие рассуждения он нарушает исполнение своих обязанностей. И хотя его уход был бы обусловлен высокими мотивами, на самом деле это жалость к себе – эгоизм.
Мы привыкли тесно связывать служение с потребностью в благодарности, признании, вознаграждении. Но это не отражает истинного смысла служения, которое заключается в полном самопожертвовании внутри всеми корыстными интересами. Тот, кто сможет отринуть всяческое желание получить что-то взамен и будет способен претерпевать различные неудобства ради своего служение – понимает истинный смысл служения.
Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.
Служение это не звук фанфар и аплодисменты, порой самые полезные люди для общества осуждаемы и самые серьезные поступки требуют непопулярных решений. Примером может стать тот же отец. Дети недовольны наказанием, а мать сочувствует детям. Такое сочувствие приводит к разногласиям и мешает одному человеку исполнить свой долг. Так отец приобретает в собственной семье нескольких врагов. И хотя по прошествию лет всегда оказывается, что правильное воспитание целиком окупается, здесь и сейчас это становится причиной неодобрения.
Служением другим может быть не какое-то великое свершение, а наведение порядка на улице или в подъезде, даже если этого никто не увидит. Люди склоны осуждать тех, кто выделяется, но служение должно совершаться даже если вас осуждают, ибо только в служении другим человек находит высшее самоотречение. Такое самоотречение противовес самолюбию, которое проявляется в зацикленности на своих чувствах, желаниях, страхах, амбициях. Причём такой зацикленности, которая мешает адекватно воспринимать мир. Служа другим человек обретает высшее достоинство. Когда он прекращает видеть ценность во внешних, временных и пустых наградах – служение даёт возможность испытать высшее счастье, ощущение полной удовлетворенности. В таком состоянии человек лишается страха будущего и прошлого, лишается сомнений и ему становятся чужды слабости, зависимости и болезненные ожидания. Смысл служения в тотальном бескорыстии, отсутствии даже самой тонкой и незначительной награды. И только в таком состоянии, счастье раскрывается от служения и человека прекращает заботить всё, кроме желания принести в этот мир благо.
- Почему понять смысл служения так сложно? - Это была Любовь.
- На самом деле, даже в стремлении обрести высшее счастье кроется некая едва заметная корысть. Подходить к служению следует как к настоящему моменту, в котором не существует прошлого и будущего, а лишь то, что мы можем сделать для других. Но сам смысл служения использовался многими силами как средство, инструмент направления людей к определенным целям. И потому смысл служения исказился. Мы могли слышать многие истории, где служащий человек овеян почётом, уважением и всеобщим признанием. Надо ли говорить, что такой образ служения отдаляет от понимания истинной сути служения? Политические силы, под различным причинам, придали такой облик служению, как части профессиональных обязанностей, лишив его подлинного смысла. А потому мы воспринимаем благодарность не как что-то приходящее само собой, а как условие наше служение. Нам вбивают в голову, что мы должны служить обществу, государству, ближнему, а потому рассказывают сказки о том, как служащий человек превозноситься в обществе и его все почитают.
Вот только забывают рассказать о том, что предстоит преодолеть ради достижение такого уровня. Потому у нас и возникает такой идеалистичный образ, а это прямая причина множества разочарований и всеобщего понимания мира как гнилого, лишенного принципов и всяческой морали. Возможно, если бы не было ожиданий, не было бы и такого отношения. Поэтому, чтобы не разочароваться, не следует идеализироваться служение и ожидать чего-либо хорошего. Скорее следует ожидать чего-то плохого, ведь мы служим, отдаём и терпим ради других. Служить означает не просто выполнять обязанности или приносить благо, но делать это в правильном умонастроении. То есть не только механически служить, но и внутри своего сердца, встречая даже негатив, следует сохранить дух служения и преодолевать внутри чувство неблагодарности. Ощущение неблагодарности возникает как следствие ожидания благодарности. Если мы ничего не ожидаем – мы не будем предавать большого значения отсутствию фанфар, и в этом наша эмоциональная неуязвимость не только от недостатка положительного, но и от избытка негативного.
Когда мы поймём, что любое служение мы совершаем исключительно по своему желанию и осознаем, что такое настоящее служение, из нашего сердца должна уйти всяческая корысть и наше служение станет подлинным. Зная, что служение – это наша прихоть, мы должны отказаться от всякого ожидания и твердо отречься от стремления к любым плодам. Само служение даёт великое счастье, но это счастье ещё нужно заслужить. Люди не способны даровать нам счастья от служения, оно приходит изнутри, когда мы забываем о себе.
- Что человек получает от служения? - Это была Божена.
- Единственное, что получает человек от служения – это беспричинное счастье. К этому прилагается совершенствование характера и развитие добродетели внутри. Иногда можно получить благодарность, почёт и хорошие пожелания. Но, по-хорошему, следует приготовиться к тому, что ничего от служения получить нельзя, напротив нужно многое отдать. Люди с ожиданиями идут служить на разные профессии и вскоре бросают или начинают просто работать. Чтобы сохранить дух служения, необходимо отречься от всяческого эгоизма и принять на себя всю полноту ответственности. Порой служение не совместимо с понятием блага: палач убивает человека, но говорится, что служение палача – хорошо наточенный топор и точный удар, который сделает смерть быстрой и легкой. Мир устроен так, что не везде мы можем принести абсолютное благо, но смысл в том, что своим служением мы должны принести благо туда, куда можем. Мы ни спасители, ни боги, ни великие люди, может нам не дано изменить систему и заставить тьму исчезнуть. Но быть героем не означает сразить главного злодей, порой быть героем означает просто помочь и сделать то, что должно в духе служения.
Совершать служение означает стремиться приносить наибольшую пользу, а высшее служение означает служить тому, кто в этом нуждается больше всего. Мы привыкли думать, что в помощи нуждаются какие-то далёкие люди, но иногда наше служение больше всего необходимо нашим близким.
Иногда люди отказываются служить, это распространено и винить их не в чем. Но надо понимать, что когда уходит человек способный служить, на его место приходит человек способный работать. Достойные люди часто оставляют такие дела, но на их место приходят люди не слишком заботящиеся о других и так система рушиться и дальше. Высшее самопожертвование означает совершать самые трудные выборы. Порой ради того, чтобы изменить мир, следует отказаться от сантиментов и честно исполнять свой долг, сохраняя в сердце надежду на лучшее. Сильный человек сохранит своё сердце, даже в темнейший момент и пронесёт свет внутри сквозь самую тёмную ночь.
Смысл служения в том, чтобы отдавать себя целиком, не ожидая ничего взамен: почёта, уважения, признания, одобрения. Такое служение следует держать в тайне не только от других, но и самого себя, не размышляя в сердце о ценности собственного служения. Говориться, что каждый добрый поступок вознаграждается. Для тех, кто наслаждается почётом, уважением или самодовольством – всё это уже и является наградой. Если же человек способен в настолько глубокой степени проникнуть в смысл служения, что откажется от любого вознаграждения – его ждёт высшая награда. Но описывать что это за награда бессмысленно, ведь это невозможно понять, если не испытать самому.
Смысл служения – это абсолютное самозабвение внутри сердца ради других. Служение – это величайшая сила, тот кто владеет ей способен менять сердца людей, ровно, как и своё собственное.
Свидетельство о публикации №221051201022