На границах империи

Стихотворением "На границах империи" начинаю одноименный цикл очерков, по впечатлениям поездок на рубежи нашей великой страны. Она для меня включает все пространство Российской империи в её чистой форме и в советском изводе. Где-то мне удалось побывать и хорошенько осмотреться с обеих сторон границы, где-то - только окунуться в мир пограничья. На каких-то краях и фронтирах мне только предстоит побывать. И, быть может, удастся... Во всякой случае я буду стремиться делать очерки и жизни людей, и жизни природы. В итоге мне хотелось бы приблизиться к пониманию естественных пределов России, чтобы глубже понять историю и почувствовать грядущее моего Отечества.


На границах империи

На границах дышат государства
Воздухом товаров и людей,
И, стеснившись, выясняют царства,
Чей же вдох окажется сильней.

Потому из века в век границы
Вверх идут и ниспадают прочь.
Пешеходы, караваны, колесницы –
Все шумят и затихают в ночь.

Храп густой иль бодрое дыханье
Долетают ясно из столиц,
Обращаясь тут же в колыханье
Чутких неустойчивых границ.

Если стал капризен и расслаблен
Если впал в безделие народ,
То становится граница дряблой –
Выдох государственный идёт.

Если ж делом и войной бодрится
И народ, и славный государь,
То тогда и ветхая граница
Дышит чисто, молодо, как встать.

Проходя родными рубежами,
Лучше познаешь и глубину,
И, быть может, малыми следами
Шевельнешь огромную страну.

И страна родимая взбодрится
Путь пробьет, где прежний путь заглох,
Как взлетающая с ветки птица,
Снова сделает глубокий вдох.


Рецензии