Красиво сказанное слово правды. Владимир Мазаев

      Владимира Мазаева называют классиком сибирской прозы. Он работал в трудном жанре литературы – жанре рассказа, короткой повести, требующем от писателя большого мастерства. Именно они позволяют «крупным планом» показать бытие отдельной личности.
      Родился он 12 мая 1931 года в селе Васильчуки Ключевского района Алтайского края. В 1933 году семья переехала в село Куртуково около города Сталинск (Новокузнецк). Тогда же произошла путаница с датой рождения. Владимиру Мазаеву было выдано свидетельство о рождении с указанием даты 12 мая 1933 года. Но это был год их приезда в село Куртуково. Отец Михаил Ермилович Мазаев работал директором Куртуковской начальной школы. В декабре 1937 года он был арестован и расстрелян как «враг народа». Реабилитирован в 1957 году.
      В 1938 году семья переехала в Новокузнецк. В этом городе прошли детство и юность писателя. В те годы Кузнецкстрой был на слуху у всей страны. Город быстро менялся, рос и хорошел. И там, где вчера ещё были бараки, вырастали многоэтажные дома. В 1941 году Володя пошёл в школу. Первые ростки таланта будущего писателя обнаружились уже в школьные годы. Стихи и проза Владимира Мазаева публиковались в литературно-художественном журнале «Чайка», который издавал литературно-художественный кружок школы № 92. В 1950 году в журнале «Чайка» были опубликованы работы будущего писателя: «Квадрат 38», «Человек! Это звучит гордо», «Алтай», «Ослиная мудрость», «Маяковский – поэт советской эпохи», «Новый год», «Военный объект». Наряду с рассказами публиковались и стихотворения Владимира Мазаева. В статье «Как родилась «Чайка» руководители кружка писали о нём так: «...наиболее деятельным членом общества является ученик 10 класса Владимир Мазаев. Он отличается довольно зрелым мастерством в прозе. Его рассказы занимательны, стройны по композиции, оригинальны по стилю».
      После школы в 1952 году Владимир поступил на отделение русского языка и литературы Новокузнецкого педагогического института.  В 1953 году в газете «Комсомолец Кузбасса» был опубликован рассказ студента Мазаева «В половодье». По окончании института в 1956 году Владимир Мазаев приехал по распределению в Прокопьевск, но место учителя русского языка и литературы оказалось занято, и он поехал в Кемерово, где был принят литературным сотрудником в областную молодёжную газету «Комсомолец Кузбасса». В газете он работал корреспондентом, ответственным секретарём, заведующим отделом пропаганды, заместителем редактора.   
      В 1957 году женился на студентке пединститута Светлане. В 1959 году в семье Владимира и Светланы Мазаевых родилась дочь Марина, а в 1964 – сын, названный в честь отца писателя Михаилом.
      С 1962 года Мазаев стал работать литсотрудником, затем ответственным секретарём газеты «Кузбасс». С 1963 по 1968 год – главный редактор Кемеровского книжного издательства.
      Работая журналистом, Владимир Мазаев продолжал писать и художественную прозу, отдавая предпочтение рассказам и повестям. В 1963 году вышел первый сборник его рассказов «Конец Лосиного камня». Затем вышли книги: «Русин» (1964), «Птицы не поют в тумане» (1965).
      В 1966 году Владимир Михайлович Мазаев был принят в Союз писателей СССР.
С 1968 по 1989 годы работал редактором журнала «Огни Кузбасса». С 1971 по 1983 годы являлся ответственным секретарём Кемеровской областной писательской организации Союза писателей РСФСР. С 1990 по 1993 годы – главный редактор журнала «Литературный Кузбасс».
      Произведения Владимира Мазаева печатались в журналах и газетах: «Москва», «Звезда», «Наш современник», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», «Литературный Кузбасс»; «Литературная газета», «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса», «Наша газета» и др.  Включены в коллективные сборники: «Смотрю в твои глаза», «Мой дом – Земля», «Судьбы солдатские», «Рабочие плечи Кузбасса», «И жизнь, и слёзы, и любовь», «Писатели Кузбасса. Хрестоматия. Проза. Поэзия» и др.
      Рассказ «Жив останусь – свидимся» включён в антологию художественных произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», изданную в Москве к 40-летию Победы.
      Мазаев – автор более двадцати книг прозы: «Последний цветок лета», «Гармошка на том берегу», «Разомкнутая цепь», «Коль жить да любить», «Лицо осушит ветер», «Грозовая аномалия», «Зиму пережить», «Праздник возвращенья», «Крутизна», «Грозовая аномалия», «Синь-Тайга» и др.
      Его рассказы «Танюшка», «Странная командировка», «Жив останусь – свидимся» переведены на немецкий, венгерский, чешский, словацкий языки.
      Всесоюзную известность Мазаеву принесли книги рассказов и повестей «Особняк за ручьём», «Жив останусь – свидимся», «Селевой поток», изданные в Москве.
       Как писатель, Мазаев стал известным, благодаря книгам о геологах. Будучи ещё молодым, начинающим журналистом, он однажды очутился в длительной командировке в одной из геологических партий в горах Кузнецкого Алатау. Там жили и трудились лесорубы, буровики, проходчики разведочных шурфов и штолен, геофизики и разнорабочие. Многие из них были вчерашними фронтовиками. В их душах и биографиях ещё свежи были события, связанные с войной и политическими репрессиями. Как оказалось, буровики вели разведку рудного сырья для Кузнецкого комбината и Забсиба. Мазаев подружился с этими людьми, стал их частым гостем, а иногда надолго оставался с ними, приобщаясь к их профессии. Дружеские отношения связывали Мазаева с Владимиром Аскольдовичем Власовым, который возглавлял геологические партии в Горной Шории и Кузнецком Алатау в 1960-1970-е годы. Узник концлагеря Заксенхаузен под Берлином, прошедший в полной мере и наши фильтрационные зоны, Власов стал прототипом в сюжете повести Мазаева «Мы всегда виноваты перед погибшими». Во время долгих вечеров у костра, Владимир Власов рассказывал всё то, что он пережил в плену и потрясённый рассказами, Мазаев уговорил его писать. Так, благодаря ему в Кузбассе родился ещё один писатель – Владимир Власов.
       Мазаев много работал в геологоразведочных партиях, исходил весь Кузнецкий Алатау и Поднебесные Зубья, сплавлялся по горным рекам, мерял шагами тайгу. Из походов возвращался с новыми произведениями, в которых рассказывал о людях, с которыми жил и работал в геологических партиях. Больше всего его интересовали человеческие характеры, сомнения людей, страсти, поступки.  Его герои не поют романтические песни под гитару у костра; они тяжело и подолгу работают, а костры разжигают только для того, чтобы обогреться и приготовить пищу. Внимательно всматриваясь в их судьбы, писатель пришёл к выводу, что есть люди, умеющие противостоять «молоху» обстоятельств, и есть люди, которые не могут идти навстречу «живой жизни». Но у каждого была своя жизнь. И всем своим творчеством Мазаев отстаивал самоценность, поэзию каждого конкретного человека. Так, постепенно, у него сложился целый цикл рассказов о таких людях: «В тихом городке», «Неуютное место», «Птицы не поют в тумане», «Русин» и др.
       Одной из ведущих тем в творчестве Мазаева стала война. На вопрос: «Почему военная тема в его творчестве стала одной из главных?» Мазаев отвечал: «В военной теме была правда чувств, без которой литературе не жить. И грусть неподдельная, и печаль, и высокая драма. Малейшая же фальшь кричала благим матом».
      Война –  это не только фронт, война – это и голодный и холодный тыл. Да, в Сибири не свистели пули, не рвались бомбы, но война была – в каждом доме, в каждом сердце, она коснулась всех. Своими произведениями Мазаев переносит нас в те дни, когда страшная беда свалилась на плечи народа. Изображая тружеников тыла, он показывает поистине народный дух людей, которых не удалось сломить фашистскому нашествию. Своим непосильным трудом его герои, как могли помогали фронту, иногда жертвуя собой.
      В рассказе «Черёмуховые холода» представлены картины тяжкого рыбачьего промысла рыбачки Марии на северном озере Инголь.  Рассказ входит в цикл «Рассказы сибирячки», над которым писатель работал десять лет. В них ему удалось воссоздать атмосферу сибирской деревни военной поры. Солдатская жена, колхозница Мария ведёт рассказ о себе, о своих бедах и злоключениях. «Велик ли мой век, а три войны пережила. Но те – мировую и гражданскую – помню смутно, а вот эту последнюю, Отечественную, и по пережитью лет вспомню – только ох скажу, ничего больше», – так начинает свой рассказ героиня. Всё в её жизни трудно, мучительно, подчас ужасно. Мария стала рыбачкой, её руки в язвах. Её трое детей постоянно голодают, и самый младший, уже не в силах поднять головёнки. В её пустой и холодной избе так пусто и жутко, так обездолено, что свёкор Марии – дед Савелий Ильич, не желая быть «лишним ртом» в семье, уходит в зимник умирать. Чтобы спасти своих детей от голода, Мария решается на убийство сохатухи.  А ведь убить самку, у которой маленький лосёнок, приравнивалось к преступлению. Но Мария сознательно идёт на этот поступок, у неё нет иного выбора, идёт война. Так встретились в непростое военное время две матери – человеческая и звериная. Одна, чтобы спасти своих детей, берётся за ружьё, а другая – сохатуха – каким-то непостижимым чутьём поняв, что это ружьё выстрелит, ценой своей жизни спасает лосёнка. От таких картин остаётся ощущение трагедии, которую приносит война. А на войне самое страшное – смерть, неизбежность потери. Это и потеря жизни, и потеря духовности.
      Полна драматизма и повесть Мазаева о военном детстве «Зиму пережить». Название такое не случайно. Жизнь в годы войны отмеряли зимами, пережил зиму и уже легче, радостнее, потому что дожил до весны. В центре повести пятиклассники – подростки – Шурка и Толян живут тяжкой жизнью военного времени, перенося наравне со взрослыми все невзгоды и тяготы. Школы работают в три смены, отапливаются плохо, половина из них превращена в госпитали, летом дети заняты работой в колхозах, где их кормят только просяной кашей. В город прибывают эшелоны эвакуированных людей, а свободного жилья нет и заселяется каждый закуток – холодные комнаты, сараи, подсобные помещения. Многочисленные хлебные очереди, карточки с мизерными нормами. Мучает не только голод, но и холод. Надо топить печь, которая съедает дрова, не нагревая квартиру. Уголь выдают по талонам, но мало и несвоевременно. Подростки бегают к терриконам, выбирая комочки кокса и угля, подбирая каждую щепочку. Шурке пришла в голову мысль вытаскивать стойки из пустующего овощехранилища, в котором хранить всё равно нечего. Из них получались прекрасные сухие дрова, которые и привели к беде. Крыша не выдержала, рухнула, раздавив щуплого подростка.
      Как представителю поколения детей войны, писателю удалось точно передать детский мир, их мечты и желания, а также страдания, шалости и проступки того времени. И то, как горько отцам, воевавшим на фронте и защищавшим своих детей от врагов и войны, возвращаться домой к их могилам.
      О чём бы ни писал Владимир Мазаев в своих произведениях – о войне, о нравственных проблемах или о любви – он всегда стремился разобраться в ситуации, понять её глубинный смысл. С годами его произведения становились философичнее. Менялась и их структура. Если раньше он писал больше рассказы с острым сюжетом и неожиданной развязкой, то впоследствии перешёл к более спокойному повествованию. Стараясь понять своё время, он в своих книгах никогда не «подлаживался» к злобе дня, а напротив, стремился разглядеть в сегодняшнем вечное.
Общей темой для всех произведений Мазаева всегда оставалось осмысление человеком современной жизни, его выбор и поиск своего места в ней. А в отношениях между людьми существенными для писателя являлись: любовь, понимание, жалость, ответственность, чувство вины.
      О любви, о непростых отношениях между женщиной и мужчиной рассказывается в произведениях: «Жив останусь – свидимся», «Задачка с двумя неизвестными», «Хочу лететь на Модуйку», «История с альтернативным концом», «Я забуду тебя, я тебя позабуду» и др. Только нет в них любви счастливой, любви, связанной с созданием семьи, обретением дома. Любовь в них предстаёт в виде вины, предательства, ошибки и случайности. Так, в рассказе «Жив останусь – свидимся» юная девчонка Варька вынуждена скрывать свою беременность от матери, бабушки, односельчан, потому что в глазах людей она беззаконна. И ребёнок от любимого человека становится наказанием, позором, обузой. Да, ребёнок родится благодаря помощи добрых людей: тетке Марьи, председателю колхоза Ипполиту Федосеевичу, Степаниде, вот только отец никогда не узнает о нём, потому что погибнет на фронте. И получается, что с одной стороны, ребёнок родится и продолжит род Володьки Кравчука, его родители примут Варьку и внука и вырастят мальчишку. Но, с другой стороны, жестокость социума по отношению к человеку проявляется в ситуации войны, уничтожающей возможность на счастье, на создание семьи. В этом рассказе ни Варька, ни Володька не виноваты в том, что случилось, виновата война, а вот в других – вина за поругание любви и семьи ложится уже на самого человека.
      Любовь, по Мазаеву, оказывается светлым, радостным чувством, приносящим минутное счастье, но, как правило, к семейным ценностям она не имеет никакого отношения. Любовь трагически разбивается о социальные катастрофы (война, гибель любимого), о предательство любимых, об их нерешительность и слабость, о невозможность сохранить чувство. Так происходит в рассказах: «Задачка с двумя неизвестными», «Хочу лететь на Модуйку» и повести «Я забуду тебя, я тебя позабуду».
      Другими немаловажными темами в творчестве Мазаева стали проблемы сиротского детства при живых родителях, алкоголизм, бездуховность, полная деградация личности, одиночество, безысходность и немотивированная жестокость. Об этом он с болью пишет в рассказах: «Без любови прожить можно», «Кошки-мышки», в повести «Селевой поток» и др. В них писатель раскрывает социальные изменения, происходящие в обществе: тотальное пьянство, особенно среди женщин и равнодушие к судьбе детей.
      Потрясает душу рассказ «Без любови прожить можно», в котором больной ребёнок брошен пьяной матерью. Всего два персонажа присутствуют в рассказе и у них нет имён. Видимо это было нужно писателю для более глубокого раскрытия темы, для изображения женщины как безликого существа и образа брошенного ребёнка, жизнью которого никто не интересуется. Судьба этого мальчика потрясает ещё и потому, что в лице одного ребёнка представлены сотни судеб других, таких же, детей. В рассказе показан небольшой временной промежуток – одни сутки. Но как же долго они длятся для маленького мальчика, брошенного пьяной матерью одного, без еды. И весь ужас в том, что это не первые такие сутки у него. Так мальчик живёт уже не один год. Выгнанный на улицу пьяной матерью, он спасается в собачьей будке, где его пригрел пёс. Но, лишенный простых понятий жалости и благодарности, сам же и избивает пса за то, что тот укусил его мать. Заголовком рассказа «Без любови прожить можно» стала строчка из песни, которую поёт пьяная женщина. Но с этим согласиться невозможно, потому что между строк звучит совсем другая мысль: «Нельзя! Нельзя жить без любви!». Ибо испокон веков учили нас ценить то, что всегда почиталось в народе: дом, семья, любовь к детям, материнство, добро. Здесь же разрушены все святыни, их нет; эта пьющая женщина уже не мать и не человек. Она плохая хозяйка, у неё в доме грязь, вместо постели – тряпьё, полы немытые, нет еды, безобразная речь. Ей никто и ничто не дорого. Не дорог ей и сын, дороже «алкогольная жидкость». В результате ребёнок одинок в мире зла, и мир этот создала ему собственная мать, ибо в ней уже нет давно ни жалости, ни сострадания. Страшный рассказ. Пьющая мать, жизнь без святынь –  это большое несчастье, катастрофа для общества. Но такова горькая правда жизни. Осудив эту безликую не женщину, не мать, выразив свою боль и горечь, писатель хотел вызвать тревогу в душе читателей за судьбу детей и страны в целом, почувствовать весь ужас по поводу происходящих событий и такого падения женщины.
      Принято считать, что человек не всегда виноват, просто так складываются обстоятельства, с которыми не все могут справиться. Но никакие обстоятельства не являются причиной равнодушия родителей к детям. Чаще родители сами, в силу своих слабостей, не способны защитить детей от жизни. Именно так происходит в повести «Селевой поток», где Иван Дреганов сам сдаёт сына в детский дом и уезжает на Крайний Север, спасаясь от тоски по погибшей жене. Предательство отца приводит маленького Лёньку к нежеланию жить. И хоть по сюжету прямой вины отца в смерти сына нет, виноваты, вроде как, обстоятельства, однако вывод напрашивается сам – не обстоятельства, а сам человек становится причиной всех бед.
      Многие произведения Мазаева грустны и печальны, ибо заставляют задуматься о сущности жизни, о наших поступках и мыслях. Об этом писатель философски размышляет в своей притче «Часы с боем».  На старинной башне железнодорожного вокзала висели часы с боем. Они отбивали часы под грустную музыку, которая вызывала у людей какую-то тоску и печаль, заставляя людей задуматься о смысле жизни. Но однажды власти запретили уныние и пессимизм, наступило время оптимизма и с тех пор вокзальные куранты стали играть бойко, оптимистично. Вот только эта музыка уже никого не трогала. Она лишь поощряла людей жить бездумно, радуясь «хлебу и зрелищам».  Отсюда и грустный вывод писателя – всем хочется жить в радости, не печалясь и не думая ни о чём, забывая при этом, что именно грусть и печаль заставляют человека размышлять о сути жизни, делая человеческое сердце чище и лучше.
      Несмотря на непростые судьбы и трудности, которые выпадают на долю героев произведений Мазаева, персонажи его очень симпатичны, многие из них наделены весёлостью, юмором, трудолюбием, рассудительностью. А как красиво звучит у них сибирская, народная, разговорная речь, где много поговорок, красивых сравнений: «Зубы были белые и ровные, как березник», «Обиды копить – с людьми не жить», «Хоть по любви выходишь, а на свадьбе плачь». Писатель хорошо чувствовал живую природу языка, иногда как настоящий фольклорист щеголевато играл им, упиваясь перлами просторечия. Есть у него сборник крошечных баек «Потеснись, завалинка!», перечитывая которые нельзя не улыбнуться. «Аппетит у меня на неё превстоял, я те дам!.. Думаю, хоть я и не семи пятен во лбу, но не лох же последний». Или: «У неё еще слёзки обидные не просохли, а он, змей, прильнул к ней, да как жук зауржал, зауржал над ухом… Ах, ты, думаю, ешь твою семь копеек!». Или: «Чё токо я не пила: мать-и-мачеху пила, молоко с салом пила, карасин пила. Ничё эту заразу не берёт! Пошли они к чертям собачьим, эти учёные, надо их всех истребить».
     Мастерски, с большой художественностью писатель изображал явления природы: «а зимы у нас глухие, пагубные»; «май на исходе, а и под шубейкой знобит»», «май сорок третьего стоял с густым небом, с далью», «мимо просохших тропок ветреник зажелтел», «под оградой крапиву щепотью уже взять можно», «сойдёшь яром к воде, а по воде черемуховый цвет, будто чешуя, играет», «мартышки уже прилетели (чайка у нас так зовётся), галдят, табунятся, пищу делят».
Владимир Михайлович Мазаев никогда не кривил душой ни в жизни, ни в творчестве. Его произведения, написанные красивым словом правды, вызывали большой интерес у всех, кто прикасался к его творчеству.
     По произведениям писателя в Кемеровском театре драмы идёт спектакль «Живы будем, свидимся». В разные годы по московскому радио звучали: радиоспектакль по повести Мазаева «Дамба» и инсценировки рассказов «Особняк за ручьём», «Странная командировка». В 1983 году кузбасский художник Герман Захаров написал два портрета писателя, один из них находится в библиотеке имени В.М.Мазаева. В одном из красивейших мест Горной Шории – Поднебесных Зубьях – на реке Рамазин, в знак благодарности кузбасскому писателю, был сооружён туристический приют «Мазаевский стан», где туристы могут отдохнуть во время длительных походов по горам.
Творческая и трудовая деятельность В. М. Мазаева отмечена многочисленными наградами. Почётный работник культуры Кузбасса; Заслуженный работник культуры РСФСР. За рассказ «Багульник – трава пьяная» ему была присуждена премия журнала «Наш современник» (1979); За рассказ «Без любви прожить можно» – первая премия «Литературной газеты» (1994). Лауреат областной литературной премии им. А. Н. Волошина (2000); «Лауреат премии Кузбасса» (2007).
      Награждён медалями: «За доблестный труд» в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, «60 лет Кемеровской области», «К 100-летию М.А.Шолохова», «За служение Кузбассу»; бронзовым знаком «За заслуги перед городом Кемерово» и др.
      Владимир Михайлович Мазаев ушёл из жизни 23 февраля 2015 года.  Похоронен в г. Кемерово на кладбище № 3. На могиле установлен памятник из чёрного гранита с портретом писателя и надписью на плите – «Ты память о себе увековечил тем, как талантливо и искренне творил».
В Государственном архиве Кемеровской области создан личный фонд В. М. Мазаева (Р-1268).
      В целях увековечивания памяти писателя с 1 января 2018 года одна из библиотек МАУК «Муниципальная информационно-библиотечная система» г. Кемерово носит имя В. М. Мазаева. В Библиотеке им. В.М.Мазаева оформлена музейная экспозиция «Крутизна», посвящённая жизни и творчеству писателя. Основой экспозиции стали личные вещи Мазаева, переданные супругой – Светланой Александровной, письма, почётные грамоты, благодарственные письма, телеграммы, записки от читателей с творческих встреч, документы из фондов Государственного архива Кемеровской области, книги из библиотечного фонда и частной библиотеки семьи Мазаевых, журналы, фотоматериалы и др.
      На сайте http://библиотеки.кемеровские.рф открыт виртуальный музей В. М. Мазаева. В электронной версии музея представлены фотографии экспонатов, библиографическая и книжная коллекции.
      В мае 2021 года в Кемерове на доме (пр. Советский, № 71), в котором жил В. М. Мазаев, в память о писателе, была установлена мемориальная доска.


Рецензии