Чужой

Обычно не тороплю буквы на злобу дня, но тут решил изменить золотому правилу, поэтому  заранее прошу прощения у тех, кто возьмется читать невеселое и выражаю глубокое соболезнование родным и близким погибших

***

Американские трагедии, Брейвик, мальчик из Люфтганзы, уронивший самолет с пассажирами, теперь это...
Дело не в оружии, хотя без него не обошлось. Ножом, молотком, ножницами, камнем тоже можно натворить вреда, но все ж поменьше, чем тротилом, пулеметом или ви-газом. В среднем, и разумеется, продажу оружия лучше подрегулировать, затруднить - не знаю, проверками, медосмотрами, психологами, рекомендателями или отчетами.
Моя б воля, огнестрельную любительскую охоту под ноль, а оружие, любое, лишь специальным субъектам под большую ответственность, хотя соорудить стрелялку или взрывалку большого труда не составляет. Конечно, запрети наглухо - возникнет подполье. Тем не менее, ограничить доступ не помешает. Усилить охрану - рамка, камеры, карточка на вход и регулярные профосмотры с тренингами. Так, думаю, и будут делать, однако подобными мерами проблему "стрелков" не решить, в лучшем случае удастся снизить риски, при этом все козыри останутся на руках апологетов дистанционного образования. Плюс рост бюджетной нагрузки, которую тут же перебросят на налогоплательщиков. Социопат пострелял - остальные за кошельки.

Проблема в социопатии, которая в современных реалиях агрессивно претендует на норму - согласитесь, современность девиацию чтит, мало, норовит сделать привилегированной и прежние отклонения обрастают защитой от посягательств, морального осуждения, профилактических мер или административного контроля. Трудно выявить заранее, еще труднее применить меры принудительного порядка.
В СССР такого явления не было. Именно явления, поскольку отсутствовал субъект. Люди мыслили иначе, ибо были с рождения включены в коллективное - семья, двор, класс, группа, трудовой коллектив. Колхоз, поэтому единоличное начало было приспущенным, подавленным, а эгоизм рассматривался как отрицательное качество. Что уж говорить за демонстративность, жажду славы или успеха. Некомильфо.
Плохиш - это Миша Квакин, двоечник и грубиян, драчун, хватающий девочек за косички, а всамделишные преступники действуют из мести, наживы или хулиганских побуждений. Маниакальных мотивов на поверхности не встречалось - так, экзотика из сплетен, как экзотикой были фетишисты, эксгибиционисты и скотоложцы. Шепотом рассказывали друг другу диковинные истории - извращенцы, да и только.

Социопатия распространилась позже. Сугубо индивидуальный момент - я не признаю над собой чужого правила, кто бы его не установил, бог, общество, традиция или государство, ибо сам выше бога, выше любого закона или человека. Тем не менее, требую человеческого. Признания, наград и похвал, выгоды - материальной, эмоциональной, но понимаю, чтобы получить желаемое, необходимо притворяться, скрывать сущность и соответствовать образу. Хорошего человека. Или обыкновенного.
И пока висит контроль, сижу тихо. Напрягаюсь, срываюсь пьянку, крик или скандал, но не более. Опасно, и если сдуру заявить о себе публично - раскрыть суть, показать намерения, не поймут и не поддержат. Испугаются, ужаснутся, более того, скрутят и отправят доживать в психушку. Короче, церемонится не будут.
Именно тень общественного, публичного осуждения, боязнь раскрытия и разоблачения связывала руки. Так и проживали на дне. Коллективное сдерживание.

Другое дело, интернет. Сам факт его существования, а также анонимность присутствия позволяет социопату найти свою игру, аудиторию, получить инструкции, поддержку, приобщиться кругу избранных и громко заявить о себе. Поначалу словом. Круто, необычно, таинственно. Отличительно и героично. Один против всех - сладкая поза, компьютерный квест. Но не только - в глубине лежит еще кое что.
Отвращение. Сырое мясо, человеческое мясо, инцест, небрежение гигиеной, лохмотья, бесполезные убийства, бесцельный вандализм. Отвращение двигало цивилизацию вперед. Огонь, вода, мыло, упорядоченность, целесообразность, экономия затрат и ресурсов.

Спору нет, преступность отвратительна, особенно осознанная, циничная, подготовленно-приготовленная. Насильник, убийца, педофил - эти фигуры не вызывают симпатии, напротив, глубокую антипатию. Мало кто в здравом уме скажет, хочу стать педофилом, какие бы фантазии не бродили умом. Само слово, понятие, унизительно. Или террорист, маньяк, извращенец.
Однако бог в помощь. Рыцарство и аристократизм сделали доброе дело - легализовали преступление во имя рода. Культура чести, и кровная месть с дуэлями - лишь пара проявлений. Борьба за справедливость, робингудство, авантюризм, пиратство и повстанчество.
Следующим шло достоинство, когда расправа передается от лица к институции. Юридический рай, при котором сохранялись анклавы прошлого - кланы, козы ностры, коморры, мафии, тайные сообщества тех, кто живут по собственному кодексу, кто сами, своими силами творят справедливость - понятия, противопоставленные обезличенной машине принудительно-государственной правосудности.

И наконец культура травмы, где человек рассматривается сугубо утробным образом. Утроба плодит, утроба кормит, лечит и защищает. От всего и вся, в том числе от себя самого. Разумеется, калечит, так как нет места личности, даже субъектность проблематична, признается лишь индивидуальность. Родинки, травмы и трещинки, сетевой профиль, цифровой след, а свобода воли и духа, нравственный императив и героическое начало дискриминируются, подменяются пристойностью и выгодой.
Вот здесь, в отрицании традиционных начал, бога, души и коллективной субъектности, таится проблема - прими, поверь в отсутствие нутра, живи снаружи, живи настоящим - а куда прикажете подать болезненное, упрятанное, скрываемое и подавляемое, ни разу не цифровое, сетевое или профильное, куда девать то, то что жжет и просится наружу. Отвращение.

Натуральное человечество, не подчиняющееся стрелку за компьютером, которое может обидеть или унизить и против которого сетевые методы или игровые стратегии не работают, но которое тем не менее упорно запихивает себя в цифру, тем самым отрицая собственные основания. Настойчиво и пафосно, в целом и по отдельности, а действительность представляет собой невыносимую, отвратительную суперпозицию двух разнонаправленных реальностей. И он выбирает действие офлайн. Инициация.

Цифророжденный игрок, герой-одиночка, носитель онтологической травмы, чтобы быть и быть всерьез, нужно разорвать путы, отделить себя от ненавидимой, вяжущей протоплазмы - объявиться уже не компьютерном, но живом акте собственного могущества и необратимостью действия донести главный месседж - Карфаген должен быть разрушен, ибо я есть, я уже здесь, я могу, и я - это чужое. Яблоко от яблони


Рецензии