В переплёте истории

Нэлла Андреева, Неля Хамитова

В переплёте истории
Просторы Республики Башкортостан необъятны и отличаются своей неповторимой, хотя и неброской, красотой.  А при подъезде ко второму по величине и значению городу Республики – Стерлитамаку – по дороге из Уфы –  открывается необыкновенная картина величия природы: за многие километры перед взорами проезжающих предстают вековые шиханы. На одном из них, горе-красавице Куш-тау (Долгой), в 1921 году – для проведения досуга рабочих во время отпусков –  на бывшей усадьбе дворян Левашовых был создан Стерлитамакский Дом отдыха. Со временем он стал составной  частью культурной жизни народов не только Башкирии – Башкортостана. Горы-шиханы издавна привлекали своим величием и неповторимостью. В 50 – 60-е годы сюда приезжали отдыхать представители различных национальностей из разных регионов нашей страны и дружественных нам стран мира: Чехословакии, Венгрии, Польши. И все восхищались красотой здешних мест. Дом отдыха существует и поныне. В советское время вместо деревянных корпусов построили три кирпичных корпуса. Сейчас действующим является один корпус. В настоящее время люди  приезжают сюда отдохнуть от городской суеты. Их привлекает не только прелесть «застенчивой» природы.
Расположенная на одном из живописных склонов горы Горнолыжная база является местом досуга жителей Башкортостана в зимнее время года. А функционирующая недалеко от неё Детская спортивная школа олимпийского резерва по горным лыжам и сноуборду – единственная на юге Башкортостана –  готовит юных спортсменов к новым достижениям в лыжных  видах спорта. 
 Многих приезжающих привлекает и история необыкновенного края.
В связи со 100-летним юбилеем в этом году со дня открытия Стерлитамакского Дома отдыха  мы, жители города Стерлитамака, неоднократно отдыхавшие в этом Доме отдыха, исходившие вдоль и поперёк тропы вокруг него и гор-реликтов шихан, не могли не написать о ставших нам дорогими  местах удивительной красоты.
С вершин шихан обозреваются, как на ладони, красоты природы и созданные руками человека объекты его жизнедеятельности.
Всего было четыре шихана: Шах-тау, Тра-тау, Куш-тау, Юрак-тау. В послевоенные годы, которые были не менее тяжёлыми в тылу, чем сама Великая Отечественная война, один из них, а именно, гору Шах-тау, было решено отдать под разработку Содово-цементному комбинату для получения соды. Плачевный результат такого решения – останки реликтового шихана.
В то трудное время в спешном порядке нужно было восстанавливать промышленность в стране. О красоте родного края, сакральных ценностях тогда, к великому сожалению, задумываться было некогда.
   Оставшиеся три шихана являются уникальными горами и представляют собой эстетическую, археологическую, историческую, культурную ценность. Самая большая из них – Куш-тау (Долгая), или, как её образно называют, –  птица-гора или двойная гора.  Она по многим параметрам превосходит остальные шиханы.
 Длинной лентой извивается река Белая (Агидель), вплотную прилегая к  шихану Куш-тау, на южном склоне которого и расположился вблизи этой, некогда величавой, реки – Дом отдыха. От него раньше тянулась тропинка к пляжу, излюбленному месту отдыхающих. Неподалёку находилась и Лодочная станция, услугами которой они пользовались. Из далёкой юности, будто сейчас, слышатся всплески от вёсел, видится мелькание серебристой чешуи  потревоженной рыбы.
Дом отдыха и гора Куш-тау неотделимы друг от друга, как неотделимы они от истории коренных жителей, проживающих возле этой горы.
Особой страницей, связанной с историей Дома отдыха, являются годы Великой Отечественной войны.
Мы уже касались в предыдущих статьях темы мужества и героизма бойцов 170-ой Стрелковой дивизии, которая состояла преимущественно из стерлитамаковцев, а также жителей близлежащих городов и сёл. Выясняются всё новые и новые подробности.
 Вот что писал в своих воспоминаниях о подготовке к предстоящим сражениям с фашистскими захватчиками старший фельдшер эвакоотделения 134-го Отдельного Разведывательного батальона Виктор Семёнович Зуев: «В начале мая месяца 1941-го года все войсковые части дивизии (Стерлитамака, Давлеканово, Белебея) выехали в летние военные лагеря на Долгую гору в район Стерлитамакского Дома Отдыха».                А 22 июня 1941 года, в первый же день войны, ночью от подножия горы Куш-тау они отправились на фронт. Местные жители утверждали, что на следующий день, 23 июня 1941-го года, военных лагерей на горе уже не было.               
Напомним, что из стоявших насмерть воинов этой дивизии, сражавшихся за каждую пядь родной земли, не вернулся каждый пятнадцатый.
Не многим воинам, отправлявшимся на фронт от подножия Куш-тау, удалось выжить.
Среди выживших – Виктор Семёнович Зуев. Он награждён медалью «За боевые заслуги» и Орденом Красной звезды в составе 170 Стрелковой дивизии 1-го формирования, принявшей на себя удар в сражении под Себежем.
После войны Виктор Семёнович был частым гостем в школах города и рассказывал подросткам о боях, в том числе о непрекращающемся кровопролитном бое 7 июля1941 года, в котором мужественно сражались за Себеж ещё не обстрелянные воины 170 Стрелковой дивизии, из которых многие полегли или вернулись инвалидами.
 С 1942 по 1952 годы в одном из корпусов Дома отдыха располагался Реабилитационный центр для раненых бойцов Красной Армии. Здесь продолжали лечение и поступавшие из госпиталей других городов тяжело раненные солдаты. Десятки воинов, умерших от ран, нашли вечный покой у подножия Куш-тау.
Санитарками в нём работали жители из расположенных у горы, самых близких к ней, деревень: Урняка и Шихан. Они не только ухаживали за ранеными, но и приносили продукты, а также предметы домашнего обихода и утешали больных.
 Одним из тех, кто находился на излечении в Доме отдыха в1947-1948 годах, был однополчанин деда автора данной статьи, смертельно раненного осколком на Невском «пятачке» под Ленинградом, – Ягафарова  Зайнагетдина  Зайнагафаровича, который  был первым председателем передового колхоза «Урняк. 3 Интернационал». Этот колхоз поставлял фондовых коней для дивизии прославленного генерала Минигалея Шаймуратова, а продукты питания –  для  находившихся на лечении в Реабилитационном центре (Доме отдыха) воинов и – для всей армии.
Среди немногих, вернувшихся с полей сражений, был весь израненный житель деревни Урняк, отец Федора Федоровича Кузьменко, заслуженного химика Российской Федерации, – Иван Фёдорович Кузьменко, который поведал сыну немало историй о войне.         
Будучи шустрым, проворным, подростком, Федор Федорович, дом которого был вблизи, часто бегал со своими ровесниками в Дом отдыха, где лечили тяжело раненных солдат. Он многое запомнил. Да и как не запомнить! Перед его глазами до сих пор – молодой танкист, нижняя челюсть которого была раскурочена, и по ней стекала слюна, которую искалеченный фронтовик вытирал полотенцем, перекинутым через плечо.
Фёдор Фёдорович сообщил также, что его отец, Фёдор Иванович Кузьменко, сражавшийся с фашистами на Невском плацдарме, рассказывал о друге, земляке из Бакалов, разведчике, Даяне Баяновиче Мурзине, отважном партизане, приезжавшем после войны отдыхать в Стерлитамакский Дом отдыха. Даян Мурзин, бригада которого действовала дерзко под носом у Гитлера, приехавшего на фронт поддержать в трудные минуты своих бойцов, –  был организатором партизанского движения в Чехословакии и стал личным врагом фюрера. Гитлер называл его «Чёрным генералом», хотя Даян Баянович был тогда только майором. За голову живого Мурзина им было обещано 4 тысячи марки. Но это отдельная история.
С этим мужественным человеком Фёдор Иванович, сражавшийся  на Невском плацдарме, познакомился уже в послевоенные годы. Рассказать друг другу двум фронтовикам было что. Они стали друзьями. Оказалось, с фашистами сражались неподалёку один от другого. Даян Мурзин закончил разведшколу и партизанил на оккупированной врагом территории, был заброшен в тыл к немцам в район Ленинграда и Невского плацдарма. Он совершил много подвигов.  Самый известный – история о том, как разведчик выкрал из-под носа Гитлера главнокомандующего танковых войск Вермахта –  Мюллера –  и доставил его в Москву. Другой эпизод – смог убедить легион воевавших на стороне противника солдат в коварных замыслах нацистов и привёл его защищать рубежи Советского Союза.                Сражения для Даяна Мурзина закончились в Чехословакии. Он награждён множеством медалей и орденов, являлся Героем Чехословакии. (Л. И. Брежнев знал о подвигах этого героя и советовал наградить самой высокой наградой нашей страны, но его так и не наградили ею). После войны много учился, работал сначала следователем, потом прокурором в родном городе, Бакалах, и – Стерлитамаке. Его, ставшего известным, уважаемым человеком, знали многие.
Благодарные народы помнят героев и чтут их не только в памяти.
Приезжавшие в советское время на отдых гости из Чехословакии привезли с собой и вручили Даяну Мурзину серебряный меч и медаль в благодарность за подвиги, которые он совершил при освобождении их страны от фашистов.
Истории поколений переплетаются, передаются от потомков к потомкам. Их невозможно вычеркнуть из памяти или просто забыть – они живут в благодарных сердцах.
Одна из старейших жительниц деревни Урняк , –  дочь того самого погибшего на войне председателя колхоза, –  Ягафарова Нурия Зайнагетдиновна, 1936 года рождения, – хорошо помнит из своего военного детства, как возле Дома отдыха прогуливались раненые бойцы Красной Армии. Она также помнит, что в годы войны и после неё здесь отдыхали в зимнее время колхозники, а круглогодично – гости. Знает она и то, что в годы войны гора Куш-тау спасала от голода не только местных жителей, но и жителей Стерлитамака.
Многим известно, что в тяжёлое для нашей Родины военное время на этой горе добывали слюду, которую отправляли по реке Белой в Куйбышев – Самару для стекол боевых самолетов, чем внесли большую лепту в дело Победы над зловещим врагом.
Мы знаем, что каждый из поколения, мечтавшего о подвигах, доблести, славе, внёс свою частичку в летопись родного края.
Историю продолжают те, кто, как Фёдор Фёдорович Кузьменко, будучи подранками в грозные военные годы, вносил свою лепту в Победу и сейчас продолжает активно участвовать в решении важных жизненных проблем.
Живущие у подножия Куш-тау люди знают цену жизни, за которую дорого заплатили лучшие сыны и дочери Отчизны. Они хотят установить мемориальную табличку в честь погибших воинов 170 Стрелковой дивизии и умерших от ран тяжело раненных солдат.
Историю каждого воина народа-победителя в жестокой войне с фашизмом хотят изучать и представители молодого поколения, готового строить счастливую жизнь. Никто и ничто из прошлого не должно быть забыто.
Она, история, продолжается до тех пор, пока народ помнит своё прошлое. Нынешнее поколение земляков знает о подвигах отцов и дедов, помнит о том прекрасном и светлом, что связано с Домом отдыха и горой Куш-тау, и то, как преодолевались трудности жестоких военных лет. Оно мечтает о лучшем настоящем. А значит, наступит и светлое будущее.
               

   
 

 


Рецензии