Доброродие, мужи, словене.. Сословия древней Руси

 
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

      Что означает понятие сословие? «Сословия – это социальные группы, обладающие определенными правами и обязанностями, закрепленными за ними обычаем или законом, передававшимися по наследству, Сословная организация характерна для Европы средних веков, ее отличает иерархия, выраженная в неравенстве положения» (Большая российская энциклопедия)
      Обратимся к «Полному церковно - славянскому словарю» (ПЦСС) протоиерея Г. Дьяченко. В нем найдем данные о сословиях древних славян, они соответствуют сословиям древней Руси. Такие сословия существовали вплоть до времени прихода к власти династии Романовых, которые даже делопроизводство переняли у поляков (видно по архивным документам), о чем говорил доктор исторических наук А.В. Пыжиков. Они же ликвидировали земские соборы, боярскую думу и другие общественные институты, которые веками создавались на Руси.
Перечислим сословия :« 1)словене – сословие вольных людей из простонародья находящихся под властью; 2)варяги – сословье вольнонаемных ратников из простонародья; 3) мужи (моужие) сословие доброродных; 4) люди (людие) - сословие простородных; 5) мужики – вольные хлебопашцы из сословия простородных, подвластных мужам; 6)доброродие – белая кость, - сословие владетелей, это сословие состояло из князей и мужей; 7)служилые люди составляли особое сословие, покуда находились на службе, но не местное городское, а государственное; 8) вои – ратные люди состояли из начальников и воинов, из предводителей – белая кость и ратников – черная кость»
      Из Обращения Козьмы Минина к русскому народу: «Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится …» - видим первыми идут мужи, а затем весь народ - братья во Христе.
В свою очередь княжеское сословие делилось на три степени: «1) велий князь или великий князь – царь, но не коронованный (не венчанный на царство ).. держащий под рукою своей и русь и словен, глава доброродия и простородия, 2 )добри князи, князья владетели, светлые князи, правители, 3) князь – младший член княжеского рода»
      Мужи так же делились на три степени: «1) велий муж, велии мужи, вельможа, боярин, бояре; 2) добрый человек, добри мужи, гуды, тиуны; 3) мужи гости, купцы, детские, стар муж (городской старшина)»
Люди простородные, или черная кость, простая чадь, состояли из свободных и рабов, отметим, что «свободные – чадь, рабы – челядь». Люди простородные делились все на теже три степени: « 1) добри люди, лучшие люди: огнищане, мужики, старец (сельский старшина); 2)середние люди: середовичи, людин, чад; 3) молодчие люди: простец» Г. Дьяков приводит доказательство, что именно такое деление людей сохранялось во времена Бориса Годунова из документа «О поземельном владении московского государства»(Врем моск. общ .ист. кн. XI)
Кто такие были огнищане? Они относились к сословию лучших людей. «Огнищане – сословие в древней Руси. Они назывались так от того, что жили на земле, выжигаемой (огненно- подсечное земледелие). Огнищане были свободными людьми, имели собственные земли, обрабатывая которые рабами или наемниками, содержали себя. Те из них, которые не были в состоянии купить рабов или нанять работников, сами же работу считали за бесчестие, поступали на службу, занимая ту или иную должность, смотря по своим склонностям и способностям… Для управления ими назнаяался князем особый чиновник под названием тиуна из лиц составлявших его дружину .. Этот тиун назывался тиуном огнищным или огневщиком.» Во времена Ивана Грозного по мнению Татищева (его «Лексикон») тиуны огневщики стали городничими. Особенно поражает, что огнищане «сами же работу считали за бесчестие», как кулаки мироеды. В старину свободные высших сословий «гнушались всякой работой, как упражнением свойственным рабу .. праздность считали за самое благородное». Скорее всего это какое-то генетическое отклонение, приводящее к дегенерации рода, что доказывает история многих аристократических родов.(подробнее в моей статье «Община, институт свах - защита рода» )
      Служилые люди состояли из начальников и воинов, из предводителей - белая кость и ратников - черная кость. «Служилые люди делились на государевых, вольнонаемных воинов, получавших жалование и содержание от великого князя и земских получавших жалование и содержание от земских.».
      У мужей были отличительные знаки, Г. Дьяченко пишет: «1) Метля, которую имели право носить только они и их жены; 2) клобук (ушел в древнейшее время и высокая меховая шапка позднее. Эти головные уборы делались обыкновенно из черных куниц или из черного лисьего меха; 3) золотые, или серебренные обручи на шее, большая серьга из таких же металлов в одном ухе, более ценным металлом означался высший сан; 4) пояс перегорода, украшенный драгоценными узорочьями и цветными каменьями; 5) сапоги шитые золотом и украшенные так же цветными каменьями». Высокая шапка у бояр называлась горлатная.
      Обратим внимание на клобуки у мужей, они были черного цвета, сразу вспоминаются Чёрные Клобуки: «(тюрк. каракалпаки чёрные шапки) название тюркского объединения, из остатков печенегов». А большая серьга из золота или серебра в одном ухе – напоминает казаков, их предков. Л. Н. Гумилев в своей книге «Древняя Русь и Великая степь.» отмечал: «Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на "красных девках половецких", принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс принадлежности "ов" (Иванов) на тюркский - "енко" (Иваненко).» По другой версии «Окончание -енко - это рудимент Тюрок-Сабиров Хазарского Иудейского Каганата 730-965 годы. Куманы, Кыпчаки на Руси получили имя Половцы из-за цвета волос - Полома это серо-жёлтая солома зерновых. Половцы - чистокровные Европеоиды.» То есть на Руси у власти на верху во все времена было не мало инородцев.
      От таких знаков отличия на Руси скорее всего пошла пословица «Встречают по одёжке провожают по уму». Знаки отличия похожи на те, которые были показаны в известном советском фильме трагикомедии в жанре антиутопии «Кин-дза-дза;!»
Из «Исследований и заметок по русским и славянским древностям» князя Оболенского узнаем, что названия у высших сословий на Руси были разными: «Так во времена составления первоосновной Григориевой летописи племенство – высшее сословие доброродных носило название: велии мужие, во времена Нестора первого – друзии и дружина, во времена Сильвестра друзии назывались дружина большая и дружина юная, несколько позднее – бояре и дружина».
      Отметим «племенство – высшее сословие», по мнению Д.Н. Зенина, высказанном в его работе «Тамплиер Андрей Боголюбский – великий князь России»: «Одно время в ряде публикаций упорно высказывалась абсурдная мысль, что все туземные князья (славянских племен) были перебиты пришлой "варяжской" династией. Невероятность более чем очевидна. Подобное могло бы иметь место в двух случаях: при огромном численном превосходстве пришельцев, или при таком состоянии "до русских", когда, собственная, местная знать еще не образовалась. Поскольку то и другое противоречит данным летописей, зарубежных источников и археологии, а князья не рюриковичи действительно исчезают из документов, совершенно очевидно, что они по отношению к правящей династии изменили свой статус. Перешли на положение бояр.» То есть высшим сословием стала верхушка племен и союзов племен – князья, вожди, старейшины и др.
      Неднозначные данные в ПЦСС о отношениях Словенина и Руси: «Название словенин в летописях везде противополагается названию руса. Подобное резкое различие между русью и словенами сохраняется до XI столетия. Не сказывается ли во всем этом, что словенин, как противоположность руса- сословия высшего доброродного, означает просто народ. Отсюда становится понятным, почему везде в наших летописях и других древних памятниках мы видим предпочтение, оказываемое русу перед словенином» То есть рус – высшее сословие, а славенин – низшее.Здесь видимо сказывается следование норманской теории.
      Обратим внимание еще на еще две категории смерд и холоп. «Смерд – человек низкого происхождения. В древности смердами называли земледельцев и всех занимающихся черновой работой». Холоп – «низшее сословие в древней Руси, по различию обстоятельств лицо вступало в холопство». Отцы свободные продавали детей в холопство, люди свободные продавали себя в холопство и должники, которые не могли выплатить долг.
      Как видно изматериала, в древности на Руси существовала сословная система, ее конечно не сравнить с кастами в Индии, где высшая часть, элита – завоеватели пришедшие с севера, защищалась от метисации - смешения с коренными народами другого расового типа. Императорская Россия сохранили свое сословное деление, но в ней со времен Петра было проще переходить из сословия в сословие, пример тому – простой солдат мог стать офицером и получить дворянство. Сословное деление способствовало сохранению традиций народа, правящей верхушке было легче управлять государством. Но накопившиеся противоречия, ненависть и архаика сыграли свою роль в роковых для империи событиях начала двадцатого века.


Рецензии