Путешествие в обратно глава 38

Цирк шапито находился в Струковском саду, так его называли до войны, потом переименовали в “Парк культуры и отдыха имени М. Горького”. Он находился недалеко от старой квартиры, где мы жили до переезда на Безымянку. Этот парк я помню смутно.  Его даже нельзя было тогда назвать парком. Это был лесной массив поросший деревьями и кустарником. В непроходимых зарослях жили беспризорники и местная шпана.
   
Папа приехал в город во время войны, его эвакуировали из Москвы. Он снимал квартиру напротив парка. Хозяин квартиры, бывший историк, который долгое время работал в краеведческом музее, рассказывал, что в середине 19 века вокруг Струковского сада была такая глушь, что на берег Волги, из густо заросших кустов, вылез медведь, переплывший Волгу в поисках спасения от охотников в селе Рождествено. Медведь пробрался в сад, где на него была устроена облава. После этого события, сад был приведен в надлежащий порядок, где какое то время устраивали гуляния. В тяжелые времена было не до парка, и он опять зарос и только в конце 50-х его благоустроили. Заасфальтировали пешеходные дорожки, разбили клумбы, построили летнюю эстраду и танцевальную площадку  на которой по выходным играл духовой оркестр. Тогда же в углу парка, напротив старого пивного завода разбили палаточный цирк шапито.
   
Мы приехали в цирк за двадцать минут до начала. Наши места были в третьем ряду. Напротив нас, на  балконе, цирковой оркестр настраивал инструменты. Я смотрел как рассаживаются зрители и вдыхал волнующий запах манежа. Запах цирка меня всегда будоражил. Мне всегда хотелось понять - чем пахнет цирк? Вспомнилось стихотворение Джанни Родари “Чем пахнут ремесла”.

                У каждого дела запах особый:
                У булочной пахнет тестом и сдобой,
                Мимо Столярной идешь-
                Стружкой пахнет и свежей доской
                Пахнет маляр скипидаром и краской,
                Пахнет стекольщик оконной замазкой…
 
А ведь в цирке тоже много разных ремесел, поэтому помимо запаха сосновых опилок, которым покрыт манеж, в нем присутствуют запахи животных, ароматного сена, кожи, металла, канифоли, клея и грима.   

Пока я размышлял о запахах цирка, зрители расселись на свои места и с нетерпением ждали начала представления. Я посмотрел на родителей - они были похожи на детей. С любопытством смотрели по сторонам и улыбались. Им все было ново и интересно: и яркий свет, и музыкальная какофония оркестра, и запахи цирка, и празднично одетые зрители.
   
И вот зазвучал марш И. Дунаевского из кинофильма «Цирк»,
на манеж вышел шпрехшталмейстер и зычным голосом объявил первый номер программы. Цирковое представление началось.
      
В первом отделении мы увидели лучшие классические номера советского цирка: акробатов на качелях, воздушных гимнастов, дрессированных животных, джигитов-наездников, эквилибристов на катушках и Александра Кисса - одного из лучших жонглеров в мире. Мама, зная мое пристрастие к жонглерам, после его выступления, спросила:
- Тебе понравилось?
- Очень! - восторженно ответил я.
Я заметил, что мама сегодня какая-то особенная, не такая как дома, она вся светится от счастья. Такой счастливой я ее никогда не видел.
 
В перерыве папа повел нас с мамой в буфет. “Гулять, так гулять, - пошутит он. Себе он купил бутылку жигулевского пива и бутерброд с колбасой, маме бисквитное пирожное, мне - вафельную трубочку с вкуснейшим миндальным кремом. Сладости мы запивали «Крем-содовой» шипучкой, - вкус которой я уже давно забыл.
   
Второе отделение сильно затягивалось. На манеже суетились униформисты. Их поторапливал симпатичный мужчина в цветастом цирковом халате. Он показывал как правильно укладывать деревянные щиты на разложенный на манеже кабель, напоминающий чем -то паутину.    

И вот на манеж опять вышел шпрехшталмейстер и объявил:

“ЕДИНСТВЕННЫЙ в СССР ЭЛЕКТРОННО-ИЛЛЮЗИОННЫЙ АТТРАКЦИОН  “ Чудеса без чудес” -  под руководством Анатолия Сокола!”
   
На манеже - вешалка, на которой висит пальто, шляпа и трость. На столе - ваза с фруктами, бутылки с напитками, тарелки, вилки и ножи. По центру стоит большой холодильник, внешний вид которого напоминает узкий шкаф.
   
Два клоуна выносят на манеж огромный чемодан. Ищут куда поставить его, тащат к холодильнику и затаскивают на крышу. Неожиданно чемодан взмывает в воздух, кружится, как самолет, над манежем и приземляется на барьер. Ошарашенные клоуны с испугом смотрят на чемодан . Осторожно крадутся к нему и тут, неизвестно откуда, появляются громкие голоса  и световые сигналы, от которых клоуны еще больше пугаются. Они мечутся по манежу и зовут на помощь Анатолия Сокола. Лицо Сокола появляется на экране расположенном под куполом. Он здоровается со зрителями и через несколько секунд уже стоит на манеже. Необычное начало удивляет зрителей, они громко аплодируют.
   
Не успев осознать увиденное, на нас обрушивается  новый поток чудес: пальто, шляпа и трость, поднимаются вверх и остаются висеть в воздухе. Лежащие в вазе фрукты подпрыгивают, как мячики, и взлетают, вилки и ножи становятся вертикально, бутылки передвигаются по столу во всех направлениях. Один из клоунов появляется с большой сковородой, другой разбивает на нее яйца. Сковорода медленно поднимается в воздух, зависает над холодильником, громко на весь цирк слышится шкворчание, от сковороды поднимается дымок. По цирку разносится запах яичницы. Сковорода возвращается к клоуну, который, бегая по барьеру, демонстрирует зрителям приготовленную яичницу. Тут же на манеж выбегают униформисты с лампочками без патронов и проводов, которые зажигаются у них в руках. За ними выходит Анатолий Сокол. В руках у него стеклянная бутылка, при помощи которой он соединяет любого желающего в цирке с городским абонентом. Разговор озвучивается на весь цирк и вызывает удивление и бурю оваций.
   
Пожалуй на этом праздники чудес - я самый ”стреляный” воробей, за мою долгую жизнь  мне приходилось видеть и не такое. Я понимаю, что сейчас нам показывают не трюки, а чудеса построенные не на ловкости рук, а на последних достижениях электроники, и это действительно -  первый и единственный ЭЛЕКТРОННО-ИЛЛЮЗИОННЫЙ АТТРАКЦИОНОМ в СССР. 
   
Я, сидя в стареньком цирке шапито, ясно осознаю, что технический прогресс в электронике сделал фантастический скачок. Странно, но это произошло как то незаметно: от первых телевизоров, на электронных лампах - к диодам и транзисторам, а далее к микросхемам и компьютерам, цифровым телевизорам, мобильным телефонам, принтерам и роботам. Мое поколение за эти 60 лет попало в иной мир!
   
Пока я витал в своих мыслях, около меня очутился клоун. Увидев его перед собой, я вздрогнул. Меня напугал его ужасный грим, как будто сделанный второпях, пальцем, за несколько минут до выхода на манеж. Потное лицо клоуна лоснилось и походило на маску. Он поманил меня рукой и указывая на манеж. Я растерялся, и посмотрел на родителей. Мама, улыбаясь подтолкнула меня к клоуну:
- Иди, сынок, смелее, не робей!
Папа натянуто улыбнулся и одобрительно кивнул головой.
   
Клоун взял меня за руку и стал спускаться вниз к манежу. От него сильно пахло гримом и еще чем-то давно забытым, может нафталином. Точно, за столько лет я забыл этот запах и вот сейчас уловил его.

Мы перелезли через барьер и очутились на манеже. Он мне показался большим, в нос ударил запах краски от свежеокрашенных щитов. Второй клоун захлопал в ладоши, призывая зрителей поддержать его. Цирк дружно зааплодировал, ожидая нового чуда. Оркестр заиграл куплет тореодора из оперы "Кармен". Я отыскал глазами родителей. Луч прожектор последовал за моим взглядом и высветил их. Мама с папой, как почетные гости на трибуне, помахали мне рукой. Клоун подвел меня к холодильнику, который вблизи казался еще выше, медленно открыл дверцу, и со словами:” Алей оп!” подтолкнул меня внутрь и закрыл за мной дверь. 


Рецензии