После встречи у векового дуба

Мой автомобиль, то поднимаясь, то спускаясь с холмов, достиг полей бывшего колхоза «Прогресс» Григориопольского района, которым последние три года его существования руководил Н.И. Данул, до этого проработавший в хозяйстве главным зоотехником, секретарем парторганизации, заместителем председателя колхоза. Именно с Николаем Ивановичем встретились мы на его любимом месте – на холме под вековым раскидистым дубом в более чем два человеческих охвата. «Сюда прихожу часто, – сказал Н.И.  Данул, – когда мне тяжело, когда нужно принять важное решение, когда что-то удалось. Шелест листвы, просторы полей, манящий запах трав с тонким ароматом степного чабреца настраивают на философский лад, на думы о бытие, о вечном. Здесь наступает ясное понимание положения дел. Это вековое дерево многое могло бы рассказать, оно видело, как между этими холмами ютились маленькие хутора. То, что так было, свидетельствуют четыре заброшенных колодца, расположенные в 2-3 километрах друг от друга. Один из них – в низине у подножья этого холма, где мы находимся. Его 45-метровая глубина позволяет предполагать, что хозяева добывали воду, используя силу тягловых животных».
Перед нами на соседнем склоне расположились угодья ООО «Славино», их разноцветные делянки привлекали внимание. Однако разговор продолжал идти не на производственные темы. Видно было, что Николай Иванович сроднился с этим краем, где прошла большая часть его жизни. Здесь вместе с супругой Любовью Васильевной вырастил троих детей. Довольно неожиданно прозвучала заветная мечта земледельца: сделать из неудобий склона, над которым возвышался могучий дуб, рекреационную зону. Посадить дубраву, оборудовать водоемы, чтобы красота земли удержала потомков, в том числе и четверых внуков Николая Ивановича, в этих краях, чтобы не покинули они ее, как прежние владельцы колодцев-сирот, чтобы, процветая, привлекала она не только собственных жителей, но и людей из других стран. Шумел листвой старый дуб, будто соглашаясь с земледельцем. Конечно, не хочется вековать ему в одиночестве. Ничего особенного для этого не нужно, считает аграрий, лишь добрая воля минсельхоза и закрепление неудобий за ним без оплаты земельного налога. Полной грудью тогда вздохнет земля, и кто знает, может быть, сюда, в рекреационную зону придут те, кто любит проводить время на природе. Очередной уголок приднестровской земли станет украшением республики. Подумалось, а ведь государство должно само искать таких энтузиастов и создавать им условия для реализации их планов. Таких, как Н.И. Данул, – не единицы. Важно не создавать им препоны и другие условности, придуманные не радеющими за благо Отечества чиновниками. Тогда у Приднестровья, населённого прекрасными людьми, появится возможность стать чудо-краем.
Пока шел разговор, солнце достигло зенита и нещадно палило землю. Своей раскидистой кроной, как опахалом, дуб спасал нас от невыносимой жары, царящей в округе. Видимо, особое это место, раз и у меня возникли мысли о вечных ценностях, о необходимости преобразовать неудобья в оазис для отдыха людей. Неудивительно, что эта идея не дает покоя Николаю Ивановичу, ведь его отец Иван Исаевич 26 лет был лесником. С детства Николай прикипел душой к лесным дубравам и готов посвятить свои силы и  энергию созданию на неухоженных землях чудесного зеленого уголка – места будущего паломничества туристов.
Чуть выше на холме показал нам Николай Иванович поля рапса и подсолнечника. Не очень удачный первый опыт с рапсом в год, когда засуха и заморозки сказались на развитии этой капризной культуры, конечно, огорчил земледельца. Вредители и болезни пытались окончательно погубить ослабленные растения. В этой по-настоящему битве за жизнь лишь применение высоких доз препаратов защиты растений позволило остановить негативные процессы. Да, урожай будет невелик, но уже то, что рапс чистит поле, растворяет соли фосфора, которые не усваиваются растениями, является хорошим предшественником для озимых зерновых, принесет по своим последствиям добрые плоды. Кроме того, как признается сам хозяин ООО «Славино», многие детали в выращивании рапса в будущем будут им учтены.
Немного дальше посеянный до осадков подсолнух гордо зеленел в ровных рядах. Структура почвы, наличие влаги, отсутствие болезней и вредителей позволяют надеяться на добрый урожай. Посевы чистые. Обработка плантаций против сорняков еще до всходов подсолнечника 17 граммами на гектар Гранстаром дала реальный результат. Вторая обработка мощным высокоэффективным гербицидом Сальса подтвердила эффективность его применения последовательно с другими гербицидами и широкий спектр действия препарата. Свое благотворное влияние оказало внесение за месяц до посева по 150 килограммов на гектар нитроаммофоски и 100 килограммов селитры во время сева вместе с семенами.
Начинал свою трудовую деятельность Николай Иванович не как полевод. После окончания в 1976 году Кармановского ветеринарного техникума Н.И. Данул работал в животноводческой отрасли колхоза «Бируинца» Унгенского района. Отслужив 2 года в армии в Германии, трудился много лет главным зоотехником в колхозе «Прогресс» на молочно-товарной ферме. Затем основал своё хозяйство.
Так случилось, что его супруга Любовь Васильевна (на следующий год супруги отметят 40-летие своего союза) по  специальности агроном-плодоовощевод, подарившая Николаю Ивановичу дочь Ирину и двух сыновей Ивана и Александра, со временем освоила азы животноводства. Но даже не это важно, она стала мастером по изготовлению вкуснейшей овечьей брынзы. Четкое соблюдение технологии позволяет ей гордиться плодами своих рук. Беседа об особенностях этого, казалась бы, простого процесса, выявила множество нюансов. Брынза – результат содержания семьей Данул овцеводческой фермы на триста голов, немалой по нашим масштабам. Окот регулируют, проводят поэтапно, чтобы доилось 50-60 овец в течение 2-3 месяцев. «Любое дело требует хлопот, – говорит Николай Иванович, – а особенно животноводство, потому что заниматься приходится живыми организмами. Ныне мы ограничены в пространстве для выпаса овец. В колхозное время после уборки пшеницы использовали поля как пастбища, овцы в октябре-ноябре постоянно паслись в поле. Ныне это исключено, поменялась технология в растениеводстве, поля после уборки сразу дискуют. Последние годы травостой на неудобьях, где пасем стада, практически никакой, а прошедшая зима и весна для пастбищного содержания животных были катастрофичными. Хорошо, что в балке выращиваем немного люцерны, собираем всю солому, держимся за счет концентратов. Даём 300 граммов на голову и по килограмму сена и соломы. Ближе к окоту добавляем еще концентратов. Процесс производства отработан до мелочей».
Надо сказать, что Кармановский ветеринарный техникум отличался высоким уровнем подготовки специалистов, на эту базу наложился богатый практический опыт, и Н.И.  Данул стал настоящим корифеем в животноводческой отрасли. Все бы хорошо, но ряд проблем не просто сдерживают развитие производства, но заставляют задумываться о сокращении стада. До 100 голов ежегодно на овцеферме выбраковывается, их негде продавать. Мясокомбинаты овечье мясо не принимают, вывозить за пределы республики вообще смысла нет. Если мясо годовалых овец еще можно реализовать на месте, то мясо взрослой особи девать некуда. Порядок раньше был такой, перед случкой овцы выбраковывались, отделялись, откармливались и сдавались на мясо на мясокомбинаты. Происходило это осенью. Николай Иванович предложил с помощью Министерства сельского хозяйства и природных ресурсов создать общую заявку на сдачу, к примеру, на Бендерский мясокомбинат выбракованных овец всех хозяйств республики, занимающихся овцеводством. Это было бы значительным подспорьем для овцеводов. И еще. Шерсть и шкуры тоже сдавать некуда. Как-то шерсть брали бесплатно монахини, потом продавали в селе одеяла, но проблема осталась. Её решение вовлечет в отрасль новых предпринимателей, ведь это еще одна статья дохода от овцеводства.
Данулы убеждены: качественную, чисто овечью брынзу в республике делают пару хозяйств. Цена ее высокая, но продукт того стоит. Не каждый понимает разницу между настоящей овечьей брынзой и той, которая только называется так, а по сути нечто иное. Перекупщики на базаре пытаются сбивать цену, от такой ситуации любой устанет. Однако те, кто пробовали брынзу овцеводческой фермы из Ташлыка, ценят ее неповторимый вкус.
Будучи искушенным в делах животноводческих, Н.И. Данул объясняет: «Есть и другая овечья брынза у нас в регионе, тоже высокого качества, получаемая от обильно молочных высокопродуктивных овец. Сухих веществ в  их молоке, естественно, меньше. Кроме того, стойловое содержание животных сказывается. Наши овцы на пастбище выбирают травку, что им по вкусу». Любовь Васильевна продолжает мысль мужа: «Открывая крышку бидона с молоком, я чувствую аромат трав, которыми питались овцы. Без любви и  души хорошей брынзы не получится. Процесс её создания имеет множество нюансов, связанных с температурой, натуральным тягом (сычуг), временем и даже с  качеством марли».
Семья Данула вся занимается сельскохозяйственным производством. Старший сын Иван на 20 пахотных гектарах своего крестьянско-фермерского хозяйства, которые расположены рядом с овцеводческой фермой отца, выращивает овощи. Иван – человек хваткий, слов на ветер не бросает: сказал – сделал. Закончил спортивный лицей в Кишиневе. Участвовал в состязаниях различного уровня, в том числе и в дальнем зарубежье, добиваясь призовых мест. Целеустремленности и настойчивости ему не занимать. Не имея специального агрономического образования, молодой человек стал профессионалом-практиком, ориентирующимся в современных достижениях лучших селекционеров мира, новых технологиях производства овощных культур. Он не только имеет свое мнение на предмет разговора, если речь идет об овощах, но и умеет отстаивать свою точку зрения. Его убежденность обосновывается всесторонней аргументированностью, а объективный анализ особенностей местного, российского и западного рынков позволяет строить производство, ориентируясь на реальные потребности покупателей.
Начинал с того, что самостоятельно проложил километровый водовод диаметром 100 мм к овощному массиву, установил очистные станции для капельного орошения. Думы о расширении овощного клина теперь связывает с увеличением в будущем диаметра водовода.
Ныне на 14 гектарах выращивает Иван Николаевич широкий ассортимент овощных культур. Гибридный лук Боска голландской селекции, обладающий высоким потенциалом урожайности и вкусовыми качествами, устойчивый к болезням и вредителям, устроил предпринимателя своими преимуществами перед аналогами. Молодой аграрий считает, что наша селекционная наука ныне значительно отстает от западноевропейской. Необходимость ее приближения к практике, увеличения интереса аграриев к ведению совместного производства с учеными Приднестровского НИИ сельского хозяйства, пожалуй, основной путь повышения престижа нашей науки и востребованности результатов труда селекционеров Приднестровья. Изменившиеся условия хозяйствования и рынки требуют новых сортов овощных культур. Практический опыт овощевода показал, что использование семян голландских селекционеров дает значительный экономический эффект. Три сорта гибридных томатов разных сроков созревания и формы прекрасно себя чувствовали на капельном орошении. Последние несколько рядов продолговатых томатов предназначены для заготовки на зиму. Будут в этом небольшом КФХ и круглые зеленые томаты на засолку. Словом, учтены заранее различные потребности покупателей. Чтобы не погиб урожай от болезней и вредителей, а томаты в этом отношении в последние годы ведут себя капризно, ориентируется Иван Николаевич на сводки гидрометцентра. Обработки томатов перед и после дождей входят в обязательный технологический регламент. Использует перед дождями легкий системный препарат Акробат, а после дождей обрабатывает медьсодержащими препаратами.
Подтверждая расхожее мнение о том, что Григориопольский район – арбузный край, на одной из делянок красовались, подставляя солнцу свои полосатые бока, завязи арбузов. Прохладная весна на две недели замедлила их развитие по сравнению с прошлым годом. Погодные условия сказались также на всём овощном клине.
Исходя из практического опыта, овощевод строит тактику производства. В прошлом году первые томаты из открытого грунта реализовал по 18 рублей за килограмм, а закончил продавать по 8 рублей. Через неделю цена снизилась до 5 рублей, поэтому ставку делает на раннюю продукцию. Считает также, что при его объемах выращиваемых овощей заключение договоров под будущий урожай – путь в никуда, главный ориентир – рынок свежей продукции. Он умело маневрирует на этом сложном поприще. В текущем году уповает на то, что украинская продукция в связи с пандемическими ограничениями массово не поступит на приднестровские прилавки, и, кроме того, государство таможенными возможностями поддержит местных овощеводов.
Часть овощей выращивает рассадой в тоннелях. Рядом с сеянными и рассадными арбузами, отличались насыщенно зеленым цветом, поражали своей красотой ряды перцев венгерской селекции, давшей в прошлом году около 65 тонн с гектара. Голландцы поинтересовались, почему молодой предприниматель не покупает у них семена перца. Узнав необходимые ему характеристики перца, пообещали, если такие предпочтения будут и у других овощеводов, то селекционеры фирмы Бейо займутся созданием требуемого перца.
27 апреля буквально перед заморозками Иван Николаевич высадил перец в открытый грунт. Выставленные же из теплицы для закалки 30 тысяч кустов перца в ночь на 28 апреля замерзли, а те, что были высажены в поле, выдержали испытание холодом.
«У нас в Приднестровье рынок очень маленький, – говорит И.Н. Данул. – Чтобы заработать, надо начинать реализацию овощей как можно раньше. Поэтому и рискую. Когда все выходят на рынок, цена на тот же перец резко падает. Я не приверженец всего иностранного, но интересы бизнеса диктуют свои условия. Для того, чтобы заработать, нужен высокоурожайный красивый сорт. Пока это обеспечить наши селекционеры не в силах».
Вникает Иван Николаевич во все тонкости производства. «Использую черную пленку в междурядьях, так как земля под белой пленкой нагревается, а под черной создается влажный микроклимат, нагревается не земля, а сама пленка, поглощая тепло, отдает его растениям».
Наша группа, в которую входил и мэтр аграрной отрасли республики Ф.С. Цыбульский, восхищалась увиденным, в связи с чем перец решили назвать новым именем «Восторг». Это слово емко характеризовало и то впечатление, которое произвел на нас молодой овощевод – настырный самородок, владеющий особым земледельческим языком. Именно поэтому он уже посеял на месте выращенного и реализованного озимого лука свеклу – будет второй полноценный урожай с одного поля. Излишне в этом случае говорить об эффективности использования земли в этом хозяйстве. Придерживается овощевод мнения: лучше меньше продукции, но качественней. Считает он, что требует дальнейшего совершенствования наше законодательство в плане поддержки и развития мелких фермерских хозяйств. В стадии проектирования по индивидуальному заказу Ивана Николаевича – овощехранилище, которое в последующем намечает оборудовать холодильной установкой. Борщевой набор овощей, правда без капусты, планирует заложить на хранение на зиму, – к первому сентября овощехранилище должно быть сдано в эксплуатацию. Мыслящий на перспективу, задумал Иван Николаевич и посадку сада. Мечтает, что однажды по цветущему саду пройдут его родители, супруга Ирина и сыновья Ярослав и Михаил, ради которых и лелеет он матушку-землю. Династия земледельцев Данулов продолжается.


Рецензии