3. У США союзник только два
Предлагаю вспомнить те американские социальные институты, которые безуспешно пытались внедрять в России в последние 30 лет. Первое, что приходит в голову – двухпартийная система. Как ни пытались, а всё равно получается модель «КПСС и все остальные».
Затем федеративное устройство. Американцы убеждены, что большие государства могут существовать только в форме федерации. Эта убеждённость подкрепляется удачным опытом по послевоенному переустройству Германии, когда территория страны была произвольным образом порезана на земли – и ничего, все живы.
Казалось бы, в России ещё больше предпосылок к тому, чтобы федерализация удалась. Прежде всего, страна действительно огромная. Ну вот как из одного центра управлять Нечерноземьем и Восточной Сибирью одинаково успешно? Далее, страна многонациональная. И, благодаря миграционной политике, становится всё более и более многонациональной. Наконец, имеется богатый исторический опыт, когда в составе государства имелись территориальные образования с особым статусом: Касимовское ханство, Земля Войска Донского, Царство Польское, Кавказское наместничество, Туркестанский край. В конце концов, и советский опыт также нельзя забывать.
Однако, несмотря на все упомянутые предпосылки, результат постперестроечной федерализации: ноль. Все деньги в Москве, все решения принимаются в Москве. Даже самолёты – и те летают главным образом через Москву. Разговоры о том, чтобы разгрузить столицу от части полномочий, так и остаются разговорами.
У американских консультантов в 1990-х имелась ещё масса прекрасных идей. Разделение властей. Состязательное уголовное правосудие. Ничего из этого не получилось. Естественно, хочется знать, почему так вышло.
Гипотез множество. Нехороший климат. Неудобные ландшафты. Тяжёлое наследие СССР. Тяжёлое наследие царизма. Тяжёлое наследие монгольского ига. Тяжёлое наследие православия. Дефицит пассионарности. Динамика мирового центра и периферии. Ловушка среднего дохода. Надеюсь, что ничего не забыл.
Предложу ещё одну гипотезу, крайне неожиданную. На тему коллективной психики. Гипотеза не моя, поэтому за что купил, за то и продаю.
Так вот: если проанализировать многие феномены американской действительности, то они успешно описываются числом 2. Упоминавшаяся уже федерация – это двухуровневое государство. Напомню, что слово «штат» в оригинале звучит state, что переводится как «государство». Пост главы государства разделён на президента и вице-президента. Две столицы: политическая Вашингтон и деловая Нью-Йорк. Реально состязательное уголовное судопроизводство, где две стороны - обвинение и защита - выступают на равных. Двухпартийная система. Очень большую роль в повестке играет вопрос взаимоотношений двух рас – белых и чернокожих. И это только часть примеров. Остальные – в следующий раз.
Впервые опубликовано 6 мая 2021 года в https://t.me/rufuturism/20334
Содержание:
1. Вступление. Мир, труд, коэффициент (http://proza.ru/2021/04/15/337);
2. По чужим правилам (http://proza.ru/2021/04/19/1579);
3. У США союзник только "два";
Свидетельство о публикации №221051200338