Горский ГАУ - полный крах или расцвет

В 2018 г. был отмечен 100-летний юбилей старейшего в Осетии высшего учебного заведения Горского государственного аграрного университета (ГГАУ), которое исторически занимало крайне важное положение в системе образования Северо-Кавказского региона. Представители старшего поколения хорошо помнят, как в 70-80-гг. XX столетия с передовиц местных газет, и не только, не сходили заголовки статей, в которых повествовалось о динамичном развитии этого учебного заведения, входившего в число лидеров аграрного образования Союза ССР.  Оставив далеко позади за собой сельскохозяйственные ВУЗы многих союзных республик, Горский СХИ задавал тон развитию не только высших учебных заведений Осетии, но и ВУЗов республик, краев и областей всего Северного Кавказа.

Однако за прошедшие десятилетия ситуация существенно изменилась. К 2021 г. Горский агроуниверситет практически полностью утратил свои былые достижения. Проводимая ущербная кадровая политика, в основу которой положен ущельский подход, кумовство, значительное снижение уровня учебно-методической работы, научной деятельности, развал опытно-экспериментальной базы, утрата некогда одной из лучших среди ВУЗов СССР социальной инфраструктуры, потеря своего студента, – все это привело к тому, что ВУЗ вот уже ряд лет с трудом проходит государственную аккредитацию,  а по некоторым образовательным программам ее не имеет, с большим трудом осуществляет набор абитуриентов, общее количество которых уменьшилось почти на порядок.

Одни грустные воспоминания остались о золотых песках спортивно-оздоровительного лагеря «Дружба» на берегу Каспийского моря и о пансионате «Кругозор» в г. Кисловодске, некогда радушно принимавших преподавателей, студентов Горского ГАУ и не только.

Учебно-опытное хозяйство имени выдающегося селекционера А. Саламова было подведено под банкротство. В итоге, есть аграрный ВУЗ, но нет необходимой, соответствующей современным требованиям, учебной, опытно-экспериментальной базы (опытных полей с экспериментальными севооборотами, опытных животноводческих ферм с поголовьем  экспериментального скота, конструкторского бюро, опытно-селекционной станции, ремонтно-механических мастерских, учебного парка современной сельскохозяйственной техники и т.д.), где бы студенты могли полноценно освоить избранную профессию. Более того, ВУЗ оказался лишен важного источника  укрепления своей материально-технической, социальной базы, в качестве которой некогда выступало его учебно-опытное хозяйство. Это, пожалуй, единственный случай (банкротство учхоза) в практике сельскохозяйственных ВУЗов России. Поэтому если в советский период Горский СХИ обеспечивал квалифицированными специалистами весь Северный Кавказ, то сегодня он оказался неспособен обеспечить молодыми кадрами сельское хозяйство собственной республики. Отсюда проистекает одна из главных причин текущего провала в обеспечении продовольственной безопасности нашего региона.
 
 Последние 15-ть лет ВУЗом руководит В. Х. Темираев, который недавно поставил в известность коллектив университета о том, что он уходит с занимаемой должности в связи с окончанием срока контракта. По результатам его работы Горский ГАУ занял 53 место среди 57 аграрных ВУЗов МСХ РФ. То есть, если в начале 80-х годов Горский СХИ являлся одним из лидеров аграрного образования РСФСР и СССР, то сегодня Горский ГАУ входит в группу абсолютных аутсайдеров. Но наш разговор не о Темираеве В. Х., а о дальнейшей судьбе этого учебного заведения, некогда флагмана аграрного образования на Северном Кавказе.

Поскольку развитие аграрного сектора экономики является одной из приоритетных задач, поставленных к решению руководством Российской Федерации, следует сформулировать основные направления дальнейшего развития Горского ГАУ в системе народнохозяйственного комплекса РСО-Алания и всего кавказского региона. Последнее, надо надеяться, позволит не только остановить дальнейшую деградацию его материально-технической, учебной базы, но и  создать условия для его всестороннего развития.

Три кита, на которых зиждиться  высшее аграрное образование, представлены следующими взаимосвязанными составляющими:

• учебно-методическая работа;
• научно-исследовательская работа;
• учебно-производственная практика.

 В случае если хотя бы одна из приведенных выше составляющих находится в неудовлетворительном состоянии, подготовить полноценного специалиста в области агропромышленного производства становится практически невыполнимой задачей. Другие  составляющие деятельности высшего учебного заведения являются подчиненными этим трем основополагающим. Поэтому, с учетом текущего крайне плачевного положения дел в Горском ГАУ следует, прежде всего, очертить стратегические направления их воссоздания и дальнейшего поступательного функционирования.

Учебно-методическая работа, ее совершенствование напрямую зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава, способности воспринимать ими новые идеи и доносить их до студента. Здесь на первый план выходит задача по восстановлению ведущей роли кафедр Горского ГАУ, как первичной  организационной ячейки ВУЗа, дающих импульс развитию учебного процесса и научной деятельности. Поэтому в прошлое должна уйти действующая на сегодняшний день ущербная практика, когда мнение коллектива кафедры при формировании учебных планов, ее кадрового состава по большому счету не интересует администрацию ВУЗа. Именно кафедры должны задавать тон в работе по  совершенствованию всей учебно-методической работы, что подспудно приведет к восстановлению авторитета преподавателя – центральной фигуры учебного процесса. Мнение коллектива кафедр должно стать определяющим и при определении стратегических направлений развития ВУЗа в целом.

Решение данной многоплановой задачи предполагает:

1. Повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава, через стажировку в ведущих образовательных центрах страны и за рубежом;
2. Модернизацию всего учебного процесса на основе новых информационных, компьютерных, IT технологий;
3. Введение в учебную практику позиции – приглашенный профессор, с целью передачи передового опыта ведения преподавательской, научной деятельности;
4. Повышение уровня ведения учебных занятий, через использование активных методов обучения, материальное стимулирование эффективной работы профессорско-преподавательского состава;
5. Повышение уровня  всестороннего контроля за образовательной деятельностью абитуриентов;
6. Активизация работы по международному студенческому обмену, межвузовскому сотрудничеству включая сотрудничество с иностранными  образовательными центрами;
7. Восстановление в полном объеме учебной, производственной,  преддипломной практики и др.

Научно-исследовательская работа. Усиление влияния научной составляющей как на уровень профессиональной подготовки преподавателей, так и на уровень  конечных знаний студентов предполагает уход от ярко выраженного сегодня формализма в оценке вклада каждого преподавателя в науку. Здесь в основу должны быть положены не количественные, а качественные показатели, напрямую свидетельствующие о реальном приращении научного знания.

Развитие научной сферы предполагает:

1. Организацию при каждой кафедре научно-исследовательских лабораторий;
2. Активизацию работы научной части университета, кафедр по выявлению наиболее одаренных студентов и привлечение их к научной деятельности;
3. Восстановление в полном объеме работы аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов;
4. Налаживание научных контактов с ВУЗами и НИИ аграрного профиля, в том числе международных;
5. Восстановление работы Центрального опытно-конструкторского бюро (ЦОКБ), опытно-селекционной станции;
6. Развертывание сети многолетних опытов с удобрениями во всех почвенно-климатических зонах Северного Кавказа;
7. Организацию Инновационного центра новых технологий.

Уникальность условий для аграрной науки РСО-Алания (8 тыс. кв.км.), РЮО  – Государство Алания (3,9 тыс. кв. км.) заключается в том, что воздействие широтной зональности, с запада на восток и вертикальной – с севера на юг, как бы сфокусировало на небольшой территории этих республик практически все многообразие почвенно-климатических и географических особенностей Северного и Южного Кавказа. На протяжении всего 200 км их территории происходит последовательная смена почв, климата, растительного покрова, физико-географического строения и других признаков, оказывающих одинаково решающее влияние на специфику ведения сельскохозяйственного производства во всех республиках, краях, областях Северного Кавказа и Южного Кавказа (за исключением его субтропического пояса). Поэтому правительствами обеих республик должна быть рассмотрена возможность расширения научно-производственной базы Горского ГАУ за счет включения в ее состав новых хозяйств.

Базовые сельскохозяйственные предприятия должны характеризоваться ярко выраженными зональными особенностями и располагаться во всех природно-климатических зонах Предкавказья (РСО-Алания) и Закавказья (РЮО – Государство Алания). Такой подход придаст научным исследованиям комплексный характер, выводы и рекомендации, сделанные в ходе проведения НИР, будут экстраполированы на всю их территорию.

Работники Горского ГАУ смогут организовать авторский надзор за внедрением в сельскохозяйственное производство всех природно-климатических зон научно-технических разработок в области селекции, семеноводства, земледелия,  зооинженерии, механизации и автоматизации, организации сельскохозяйственного производства; обеспечить переподготовку в базовых хозяйствах работников II-ой (производственной) и III-й (пищевой и перерабатывающих) сфер АПК.

 Учебно-производственная практика. Решение сформулированных выше задач в области ведения учебной, научной деятельности  Горского ГАУ невозможно без наличия соответствующей учебной базы. Поэтому ключевое значение имеет восстановление и дальнейшее развитие Учебно-опытного хозяйства им. А. Саламова. Данная задача включает в себя целый ряд подзадач, а именно:

1. Восстановление статуса Учебно-опытного хозяйства им. А. Саламова и возвращение в его состав ранее отторгнутого от него имущества;
2. Включение в систему учебно-производственной базы ГГАУ новых опытных хозяйств, экспериментальных опорных пунктов (см. выше). Здесь будет происходить формирование профессиональных навыков будущих специалистов в области агропромышленного производства. Именно эти учебно-опытные, экспериментальные хозяйства станут точками роста для всего агропромышленного комплекса Алании (Осетии). От них пойдет тиражирование передового опыта по эффективному ведению земледелия, животноводства, использованию высоких технологий, современных методов организации и управления производственными системами и т.д.
3. Формирование Информационно-маркетингового центра, выступающего наиболее эффективным средством для повышения конкурентоспособности аграрного сектора. Основными задачами предлагаемой к созданию структуры в составе Горского ГАУ является:

• обеспечение всех хозяйствующих субъектов оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на всех этапах прохождения от производителей, оптовых покупателей, переработчиков и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на рынках сельскохозяйственной продукции;
• разработка на основе объективных данных адекватных мер по государственному регулированию рынка на уровне регионального АПК;
• подготовка и распространение регулярных аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития рынка сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, совершенствование учебной, научной, учебно-производственной, экспериментальной базы Горского ГАУ  сегодня становится необходимым условием решения ключевой для нашего  региона задачи по развитию агропромышленного сектора, обеспечению его продовольственной безопасности. Озвученные предложения по развитию Горского ГАУ и их практическая реализация позволит восстановить его позиции в общероссийском рейтинге аграрных ВУЗов, создать реальные возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов для отечественного АПК. Тем самым, будет остановлено угасание Горского ГАУ, более того, он станет одним из ключевых учреждений по реальной интеграции народно-хозяйственных комплексов Северной и Южной Алании.


Рецензии