Одинокая могила лейтенанта Макарова

Насколько я понял, самым ранним военным захоронением у хутора Белянин, Ростовской области становится одиночная могила летчика  сорокового истребительного полка 217 авиадивизии. Я постарался известными методами восстановить основные биографические данные погибшего пилота. Им оказался уроженец Новосильского района Орловской области младший лейтенант Макаров Дмитрий Федорович. Родился будущий авиатор в 1919 году в крестьянской семье. Закончил 7 лет Вяжской школы, в 1937 году вступает в ряды ВЛКСМ, имел профессию слесарь. Уже в декабре 1938 года уходит в РККА. Принимает присягу 23 февраля 1939 года.

Молодой человек закончил Борисоглебскую авиашколу имени В.П. Чкалова в 1940 году. 31 марта 1940 года получает звание младшего лейтенанта, а 14 мая того же года попадает в эскадрилью истребителей Забайкальскго Военного округа. В 1942 году является кандидатом в члены ВКП (б). Жениться так и не успел. Оставил в Вяжеском совхозе, селе Измайлово м. Слобода отца Макарова Федора Григорьевича. Дата смерти, согласно всем донесениям и паспорту захоронения 26 июля 1942 года (последние дни обороны Багаевского района).

Есть данные, что первоначально авиатор служил в 51 (517) истребительном авиационном полку Забайкальского Военного округа. [ЦАМО. Номер шкафа: 667. Номер ящика: 1079.] Информацию о таком истребительном полке, связанную с Забайкальем я не нашел. Равно не нашел и боевых журналов 40 иап. и 217 иад.

По данным переписи 20 июля 1942 года лейтенант Макаров – летчик 40-ого истребительного полка 217 иад.
22 -ого и 23 - ого июля 1942 г. дивизия нашего героя патрулирует донские переправы от Мелиховки и Раздорской до Аксая и несет потери: 2 машины.

В день гибели летчика Макарова (26.07.1942 г.) не вернулся с задания командир звена 131 иап. той же авиационной дивизии, лейтенант Масленников Николай Иванович на самолете ЛАГГ – 3. В документе говорится, что комзвена Масленников сопровождал бомбардировщики. И хотя два лейтенанта относятся к разным истребительным полкам, они служат в одной дивизии. Я встречал многократно ситуации, когда полки одной дивизии делили меж собой одни и те же аэродромы и выполняли одни и те же задачи. Смею предположить, что орловец Макаров в тот день, так же как истребитель Масленникова сопровождал советские бомбардировщики к цели и в полки свои не вернулись. Но на тот момент Николай Масленников уже имел два Ордена Красного Знамени. Этот пилот избежал плена и гибели и вышел с честью из передряги июля 1942 ого, прослужил всю Отечественную войну и войну с Японией. Нашему истребителю Макарову не повезло: Летчик в списке награжденных не значится, и уже в следующем боевом донесении  меняет статус «не вернулся» на «погиб». [ЦАМО. Ф. 56. Оп. 12220. Д. 79.]

Судя по всему, подбитый истребитель пал неподалеку от хутора Белянин, летчик был опознан и похоронен. Повезло лейтенанту Макарову лишь в том, что похоронили его советские люди, через два дня Багаевский район перейдет в руки оккупантов.

Тремя днями раньше гибели Макарова Дмитрия Федоровича сбивают у станицы Ольгинской (это рядом) его однополчанина Ковалева Иван Григорьевича. Как и лейтенант Макаров пилоты сражались на маленьких, устаревших машинах И – 16 (деревянная конструкция, фанерная обшивка). Несмотря на это, самолетики любовно назывались летчиками «ишачок».

На окраине хутора Белянин имеется захоронение 2,5*3 м с деревянным штакетником. Памятник изготовлен из бетона в виде знамени с применением мраморных деталей. Автор неизвестен. Имеется надгробная плита.


Рецензии