Зубы дракона

ЗУБЫ ДРАКОНА


Беспорядки в городах США.
Ракеты над Вечным городом.
Войска под границами России.
Война у порога цивилизации. Война всех против всех или новый передел мира?!

Но сейчас я хочу поговорить о Буре, которая только зарождается на Востоке, в мягком подбрюшье России.

1. Кровавое рождение эпохи



Власть. Новая эпоха. Буря!..
Она  незаметно перетекает от человека к человеку, от дома к дому, от границы к границе. Она, как туман, как невидимая инфекция. Тут просто только одно, просто и вечно – борьба за власть. Да и методы апробированы временем  - межэтнические, межрелигиозные и межрасовые конфликты.
Сейчас же эти войны на территории бывшего Советского Союза, на первый взгляд, не имеют смысла. Единоверцы, люди говорящие на родственном языке, соседи, живущие рядом сотни лет?!.. Что делить им, в массе своей и так обездоленным и небогатым людям?..
В удивительно неописуемом кровосмешении рождалась держава, гибель которой породила новую волну ненависти и непонимания. Народ этой страны, стараниями своих правителей, колонизировал одну шестую часть суши и стал именоваться имперским. Его стараниями, его кровью и на его костях была создана Российская империя, а потом и Советских Союз. Аморфная аббревиатура СНГ – всего лишь очередная попытка новой генерации ее руководителей, по старой привычке, обманывать себя и свои народы, питая у местного населения бывших республик СССР надежды на сохранение единства этой территории, подогревая призрачные мечты одних и ненависть других.
Князья и цари России любили вспоминать о том, что ведут свой род от Рюрика, не особенно подчеркивая, что конунг Рюрик был норманном. Чужаком, завоевателем, наемником, солдатом удачи. Затем триста лет монгольского ига привели к тому, что «… поскреби любого русского…». Династия Романовых замешала такой коктейль родовых корней, что диву даешься.
Но, ведь, и эти правители, временами едва говорившие на русском языке, не уставали твердить о величии и чистоте расы, таким образом, поддерживая нетленный огонек межнациональной ненависти.
Некоторые исследователи считают, что в основе такого воспитания непреходящей обиды одних людей к другим, лежит принцип, ставший движителем прогресса. Зависть неудачника к преуспевающему, бедного к богатому, слабого к сильному…  Ни в этом ли и заключен так называемый «естественный отбор»? Если предположить невероятное, то получится, что мы не можем жить и развиваться без боли и ненависти? Неужели всем нам нужно с кем-то соперничать, соревноваться, и основой  всеобщей, всеохватывающей и бесконечной борьбы становится принцип СОПЕРНИЧЕСТВА, только замаскированный под страшными словами «межнациональные конфликты», межрасовые столкновения»?! В упрощенном понимании человек лишь частица природы. А в ней все живое вечно конфликтует между собой и окружающей средой.
На первый взгляд, с этим согласиться можно, если бы не «мелочь» - в природе все разложено по полкам:  отрядов, видов, подвидов. Животный и растительный мир, в своей активности, ограничен временами года или продолжительностью суток. Кроме того, тут слабый, признавая приоритет сильного, остается живым. Человек же может выжечь в своей ненависти все, не взирая ни на возраст, ни на пол.  Может быть, всеобщая любовь и мир - лишь призрачная мечта. Если это так, тогда от нас ничего не зависит? Но, ведь, в споре с природой человек создал общество… Он, самый, казалось, незащищенный продукт окружающего мира, противопоставил ему объединенный разум, собранную воедино силу и выжил, создав самого себя. Общий враг, общий голод, общий страх - породили и все, что сегодня называется институтами власти и самой властью. А ей, как это ни парадоксально, чтобы прокормить себя, доказать свою значимость, нужен общий враг. Нужна и собственная армия. И тут высвечивается еще одна вечная проблема.
Воины, привыкшие получать блага цивилизации не в результате кропотливого ежедневного труда, а как проценты на заложенные здоровье или жизнь, не могут созидать. Чтобы жить и есть, им надо было идти все дальше и дальше. Тут только два выхода: либо наступает срок, когда войска, не пополняемые новыми силами, истекут кровью. Либо это делает кто-то с помощью аппарата насилия и подавления, заставив воинов, оставшихся в живых, поменять профессию.
Вьетнам, Афганистан, Чечня, Косово, Украина – сколько и кого еще отравит этот неизлечимый вирус войны?! Как отзовется он: расовыми: межнациональными или межконфессионными конфликтами?
Но вернемся к нашему Дракону, царской России, перерожденной в Советский Союз. Его основатели сделали все, чтобы вбить в головы своих подданных мысль о том, что вся планета только и мечтает стать социалистической. Эта «истина», как и вся ложь, порожденная КПСС, брала свое начало в истории Октябрьской «революции».  Ведь тем, кто не видел падения царизма, нужно было объяснить, как был сокрушен колосс империи Романовых. Ведь не говорить же, что уставшая от войны, коррупции и бессмысленности и полуразложившаяся страна распалась сама. Процесс только активировали, подстегнули  германские, шведские или английские деньги?!
После переворота, Ленину, Сталину и их стае с большим трудом удалось собрать разбегающуюся в разные стороны державу. Пока Россия жила в курной избе и не знала, что творится у соседей, ее внутренние потрясения не выходили из круга «домашней свары» и не поднимались выше крестьянский войн или дворянских переворотов. В промежутке, чтобы выбрать из массы особо непоседливых и активных лидеров, царизм соблазнял сограждан «свободными» землями у Белого моря, Камчатки или в  Средней Азии.  В конце концов, и этому внутреннему исходу пришел конец. Полувоенная, полуфеодальная страна начала трещать по швам. В этот момент еще была возможность удержать державу в ее имперских рамках. Стоило только превратить российское  крестьянство в союз свободных производителей. Да вот, к несчастью, времени и расторопности не хватило. Реформы Петра Столыпина только чуть-чуть приоткрыли ворота в будущее, в котором можно было жить, не взирая на нации и цвет кожи, как разразилась Первая мировая война. Государство, сотканное из капитализма, феодализма и патриархального общества, естественно, стало распадаться на все эти несоединимые кусочки. Тогда-то и появились большевики. У этой немногочисленной и почти не имеющей опоры в народе партии только и хватило сил захватить власть в столице, а дальше все, чисто по-русски, стало рассыпаться.
В этом, как мне кажется, немалую роль сыграло и то, что можно было ба назвать генетической предопределенностью народа. Кровь азиатов-кочевников, обильно сдобрившая все русское и каждую весну звавшая «русичей» ехать, куда глаза глядят, сделала в характере этого народа доминирующим МЕЧТУ. Да, да, Мечту! Это проявляется во всем, начиная со сказок. Нам всем с детства прививали мысль о том, что за морем, в чужих краях, жить лучше и легче. Вот и поверила часть населения России в сказочный коммунизм, в котором по велению солидного, бородатого дяди Маркса, все будут равны.  Другая часть россиян устала от всего. Она была готова принять любую власть, как данность от Бога. Так и пришла кровавая, управляемая люмпенами, авантюристами и мечтателями, советская власть. Власть ночных расстрелов, орудий Тухачевского, концлагерей Дзержинского. Власть, заменившая все лучшее из человеческого опыта на плеть партии и маузер ЧК.
Сколько могло жить такое объединение?! Лоскутная многонациональная территория, искусственная идея…  Она прожила ровно столько, сколько хватило сил у монстра подавления. А народ остался с одним неодолимым чувством, что его снова обманули, снова обобрали. Нет, не правители, они «тупы и смешны», нет. Его ограбили соседи. Русские что-то утащили у украинцев, казахи у калмыков, узбеки у киргизов.… Пока народ пытался разобраться, чей кусок вкуснее, все, кто мог, кинулся подбирать упавшую власть. И снова она стала заманчивой игрушкой для авантюристов, идеалистов и негодяев. 
Тогда и появились первые ростки зубов дракона советской власти. Естественно, они появились на окраинах империи. Там, где ее гнет был слабее, а люди активнее. Так в Среднюю Азию пришла кровь этнических чисток.
Как и где они проводились до появления письменных источников, говорить не приходится. Непременно, кто-то кого-то ел, изгонял и грабил. А вот в начале восьмого века до Нашей Эры правитель Ассирии Тиглатпаласар Третий  начал выселение коренного населения с завоеванных им территорий и переселил на освободившиеся земли своих подданных.
Относительно недавно поборники самой чистой демократии и прав человека, жители США, успешно очищали свои земли от их настоящих владельцев – индейцев. Не будем вспоминать «мелочи» самодеятельных переселенцев, а поднимем документы. В 1830-х годах были впервые в истории колоний проведены масштабные, в рамках всего государства, выселения индейцев на, так называемые, индейские территории. Затем, принятый в 1862 году акт « О Гомстеде» , открывший многие земли коренных жителей для переселенцев, снова оживил эту бесчеловечную политику. К 1886 году Федеральное правительство согнало в резервации всех коренных жителей страны…
Но вернемся в лето 1989 года на земли благословенной Ферганской долины. В небольших узбекских городках, кишлаках и поселках, а этот народ от настоящего крестьянского труда, не смогла отрешить даже советская власть, пролилась кровь сограждан. Крошечный городок Кува-Сай, пыльные улочки которого были обильно политы кровью турок-месхетинцев, стал для этого малочисленного народа символом смерти и бесчестия.
Десятки турецких семей были выселены в 40-ые годы из пограничных районов Кавказа в Узбекистан. Здесь они пустили глубокие корни и, даже в страшном сне, не представляли себе, что им снова придется становиться народом-изгоем. Турки, полившие своей кровью, пыльные улицы Ферганы, Маргелана, Кува-Сая оставили надежду на возвращение в Узбекистан и родные аулы на Кавказе. В душах этих людей поселилась лютая  ненависть к узбекам и русским. Многие увезли это чувство в Турцию, куда позже переселилась часть месхетинцев. Другие живут с этой жгучей болью в Киргизии. Но теперь, турки создали в своих селениях склады с оружием и уже несколько раз доказывали, что готовы защищать свои жизни и жилища до последней возможности.
В 1994 году одного из месхетинцев, живущих вблизи киргизского городка Кара-Балта, обвинили в изнасиловании девочки-киргизки. Похоже, кто-то из местных властителей, снова захотел спровоцировать новое межэтническое противостояние и заранее подготовил его. Не успел слух о «преступлении» пронестись по окрестностям, как из горных аилов стали съезжаться киргизские кавалеристы. Они угрожали уничтожить «бандитов». В ответ месхи перегородили улицы баррикадами и выставили на них пулеметы. Мне рассказал об этом противостоянии очевидец, тогда руководивший пресс-службой МВД Киргизии, майор Ярцев. Руководство спецназа решило в село не входить, месхетинцев не трогать. Солдаты стали разделяющей стеной между противоборствующими сторонами. Через два дня киргизские «мстители» разъехались по домам, а турки убрали заграждение и спрятали оружие. Власти в ответ вывели войска, даже не предложив месхетинцам, разоружиться. Позже оказалось, что никто никого не насиловал и преступления, всколыхнувшего округу, просто не было.
Но что же стояло за кровью месхов, изгнаных из Узбекистана? К слову, они, как и узбеки, исповедуют ислам. Среди более чем двадцати миллионов узбеков, несколько тысяч турок-месхетинцев были не видны и не слышны. Их дома и огороды не могли ни кого обогатить. И, уж конечно, они не представляли опасности для властей.
Мне удалось тогда же, через несколько дней после происшедших событий, поговорить с некоторыми старейшинами, жившими в Фергане. Все турки утверждали, что заранее предупреждали местные власти о готовящемся нападении, но те мер не приняли, хотя и обещали. Верой последним и было вызвано безнаказанное избиение месхетинцев. Они могли вооружиться, но поверили властям.
На мой взгляд, летом 1989 года в Ферганской долине намного раньше, чем в других республиках СССР, составляющих его азиатскую часть, вылезли «уши» сепаратизма. Именно тут  громко заговорили о желании создать собственное независимое государство. На базарах в чайханах стали вспоминать о завоевании Кокандского ханства и Бухарского эмирата. Первого – русскими, второго уже красноармейскими частями. Хочу заметить, что тогда и речи не шло о фундаментализме или исламском халифате в рамках средневековых границ.
Удивительную эпитафию произнес по погибшим с трибуны Кремля старый приятель и сподвижник  М. Горбачева  Рафик Нишанов. Он заявил, не стесняясь ни Бога, ни людей, что кровавое столкновение было вызвано спором «из-за тарелочки клубнички».
Правда, сам Нишанов после этого остался в Москве, а советская официальная пропаганда стала поднимать на щит речепрения о том, что какие-то узбекские «мафиози» таким образом, решили пограбить «жирных каплунов» - месхетинцев. Все было, как всегда, истина скрылась за дымовой завесой политики. И никто не решился произнести страшные слова «сепаратизм», «этническая чистка».
В пределах одного государства, если оно правовое, это преступление, но в тот момент, советские марксисты стыдливо назвали сепаратизм пробуждением нации. Бог с ним, пусть бы пробуждался, хотя из личного опыта знаю, что узбеки почти не ассимилировались и сохранили в обеих ипостасях империи и язык, и религию, и традиции. На мой взгляд, тот кровавый июнь показал главное – рождающееся у определенной части бывшей советской и партийной чиновничьей буржуазии Узбекистана желание построить мононациональное государство. Ведь кто тогда знал, как и кто будет делить тушу мертвого монстра?!
Только генетический страх перед силой бывшей царской  и советской империй, помноженный на воспоминания о скорых на расправу карательных экспедициях русских войск, удержал республику от большой крови. В Узбекистане и сейчас еще помнят стертые в порошок в позапрошлом столетии пушками Кауфмана и Скобелева города и селения. Или «курганы» голов, срубленных красноармейцами во время установления в регионе советской власти.… По моему, эти воспоминания и не дали пробудившемуся в коридорах узбекской власти национальному самосознанию открыто явить себя миру. Оно, с благословления местных, а может быть, и республиканских властей, решило на примере немногочисленных турок показать остальным народам Узбекистана, что у них один путь – признать в лидерах коренной нации своих господ. Одновременно, это могло быть проверкой Москвы, проверкой ее решительности и силы. Так ли она слаба, как кажется издалека? И, наконец, Ферганские события стали своеобразной школой, первым шагом будущих схваток соперничающих властных группировок внутри самого Узбекистана.
Средняя Азия на своем опыте убедилась, что Центр уже потерял решительность, а руки имперских  чиновников стали дрожать. Тогда-то на местных базарах стали говорить об Узбекистане для узбеков. Тогда-то в городах и селах, непонятно откуда,  появилось множество исламских проповедников
Второй раз Азия всколыхнулась через год. В мае 1990 года в Андижане (опять Ферганская долина) прокатилась волна погромов домов армян и евреев. Среди белого дня, в городе, полном войск, группа «неизвестных молодых людей, возглавляемых мужчиной в чалме» совершила поджоги сапожных мастерских лавчонок и торговых лотков, в которых работали армяне или евреи. Затем «хулиганствующие молодчики» стали поджигать жилища представителей этих меньшинств. Погромы проходили под лозунгами: «Это наша земля! Убирайтесь из Узбекистана!» Борцы за чистоту Родины мимоходом разгромили и подожгли несколько магазинов в самом центре города Андижана. Что интересно, при погромах домов, практически, не пострадал ни один человек!? Мне рассказывал знакомый армянин, чей дом сожгли до тла, что нападавшие помогли ему выносить из жилища вещи, выводить детей и вынесли старуху-мать. И ничего не украли! Позже власти не только извинились перед погорельцами, но и выдали им значительные средства на восстановления жилищ.
Зачем? Что это за джентельмены-поджигатели? Кому и что они хотели доказать? Работники правоохранительных органов утверждали, что это были мусульманские фундаменталисты, пробовавшие свои силы и желающие объединить под своими знаменами узбекскую молодежь. Но, как показала история, это лучше делать, проливая кровь неверных, а тут, старушке помогли?!
Чего же добивались эти непонятные погромщики и их лидеры? Можно сказать только о том, чего добились – из республики побежали русские, евреи, армяне, корейцы и представители других национальностей. При этом руководители, оставшиеся за кадром, не только удержали в руках ситуацию, и провели бескровную этническую чистку, но и не потеряли лицо в глазах мирового общественного мнения.
И тогда пришел июнь 1990 года и кровь Оша. Это уже была соседняя республика, а столкновения происходили между узбеками и киргизами. 
Справка: В 1990 году население Киргизии составляло 4258 тысячи человек. Из них киргизов – 52,3 процента, русских-21,5 процента и «другие национальности» - 26,2 процента. Узбеков, занимающих руководящие посты, было около 7,3 процента, а русских – 24,5 процента.
На юге Киргизии узбеков было почти полмиллиона. Таким образом, меньше, чем за год относительно мелкие этнические чистки переросли в МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ конфликт.
В этот раз организаторы кровопролития знали, чего хотят. Мне рассказывал один из руководителей спецподразделений Киргизии, полковник Токтогул Какчикеев: «У нас была возможность предотвратить столкновение, но все попытки профессионалов погасить разгорающихся межнациональный костер натыкались на странное противостояние официального Фрунзе. Это была,- говорил офицер,- непонятная нерешительность, страх перед чем-то или кем-то. Нам, военным, казалось, что стоящие у власти люди от всего отстранились, но при этом они не давали и нам действовать. Только Москва, когда уже пролилась кровь и заполыхали дома, медленно и неспешно прислала войска. Они и погасили межнациональный конфликт».
Поводом для столкновения стала земля узбекского колхоза имени Ленина, которую власть решила передать киргизам под жилую застройку. В ответ узбеки выдвинули требование Ошской автономии и придания узбекскому языку статуса одного из государственных. (Госязыком в это время был киргизский, а языком межнационального общения – русский.)
Едва пролилась первая кровь, как к городам Ош и Джалал-Абад кинулась киргизская кавалерия. Словно по волшебству довольно большие массы (до нескольких сотен) мужчин и молодых людей, вооруженных холодным оружием и обрезками металлической арматуры, поскакали «защищать земляков». Узбеки к бою были не готовы…
За несколько дней в Оше, Джалал-Абаде, соседних городках и селениях были убиты около шестисот (по официальным данным немногим более 200) человек. Сотни семей киргизов и узбеков бежали из родных мест, бросив нажитое. За ними кинулись искать лучшую долю все, кто мог. Среди последних были не только русские, украинцы и немцы, но и киргизы.
Надо сказать, что и до этого два братских народа (узбеки и киргизы), говорящие на родственном языке и молящиеся одному Богу, использовали любую возможность, чтобы толкнуть друг друга локтем. Теперь между ними была кровь. С тех пор ситуация в регионе напоминала минное поле. Ненависть и вражда заставила обе стороны копить оружие для «самообороны», как говорили местные.
Оно и выстрелило в мае 2010 года. И еще выстрелит!
Тогда, двадцать лет назад, власти всех уровней от Кремля до республиканских столиц, заговорили о перекосах в кадровой политике. Об узбеках, обиженных чиновничьими портфелями. О Киргизах, завидовавших оборотистости узбеков. Официальный Ташкент вяло рассуждал о киргизах, вознамерившихся очистить область от узбеков, чтобы закрепить несправедливость сталинского решения. Диктатор отдал в тридцатые годы часть земель Ферганской долины, сотни лет обрабатывавшиеся узбекскими дехканами, полукочевой Киргизии. Сталин знал, что делал. Мне кажется, он сознательно сеял зерна ненависти между народами, пытаясь нивелировать всех, создавая один народ.
Но, справедливости ради, надо сказать, что оценивая ситуацию, были правы и те, и другие. На юге Киргизии того времени представители титульной нации гордились своими должностями, а узбеки делали деньги и покупали власти. Это не могло продолжать долго, ведь в то время Горбачев декларировал свободу хозяйствования, а значит и приоритет ума и денег, в руках людей, умевших их делать. Ими же в тот момент были узбеки и татары. Так что часть местных властителей-киргизов могла желать очистить регион от трудолюбивых и оборотистых земледельцев-узбеков.
Но тут возникает другой вопрос: «Может ли делец, наживающийся на провалах планового социалистического хозяйствования, быть националистом?! Ведь ему, и это логично, все равно кто у власти? Он свои деньги делает, встроившись в систему? И почему резня была так выборочна – узбеки и киргизы?..
По-моему, национальный оттенок конфликт принял по двум причинам.
Первая. На Юге Киргизии, впервые за всю историю СССР, теневая экономика попыталась открыто взять власть в свои руки. Ее лидеры не сразу поняли, что происходит в стране и не просчитали появления полукриминальной власти, пришедшей на смену руководителям компартии.
Вторая. Чиновники, напуганные шатким курсом Горбачева, потеряли уверенность в будущем. Страх остаться не у дел, остаться без власти – заставил их подтолкнуть массы к конфликту.
Таким образом, на мой взгляд, кровь горожан Оша и Джалал-Абаде, пролитая в июне 1990 года, лежит на совести, если таковая у них имеется, киргизских чиновников и узбекских теневиков. Эти люди, рожденные советским строем, мыслили его категориями. При ослабевшей Москве, небольшая гражданская война не выйдет за пределы одного региона, в плоды ее можно сорвать и обратить либо во власть, либо в золото. Что в этих краях, зачастую, одно и то же. Поэтому этот «стихийный и народный бунт» обильно кормили и поили, подвозя еду и водку целыми грузовиками. Поэтому под рукой у «неорганизованной толпы» были вереницы  автобусов и грузовых машин, сотни оседланных коней и оружие от дубинок и копий до автоматов и пистолетов.
И еще одна деталь. Сейчас, вспоминая о событиях уже быльем поросших, иной раз говорят о наркодельцах, тоже способных устроить бойню. Насколько я могу судить, опираясь на сведения из тогдашнего МВД. Наркотрафик в те годы еще не имел такой силы, как сейчас. Это был слабенький ручеек. Он был не так активен и глубоко законспирирован.
Мне думается, что, говоря о Средней Азии, нельзя не вспомнить и то, что Бухарский эмират и Хивинское ханство - не были частями Российской империи. Да, они были всего лишь в вассальной зависимости от Петербурга, но это совершенно другое. Советская власть насильно присоединила их к своим владениям. Террор красных был особенно жесток в Ферганской долине. И здесь помнят, как большевики оказывали «помощь» братским народам Средней Азии.
Все этнические и межнациональные конфликты в Средней Азии, происходящие на рубеже развала Советского Союза, были рождены борьбой за власть и желанием ухватить кусок соседней территории. Но, с другой стороны, эти события стали своеобразной школой для будущих вершителей судеб народов этих республик. И, конечно, это были первые, еще скрытые, ростки религиозных войн. Воинствующий ислам, ползущий через афганскую и иранскую границы, прокладывал себе дорогу туда, где толерантность создала межнациональную человеческую общность. 
Как это ни странно звучит на первый взгляд, но в этом ряду можно вспомнить знаменитые крестовые походы за гробом Господним. Их итогом стало то, что Средиземное море естественной границей отделило христианскую Европу от  мусульманского Востока. Тогда последними оплотами магометанства на европейском континенте оставались лишь Испания и Балканы. Первая «образумилась» после 1526 года, когда всех приверженцев Магомета, еще оставшихся в этой стране, насильно обратили в христианство . Балканы же кровоточили до самого девятнадцатого века. Да и сейчас они снова «беременны» межрелигиозной войной. О единой идеологии или религии, как кому угодно говорить, официально было сказано лишь в 1530 году в Аугсбургском Постановлении о конфессиях , попытавшемся утвердить религиозную однородность, как основу политического порядка. Таким образом, то, что сегодня воспринимается нами как ГРАЖДАНСТВО, в тот момент прочитывалось, как единая религия.
Франция, отменившая Нантский эдикт, который давал относительную свободу вероисповеданию, начала войну против гугенотов. Только после того, как войска Людовика Тринадцатого взяли крепость Ля-Рошель, религиозные войны в стране сузились до этнических чисток. Таким образом, Франция стала чисто католической державой. После этого Париж, сравнительно быстро, укрепился как единое государство, создал эффективную экономику и превратился в своеобразный мировой Олимп.
Поэтому, с некоторой долей допущения, можно сказать, что в Европе с четырнадцатого века религиозные войны прекратились, выродившись в этнические чистки. Ведь даже кровавая резня армян и греков в Османской империи, унесшая в 1915-16 годах жизни почти полутора миллионов человек, по большому счету, была грандиозной этнической чисткой.
И вот сейчас, через почти шесть веков после прекращения межконфессиональных войн в Европе, снова появились признаки этих, казалось бы, давно ушедших в глубину веков, конфликтов. Только сейчас они двинулись обратным порядком – от этнических чисток к религиозным войнам и новому ПЕРЕДЕЛУ МИРА.
Мне видится, что мы стоим на пороге СМЕНЫ МИРОВОГО ЛИДЕРА. Морально дряхлеющих Европу и США идет сменить Азия или мусульманский Восток, а не Китай.  Мысль по-моему о движении последнего к земному трону подброшена специально и выполняет роль дымовой завесы.

1. Средняя Азия – ножны для меча ислама.

Развал Союза ССР, невольно пробудивший национальное и религиозное самосознание, привел к созданию новых азиатских государств, но в границах, прочерченных советской властью.
Поэтому, сначала поговорим о СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ.
Между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном самыми острыми «камнями» преткновения служат Ошская, Джалал-Абадская области и Баткенская долина. Здесь смешанное население в любой момент может шатнуться в ту или другую сторону. И вопрос всегда один: «Кому это в данный момент выгодно, какой стороне?»
Нынешние власти Казахстан и Узбекистан, благодаря здравому смыслу или божьему промыслу, не вспоминают о землях вокруг Шимкента (бывший Чимкент), расположенного на юге нынешнего Казахстана. Кстати, в недрах этой территории немалые запасы нефти газа, что, конечно, не может не добавить «масла» в огонь вокруг спора за эти земли. Мне самому приходилось слышать в этом городе и его окрестностях рассуждения о спорности принадлежности этой территории Казахстану.
Подобное же положение с землями за Оренбургом и территорией северного Казахстана. Тут живут, в основном, русские.  И может быть так, что в какой-то момент его население посчитает, что терпеть местный скрытый или открытый  национализм больше нельзя или в сопредельных областях России живется лучше, и тут полыхнет пороховой погреб. Перенос столицы Казахстана на север, усиливающиеся попытки заселить приграничные районы с Омской областью казахами и попытки вытеснить русских из этих районов, недавнее вхождение в единое таможенное пространство - не могут изменить соотношение сил и на севере республики.
Нагорный Карабах, Горный Бадахшан, Абхазия, Азербайджан, Турция, Ирак, Курдистан – можно писать и писать, перечисляя страны и территории, которые уже горят или в любой момент могут вспыхнуть огнем межрелигиозных войн. Только основой их послужит и уже служит желание переделать границы. Кстати, тут не грех вспомнить и март 1918 года. Тогда Турция получила от зарождающейся советской власти пару подарков. Две трети Армении со святыней армянского народа горой Арарат и араратской долиной и южный Азербайджан…
Известное выражение «экспорт революции» в наши времена трансформировалось в экспорт религии. В этой связи позволю себе некоторую вольность в допущении. Может быть, скандал с католическими священниками, замешанными в педофилии, подпитывается не только разочаровавшимися в христианстве, но и скрытыми проповедниками ислама?.. Отчего же не противопоставить «чистую» религию погрязшей в грехах?.. Но это в Европе и Штатах. В бывших советских республиках проще. Там магометанство занимает нишу, освободившуюся от мечты о коммунистическом рае.
Таким образом, на мой взгляд, НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА, приведший к распаду Советского Союза, Югославии, Чехословакии, не закончился. В  Средней, или, как сейчас принято говорить, Центральной Азии, он обретает новое качество.

Таджикистан.
Кровоточащая проблема этого государства берет свое начало в далеком прошлом, во временах разделения сфер влияния между Британской и Российской империями. Далее она обильно подкормилась советским тоталитаризмом и бездарной афганской авантюрой. Теперь ко всему добавились мусульманская экспансия и наркотрафик.И тому, и другому нужны рыхлая, продажная власть. Если учитывать, что таджики до сих пор четко делятся на кланы, семьи и племена, то местная власть не может быть сильной. Ей либо нужна диктатура, либо иностранное присутствие.
Известный афганский моджахед таджик Ахмад Шах Масуд неоднократно говорил о необходимости объединения всех таджиков. Это был сильный, неглупый лидер, мечтавший о создании великой державы таджиков. Она могла быть составлена из населенных представителями этого древнего народа частей Афганистана и Таджикистана. Но Шах Масуд убит. И его смерть была выгодна многим. Среди них марионетки из Кабула, его давний соперник узбек Дустум, любезные «почти друзья» из Ирана, «освободители» из НАТО, и, конечно же, Москва. России, естественно, опасающейся за свое мягкое подбрюшье, предпочтительно поддерживать штыками слабый и не популярный режим Эмомоли Рахмона, чем получить здесь сильное и активное государство. Война здесь тлеет, как пожар на болоте, поставляя в соседние республики бойцов и командиров… 
Узбекистан.
Его власти, в свое время, войсками и средства помогли удержать на троне в Душанбе Рахмонову. Лидер бухарского клана Ислам Каримов прекрасно понял, что, только, поддерживая тесные связи с Москвой, он может удержать страну от фундаментализма. Россия и твердость – вот залог светской власти Ташкента.  В Узбекистане традиционно сильно духовенство.  По моим сведениям, аппарат Каримова, а сейчас его преемника, внимательно отслеживает деятельность религиозных институтов в стране и, при необходимости решительно вмешивается, удерживая фундаменталистов вдали от паствы.  Сильный лидер может себе это позволить. Тем более, что у него есть тлеющий фитиль. Хотя кто-то может считать этот пороховой погреб козырем «в рукаве» - Ошские узбеки.
Как-то один из высших чиновников этой страны в разговоре со мной сказал, что узбекам досталась незавидная доля быть расколотым народом.
«Часть моих братьев,- сказал собеседник,- живет в Афганистане, часть – в Киргизии, часть – в Таджикистане. Это не нормально. Это, когда-то закончится».
Вот и думайте, что имеет в виду этот политик?..
Есть некоторые данные, косвенно подтверждающие слухи о том, что еще в начале 1995 года, во время сепаратных переговоров между лидерами вооруженной таджикской оппозиции и Каримовым, стороны обсуждали будущее регионов Таджикистана, населенных узбеками. Среди противников Рахмонова были люди, будто бы, не возражавшие против передачи этих земель Узбекистану, в обмен на экономическую помощь. Тема о земле и земляках,  поднятая на переговорах такого уровня, говорит о многом, особенно в нашем стремительно меняющемся мире.
Казахстан.
Борьба кланов (жузов) сегодня, кажется, ушла в прошлое. Но, что удалось сильному политику и хитроумному дипломату  Назарбаеву, завтра может обернуться другой стороной. Особенно, если к внутриплеменной борьбе за власть  приложится тяга русского, или казачьего населения к Родине.
Киргизия.
В Таджикистане есть два района Мургабский и Джергатальский, где живут около 60 тысяч киргизов. В 90-91 годы часть из них пыталась спастись от войны и голода бегством к единокровным братьям. Тогда их остановили пулеметы на горных перевалах. Из них почти не стреляли, но запугать и вернуть потом беженцев это оружие смогло. Но они помнят о Родине, как и она, помнит о них.
Нынешняя нестабильность республики, которую некоторые считают затянувшейся чередой демократических революций,  вызвана, на мой взгляд, множеством причин. Конечно, первая из них – первый президент  Аскар Акаев. У него единственного была возможность, опираясь на потенциал, оставленный Советским Союзом и донорскую помощь Запада, построить сильное, независимое государство. Этому, в немало степени, могло способствовать и то, что население страны не было мононациональным. Но президент и его окружение больше думали о своем благополучии, своем месте в истории, чем о народе. Кроме того, как эти ни неразумно, на первый взгляд, они сами спровоцировали бегство некоренного населения из республики.
Только один пример из собственного опыта. На лестничной площадке, рядом с нами жила семья киргизов-преподавателей университета. Бывало, что мы весело сиживали за одним праздничным столом. Дружили и наши дети. И вдруг я вижу, что соседские ребятишки перестали играть с моим ребенком, их сверстницей. « Они говорят, чтобы я убиралась в свою Россию,- опустив глаза, ответила на мой вопрос дочь…
А ведь некоренное население Киргизии составляло основу не только рабочего класса республики. Врачи, учителя, преподаватели, инженеры – фундамент развития страны – были не киргизами. Множество русских, украинцев, немцев занимались в республике крестьянством. Выгнать их означало только одно – разрушить страну. Тем не менее, процесс превращения страны в мононациональное объединение стал напоминать тающее под солнцем эскимо.
Справка:  В общей сложности за первые пять лет независимости (1990 – 2005гг.) миграционный отток из республики составил 490,6 тысяч человек, из них русское население – 293,3 тыс. человек (или 59,8 % от общего числа).   
Помню короткий разговор с одним из руководителей завода имени Ленина. Здесь трудилось почти 20 тысяч человек. 
«У нас есть предложение из Израиля,- сказал он мне,- если мы его примем, то завод заработает в полную мощь»…
-Так в чем дело?
«Министр сам не решился и перенаправил нас к президенту Акаеву. Тот категорически против этого заказа. Завод стоит, зарплаты нет, люди бегут». К слову, сейчас большинство крупных промышленных предприятий так не восстановлено…
Когда работать стало негде, тысячи молодых людей из горных селений кинулись в города. Столица стало напоминать табор озлобленных, полуголодных людей. Они легко поднимались и поднимаются до сих пор на любой призыв, за которым скрыто разрешение на грабеж. В их среде легко укореняются идеи фундаментализма, хотя киргизы никогда не были религиозными людьми, как, к примеру, узбеки.
Эта республика уникальна еще и тем, что в историческом прошлом не смогла стать независимой страной. Ее народ не «переболел» детскими болезнями становящегося, консолидирующегося государства, не ощутил себя единой нацией. Вхождение киргизов в Российскую империю сбило накал межплеменной, точнее, межродовой борьбы. А она велась не на жизнь, а на смерть.  Но ни царизму, ни советской власти не удалось потушить ее полностью. Принадлежность к тому или иному роду до сих пор определяет не только место во властных структурах, но и степень благосостояния. Можно с уверенностью утверждать, что киргизы, как нация до сих пор не сложились.
Встречаясь друг с другом, они спрашивают: «Ты откуда?» Когда выясняется географическое место рождения, обязательно следует уточнение: «Ты кто?» Теперь имеется в виду род. Самоидентификация идет по этому признаку.
Всего родов около сорока. Они делятся на правое, левое крылья и группу ичкилик. Сарыбагыши, бугу, солто… Противостояние было всегда, Мне кажется, оно и будет, несмотря на эту губительную для страны и народа родовую сменяемость власти. Но сделать этого не смогли ни жесткость царизма, ни палачи ВЧК. Судите сами.
После отечественной войны Киргизию возглавил ичкилик Исхак Раззаков. Он был толерантен, потому что не воспитывался в национальной среде.  Раззакова сменил и, почти на четверть века, стал первым секретарем ЦК Компартии сарыбагыш Турдакун Усубалиев. После него был назначен ичкилик Абсамат Масалиев. Союз распался и что?! Первым президентом Кыргызстана стал сарыбагыш Аскар Акаев. Кто, какие роды и почему сносили его, говорить не будем, но сменил Акаева, как вы, наверное, догадались, ичкилик Курманбек Бакиев…
Из кого будет состоять парламент страны? Какие рода будут в нем представлены? На благо родственников или всей страны станут они трудиться? Ведь гибель Советского Союза, законсервировавшего родоплеменной Киргизстан, только обнажила, обострила противостояние родов.  Путь, который другие нации уже прошли, киргизам только предстоит осилить. И никогда эта дорога не была накатанной колеей. И тут, как это ни страшно звучит, за каждым поворотом возможен раскол, распад страны! Гражданская война... Мне думается, что если бы на юге страны не было бы узбеков, то нашлись бы рыжие или конопатые… Восток не только «дело тонкое», но и коварное, и жестокое.
На мой взгляд, будущее всей Центральной Азии напрямую связано с тем, устоит ли Киргизия, не утонет ли в горниле гражданской войны. Все эти годы страна, чудесным образом, удерживалась на грани мира и войны. Если же все пойдет по худшему сценарию, то конфликт расползется по всему региону. Это не выгодно ни России, ни Штатам, имеющим здесь широкую агентурную сеть, кстати, работающую  и против Китая.  Последний  готов к любой помощи всем азиатским республикам, но не станет ли она «дружеской» экспансией?!.. При этом нельзя забывать и о проблемах Уйгуристана, Тибета, Внутренней Монголии. Тишина на этих территориях будет царить до тех пор, пока Штаты не решили раскачивать Китай. Тогда-то здесь появятся и обиженные, и пропагандисты с деньгами и оружием. А пока Запад и выкормленный им Восток занят Россией.

Ведь передел мира продолжается. Буря только набирает силу.

Борис Майнаев


Рецензии