Вересаев НК

- Виталий Семёнович! Ну, вот не согласен с Вересаевым про войну с Японией! У меня в голове не укладывается, как можно желать своей стране поражения! Это же насколько нужно прогнить изнутри, чтобы так говорить и думать!
- Миша! Вы не горячитесь! Тут надо разобраться и понять то время, тех людей!
- Да не хочу ни понимать, не думать! Вот он пишет, что не было патриотического подъёма. Что полицейские возглавляли и направляли немногочисленную толпу… Да русский, настоящий русский, не может так поступать. Мы то и сильны тем, что во время лихолетья и бед вместе…
- Миша! Вы ведь явный еврей и как вы можете говорить за русских?!
- Да! Я еврей! И предки мои были евреями.
- Вот видите! И всю историю ваш род гнобят и гоняют. И по России, и по миру. И причина конечна нам сейчас уже не известна, но говорят за то, что распяли Христа. Уже почти две тысячи лет. Хотя, если верить тем же рассказам – евреи разобрались с евреем. А почему фашисты решили стереть весь род еврейский, тут вопрос… Мне думается, что всё очень банально и просто – грабь тех, кто богаче. Евреи виноваты в том, что кто-то хочет покушать за их счёт… Хорошо покушать…
- Вот Семёныч, ты говоришь, что еврей я. Ну, скажи какой я еврей? У меня еврейского – только история и кровь, а сам я коммунист во втором поколении. Мой отец сражался с японцами, чехословаками и прочей контрой состоя в рядах ВКПб. И я вступил. И также бил японцев. В Советском Союзе нет национальностей – мы, кем бы нас не называли – русские коммунисты. И потому не соглашусь с вами и с Вересаевым. Да разве мы бы победили в этой войне если бы не были одним, цельным монолитом? Сплавом духа!? Эта война показала, что у нас всё правильно. Что мы молодцы. Что не оскудела земля наша богатырями!
- Да правы Вы, Миша! Правы! Только Вересаев смотрит глубже. Он рассматривает войну, как горе огромное. Он штрихами кидает, заметьте, набрасывает, но прямо не говорит. Он подводит Вас к тому, что в первой войне с Японией мы проиграли, ещё не выйдя на поле брани. Мы изначально проиграли и на море, и на суше. А почему? Да потому, что вокруг и везде обычный русский бардак, и неразбериха. Русскому, чтобы победить нужна хорошая встряска. И удар должен быть хлёстким, до полу потери сознания. Вот тогда русский встаёт и задаёт врагу такую трёпку, которую он заслуживает. Вот только добрый он. Очень. Никогда не добивает. Прибьёт слегка, поучит от сердца, а потом начинает гладить и утешать. Да ещё печеньками задаром, да пряниками подкармливать. В ущерб себе и своей семье. Успокоится и думает, что все такие как он, благородные. А эти змеёныши, пока слабые, в рот глядят да жратушки просят. А силу наберут, так побольнее укусить желають. Да только не совсем до смерти – так чтобы потом на шее ездить и понукать, да командовать…
- Ну вы так не скажите…
- Почему не скажите? Вы посмотрите на историю нашу. Так было сотнями лет. Это сейчас у нас есть мудрый вождь – Сталин. Он спуску не даёт и за это уважают нас, хоть и боятся.
- Так мы и побеждаем под его руководством.
- Вот Миша, как раз дело в том, что в сорок первом кто-то подумал, что будет как в пятом. Что кинется народ на власть, а фашисты придут и всё возьмут. Ну, может и не так, но на что-то надеялись. Как немцы, так и японцы. Последние похитрей оказались, но всё равно зубы им мы вибили. Почему? Да потому что Сталин не допустил разброда и шатания. Железная дисциплина, сознательность коммунистов и комсомольцев, единая для всех цель – победа. Сталин уже не раз доказал, что он добивается поставленных им задач.
- Тогда не было Сталина. Но народ-то был русским!
- Миша! Я Вам скажю адинь маленкий сэкрэт. Простите меня за скромную пародию еврейского. Этот секрет заключается в том, что русский это не национальность. Русский это стиль жизни. Если хотите, на медицинском, это вирус. Стоит поместить одного русского в огромный коллектив из любых национальностей, и через совсем опеределённое, совсем короткое время, все станут русскими. Причём как один. Все! Русский человек где бы ни был – он русский. Хочу отметить, Миша, что в моем понимании, вы русский куда больше чем я, и многие едущие в этом поезде.
- Вот я Вас не понимаю. Вы мне говорите о том, что патриотизм у Вересаева был казённым, из-под жандармской палки и тут же называете меня самым что ни на есть русским. Запутали меня.
- Да никак я тебя не запутал. Ты смотришь на первую войну с Японией глазами участника второй. А ведь разница колоссальная и никакой.
- Это как?!
- Ну в чём войны одинаковы? В грязи, крови, смерти. Это одна сторона. Вторая это битва за свою Родину! Вот Миша скажите в чём заключается Ваша Родина?
- Как в чём? Родина — это страна. Это люди…
- Мне почему-то думается, что Ваша Родина — это мама, жена, дети, дом, близкие. Это то и те, что составляют Вашу Родину. Это то, за что Вы готовы рвать зубами и голыми руками. Насмерть. Так?
- Ну, наверное…
- Так Миша, так! И никак иначе. И я так же… Так поступит любой… русский… даже если он китаец. Тот, кто не так – он неизвестно, кто. И пусть он будет кем себя назовёт. Так что сколько бы Вы не пытались примазаться к евреям – всегда будете русским. Если Вам нравится – русским евреем. Повторюсь – русский это вирус, причём посильнее испанки или ещё чего. И самое главное – вылечить от него невозможно. А заболел, так на всю жизнь. И по наследству. Кровью и воздушно-капельным путём. Вот так… Но мы чуть отклонились от книг Вересаева. Скажите, вот сейчас, когда война закончилась, и поезд идёт на Восток – в нём много пьяных?
- Хватает…
- Но пьянки — это не страшно. Если Сталин захочет, то пьянки закончатся мгновенно. И пить не будут. А почему? Да потому что он авторитет. А царь в первую войну был уже непонятно кем. И прояви в те года царь силу, твёрдость и решимость, не пусти всё на самотёк, то и жили бы мы совсем в другой России… А Сталин не царь! На войне с фашистами я видел много людей идущих на смерть с его именем на устах. Они шли на смерть и верили и знали, что их жизнь и смерть нужны стране, Сталину. Они умирали за своих близких. Они умирали за Родину. Мне с Вами легко разговаривать потому что Вы Миша воевали. Вы смотрели смерти в лицо и поэтому мои слова Вам и любому другому фронтовику не покажутся пафосом. Это жизнь наша. Хоть и в прошлом. Со временем события забудутся, сгладятся. Что-то добавится, приукрасится. Появятся тыловые крысы, рвущие в пьяном угаре рубашки на себе, мол воевал он… Увидите, будут. Будут те, кто напишет просто и буднично про все ужасы. Ужасы для тех, кто не видел войны и обычную прозу для тех, кто воевал. Будут настоящие и скромные… Всё будет… Вот Вы за всё время так и не сказали, где и как воевали…
- Так и Вы не сказали.
- А зачем Михаил? Мы друг друга и так поняли. А чтобы закончить мысль скажу-продолжу: одно отличие первой войны и второй японской друг от друга. Разница между ними огромная: на первую войну гнали, как баранов. Отсюда и бесчинства по дороге, и мародёрство и прочее. А на вторую никто никого не гнал – все знали зачем и для чего они едут. Потому и победили мы и немцев, и французов, и японцев…
- Ну вот! А то Вы мне такого наговорили, что…
- Наговорил Михаил, наговорил… Мы ведь с Вами на войну с разных сторон смотрим. Что война для Вас? Вот Вы морской офицер. Судя по возрасту и званию служите на небольшом корабле. По всей видимости это минный тральщик…
- А как вы догадались?
- Поживёте с моё сами научитесь. Это не сложно. Значит тральщик и Вы его командир… Ваша задача минные поля и подводные лодки. Такие как вы ко мне не попадают. У вас всё быстро. Мина или торпеда, и как правило, никто не спасается. Мои пациенты в большем количестве сухопутные войска. Вот тут-то мне и хватает по полной. Самое страшное это когда смерть у тебя на руках. Когда раненные умирают. У вас пиф-паф далеко, а тут никуда не деться. Тут всегда виноват ты, даже если ничего не мог сделать. Страшнее всего остаться с ушедшими одному ночью. Когда говорят, что всё это ерунда… Это всё не просто. Помню всех. Пусть не поимённо, но лица не забыть… Работа у нас такая…
- Вы меня сейчас просто потрясли… никогда не задумывался…
- Вы молоды, а это значит вы живёте в другом времени, в других мыслях и свершениях. Такие как я вас уже не тянут. Вы утверждаетесь, вы вершители своих судеб. Старости, даже зрелости для вас не существует. Для вас важна только слава и победы. И только сейчас. Сегодня.
- Ну, не скажите…
- Даже если вы не отдаёте себе отчёт в этом, если эти мысли проходят где-то на задворках вашего сознания и не улавливаются, это не значит, что их нет и это не так. Ваши сегодняшние победы обеспечивают вам память.
- Зачем?
- Самая обычная память продляет жизнь. Вот вы думаете, что смерть — это конец. Это тупик. Обрыв. Это не совсем так. Конечная остановка — это забвение. Ведь настанет то время, когда не станет последнего человека, который помнил Вас при жизни. Тот, кто в компании друзей мог бы вспомнить что-то смешное или значительное связанное с вами или от вас… Был и не стало… Поверьте, это время настанет рано или поздно. И нужны такие победы и свершения, которые продолжат линию памяти. Сквозь века. Тут не важно даже хорошее или плохое. Главное попасть в историю.
- Мне думается, что всё делается ради людей или потомков…
- Может быть и так. Но люди забудут вас уже лет через пятьдесят. Всё поглотит быт, насущные проблемы, нечаянные горести и внезапные радости. А за ними вспоминаться вы будете реже и реже. И у ваших потомков, через сто лет останется только Ваша фамилия. И поверьте мне старому цинику с медицинским образованием, что именно так и будет. Можете мне даже ничего не говорить. Достаточно оглянуться по сторонам и спросить себя честно: что я знаю о своих родителях? А что будут знать ваши внуки? Правнукам достанется ничтожная кроха знаний о предках, которая будет задавлена навалившемся прогрессом и информацией более необходимой в их время. У меня на памяти есть вечные фамилии о которых будут помнить веками и тысячелетиями: Ленин, Сталин. У меня на памяти ряд фамилий, которые помнят веками и ещё очень долго будут помнить: Леонардо да Винчи, Иван Грозный, Пётр Первый, Екатерина Великая… Да что далеко ходить: самый простой еврей - Иисус Христос. Память об этих и других людях будет жить вечно. Вот вы читаете Вересаева, а про него забудут уже лет через тридцать. Как сказал один уже давно забытый поэт: мы все обессмысленные щепки победоносных кораблей… Какое дело кораблю до каких-то непонятных и давних щепок?!
- Товарищ майор! Вы сейчас мне на пальцах доказали, что смысла в жизни нет. Что всё тлен…
- Миша! Вы таких циников как я слушайте внимательно, особенно под утро и без чая в стакане. Все это было сказано, чтобы вы прочувствовали, что смерть, не смотря на свою неизбежность, неотвратимость ужасна. Но ведь это какой стимул чтобы жить! Торопиться совершать и реализовывать свои задумки и мысли. Развивать и реализовывать свои способности, пусть даже очень гениальные. Женщинам легко, особенно еврейским – они повторяются в детях раз за разом, а вот мужчине нужно сделать что-то великое, чтобы остаться человеком… Или быть человеком чтобы стать великим… и даже под Омском, к которому мы сейчас подъезжаем…


Рецензии