Помогает шахтерская закалка

Подтянутый, энергичный и бодрый директор ООО «Минерул» Григориопольского района Н.И. Гогой произвел впечатление очень легкого, не отягощённого заботами человека. Никогда бы не подумал, что он отец трех дочерей и дедушка восьмерых внуков. Да и сам Николай Иванович родился в многодетной шахтерской семье, в которой воспитывалось пятеро сыновей и две дочери.
Николай Иванович, как его отец и братья, попробовал шахтёрский хлеб, уже обучаясь в горном институте. Шахтёрская семья формировала его характер. Может быть, благодаря этому в перестроечное время он не растерялся. Вёл поиск своего места в неожиданно для всех наступившем новом миропорядке.
Первые шаги в предпринимательстве Н.И. Гогой сделал еще в 1994 году. Создал предприятие по копчению рыбы. Приобрел вместе с компаньоном здание бывшего цеха районного сельского потребительского общества и там организовал производство. Оборудовали холодильники для хранения готовой продукции. Реализовывали копченую рыбу в районе и республике, вывозили в Молдову. Работали с крупными предприятиями по бартеру. Словом, «крутились», как могли. Затем в отрасли появились серьезные конкуренты, и таможенные барьеры сыграли свою роль. Сориентировались и стали заниматься на той же базе изготовлением подсолнечного масла. В тот период даже и мысли не было о земледелии. Однако вскоре на рынок подсолнечного масла Приднестровья вышли украинские производители, цены упали. «Проанализировав ситуацию, вместе с моим боевым заместителем и компаньоном Михаилом Георгиевичем Спеян пришли к  выводу, что, кроме сельхозпроизводства, в нашем регионе эффективно заниматься больше нечем», – говорит предприниматель.
Николай Иванович, инженер-электромеханик по специальности, трудовой путь начал на шахтах Донбасса, шутя заметил: «Трудился под землей, а ныне вылез и работаю на  земле. Надо сказать, что это всё же легче и приятней. В конце 1999 года взяли первые 32 гектара земли. Вокруг всё производство умирало. Вспахали, посеяли овощи: томаты, перец, баклажаны и т.д. Водовод был старый, поливали «пистолетами». В первый год не всё получилось. Однако две фуры отправили в Прибалтику, за одну рассчитались, за другую нет. Повезли овощи в Москву: на рынке места нет, перекупщики берут продукцию в полцены. В итоге доход составил на один цент меньше, чем если бы реализовали овощи прямо с поля. «Шишек» набили прилично, но была и польза – правильно сделанные выводы.
В 2001 году взяли 80 гектаров, через год еще столько же и т.д. На тех массивах сиротливо стояли бесхозные останки «Фрегатов». Тогда мы их восстановили, и до сих пор работают у нас там четыре «Фрегата» на четырех полях по 45 гектаров. Каждый год на одном из полей выращивали овощи: 12 гектаров томатов, 8 – перца, 2 – баклажанов и другие овощи. Исходили из потребностей внутреннего рынка. В августе по 120 человек работали на наших полях. Результаты были когда лучше, когда хуже. Для овощей больше подходили менее дождливые весна и лето. Поливали тогда, когда было нужно. В 2016 году 30-процентная задержка заплаты пенсионерам и бюджетникам сократила возможности внутреннего рынка, а кризис на Украине (гривна подешевела в три раза) способствовал притоку дешевых овощей оттуда и привел к тому, что половина выращенных нами овощей осталась в поле. Мы отправляли овощи на продажу в Рыбницу, на оптовый – в  Тирасполь, во всех ярмарках участвовали, но машины возвращались, зачастую так и не реализовав всю продукцию. Еще в 2010 году на совещаниях по развитию АПК республики до 2025 года я говорил, что, пока не будет переработки овощей и реального выхода на российский рынок, увеличения производства овощей ожидать не следует. В 2017 году сократили овощной клин в 2 раза. Повторилось то же, что в предыдущем году. С 2018 года стали заниматься только зерновыми и техническими культурами: ячменём, пшеницей, кукурузой, подсолнечником, рапсом. Попробовали выращивать гречиху и овощной горох, сдали его на Каменский консервный завод. Но и та и другая культуры принесли только лишние хлопоты и разочарования. Крупные приднестровские предприятия без нас удовлетворяют полностью спрос на гречневую крупу, а Каменский консервный завод теперь не использует в производстве овощной горох.
Ныне выращиваем рапс сорта Харас, купленный у фирмы Singentа, и Мемори, приобретенные в Румынии. По своему воздействию на почву рапс лучше, чем лес, поэтому мы, стремясь улучшить структуру почвы, второй год занимаемся гибридами этой культуры на поливе. Правда, не все пока получается гладко, приобретаем опыт и на собственных ошибках. В текущем году несколько запоздали с обработкой посевов.
Когда занимались овощами, в хозяйстве был агроном по защите растений. После того, как мы отказались от овощей, мне, электромеханику, пришлось на практике осваивать технологию защиты растений и другие агрономические премудрости. Сегодня помогают интернет, где есть достаточно информации, специалисты фирм, поставляющих средства защиты, удобрения, сопровождают на практике их применение. Однако самому надо вникать досконально во всё.
В результате мы давно перешли на чизелевание полей, перед посевом подсолнечника обязательно взрыхляем почву на глубину 35-40 см. Когда выращивали овощи, под них производили вспашку площадей. Влагу, которая уходила, компенсировали поливом. Однако там, где нет полива, землю нужно как можно меньше трогать.
Да, ставка на мелиорацию – важна, однако консервативное направление в земледелии, нулевые технологии на богаре, сохраняющие плодородие почвы и влагу, безусловно, необходимо ныне  противопоставить засухе и другим негативным воздействиям человека и климата на развитие сельскохозяйственного производства», – считает Николай Иванович.
В ООО «Минерул» из года в год расширяли орошаемые площади: к первоначальным 32 гектарам ввели в ирригационную систему еще 160. Когда другие сдавали на металлолом старые «Фрегаты», «Минерул» приобретал их. Так появились еще три орошаемых поля, а число «Фрегатов» выросло до семи. В 2018 году купили три новые круговые поливные машины «Фрегат» с электроприводом. Н.И. Гогой до тонкости изучил эту технику, её преимущества и  недостатки. «Машина рассчитана на работу от электросети и дизельного двигателя. Подсчитав экономическую эффективность, за 8 тысяч евро приобрели электрический кабель, согласно проекту проложили его к орошаемым полям. Потребление электроэнергии одним круговым «Фрегатом» составляет 45  кВт/ч, то есть расход равен электрической лампочке. Как говорят, «легким движением руки» включается мощный поливной агрегат с шириной захвата поливом 350 метров», – продолжает Николай Иванович. Видно, что живущий в глубине его души инженер-электрик доволен своим детищем. За один круг расходуется 20-30 кВт – это 40  рублей, или 3,5 литра дизтоплива.
Вдохновленный результатом, купил Н.И. Гогой большую машину на 16 тележек. Так орошаемые площади в хозяйстве достигли почти 700 гектаров. Существует возможность орошения еще 130 гектаров, необходимы лишь организационные решения, связанные с доброй волей соседей.
Инженерная натура постоянно побуждает Николая Ивановича к реализации новых технических проектов. Ныне в ООО «Минерул» создан растворный узел для  хранения карбамидно-аммиачной смеси (КАС) – жидкого азотного удобрения. Купили бывшие в употреблении емкости, установили их на полевом стане. Приобретают готовый раствор и ведут подкормку посевов: по соломе – распылителями, чтобы её разложить; по листу – крупными каплями. «Наш распылитель, – продолжает хлебороб, – имеет различные рабочие отверстия. КАС при работе с озимыми уходит струями, доходя до листа, становится каплями, падающими на лист и стекающими на землю. По пропашным работали при помощи шлангов, которые присоединяли к опрыскивателю через 35 см, устанавливали на шланги грузики. Шланги волокутся по земле, насосами через них удобрение подаётся на почву. Не мы первые применили подобное. Я лишь приспособил к нашим условиям этот технологический элемент. Уже и  продаются такие шланги. Их можно применять и при высокой пшенице. Однако даже при такой рациональной системе какой-то процент смеси все-таки испаряется. Есть мысли приобрести агрегат, вносящий удобрения в почву на определённую глубину. В общем, пытаемся использовать опыт зарубежных и местных аграриев». 
Объемы производства зерновых I группы, кукурузы, подсолнечника в ООО «Минерул» росли по мере расширения поливаемых площадей, наработки опыта. Логическим стало создание сушильного комплекса на 15 тонн в час, куда попадает зерно после очистки и калибровки. При нынешней жаре сушится в основном кукуруза, реже подсолнечник. Технический парк хозяйства оснащен четырьмя комбайнами, другой необходимой техникой, которая мирно ждала своего часа на базе предприятия. Среди недавних приобретений – сеялка культиваторного типа «Партнёр».
Обязанности учредители разделили между собой согласно индивидуальным наклонностям. Н.И. Гогой – директор, главный инженер, электрик, агроном, бухгалтер, М.Г. Спеян – заместитель по производству, организует работу коллектива. Удачное сочетание возможностей двух инициативных людей дает высокий результат.
«Звезды, конечно, влияют на всё, что окружает нас, – завершая беседу, сказал Н.И. Гогой. – Но, глядя в ночное сияющее миллиардами звезд небо, понимаешь, как они далеки и как мало они значат лично для тебя. Поэтому рассчитывать надо не на небеса, а на свои силы и способности, не терять самообладания даже в тяжелые минуты, – исходя из этого, строю свою жизнь. Этому научил меня и шахтерский опыт».


Рецензии