Первобытный художник 2
При виде грозного зверя, мужчины оцепенели: отразить атаку столь могучего хищника, коим является саблезубый тигр грау, задача не из легких, даже для опытных воинов.
Первым на появление грау отреагировал Кани: размахивая копьем и издавая воинственный клич, он выдвинулся на три шага вперед, чтобы достойно встретить алчного зверя. Чуи с Арни тоже не бездействовали: сбросив с плеча луки и вложив в ложе стрелы, они дружно приготовились к обороне.
Тем временем грозный зверь, сверкнув желтыми глазами, издал глухое рычание: видно было, как бугорками заиграли его мышцы под шкурой, как встала шерсть на загривке, тут же грау начал рвать землю когтями. Казалось еще немного и свирепый хищник бросится на людей.
Неожиданно со стороны реки послышалось громкое фырканье и топот, саблезубый грау мгновенно отреагировал, повернув голову в направлении шума. Шум нарастал и, казалось, что вся эта лавина вот-вот обрушится прямо на них. Нервы были на пределе, когда грау, совершив большой мягкий прыжок, скрылся в зарослях. Спустя мгновение крупное стадо тучных быков-таро, сопя и фыркая, с шумом проследовало мимо по направлению к реке. Замыкающие животные, отличались особо крупными размерами, их мощные серо-голубые тела лоснились словно масло, тогда как высоко посаженные головы, наделенные широкими острыми рогами, говорили о неуемной силе и стойкости. Два чуть отставших молодых самца тут же продемонстрировав свое умение, состоящее из резких выпадов и ударов друг друга лбами: не причинив друг другу особого вреда, животные уже скоро догнали стадо и скрылись вслед за ними в прибрежных зарослях. С облегчением вздохнув, мужчины последовали в обратный путь к стойбищу.
В трех полетах стрелы от стойбища, по мере удаления от реки, находилась небольшая полуразрушенная скала. Кружившие в небе пернатые хищники и стоявшие в стороне грациозные леи, не были помехой молодым людям. Подстелив под себя пахучие ветви паи, Арни и Экки тут же легли рядом, затем долго смотрели в бездонную синеву, где с писком и щебетом пролетали ватаги легкокрылых эфи и ири. Эти юркие крохотные создания проносились настолько близко, что можно было рассмотреть их маленькие зоркие глаза и тонкие немного изогнутые клювики. Повернувшись к своей избраннице, Арни долго и внимательно изучал лицо девушки, словно бы решив раз и навсегда запомнить ее черты. Затаив дыхание, Экки с невыразимой нежностью, глядела на своего избранника. Затем Арни лег рядом с ней: слышно было, как гулко и ритмично бились их сердца, как свежо и чисто было дыхание. Как никогда прежде молодым захотелось близости...
Какое-то время молодые люди неподвижно сидели рядом, взирая на долину и тающие очертания остроконечных гор. Арни считал Экки лучшей среди девушек и, хотя он часто ловил на себе цепкие взгляды других красавиц, предпочтение сразу отдал этой. Экки казалась ему надежнее других девушек.
На следующий день, простившись с Арни, Экки в сопровождении четырех соплеменников покинула стойбище Бари. Арни проводил девушку до реки. Нежно распрощавшись с девушкой, он поторопился назад в стойбище, чтобы вместе с учителем отправиться к пещерам. Прихватив с собой кисточки, дощечки, кремневые осколки, шила, пигменты красной, черной и желтой охры Чуи и Арни поторопились в путь.
Дорога пролегала по живописной равнине, опоясанной невысокими холмами и рощицами. Достигнув скалистого подножья небольшой горы, они без особого труда поднялись на ступенчатую каменную террасу. Здесь, у основания утеса, располагался внушительный грот, в центре которого имелся лаз, являвшийся входом в глубокую разветвленную карстовую пещеру. Чуи и раньше брал с собой Арни, предоставляя юноше возможность наносить грунтовку на стенах грота. Этот раз учитель хотел показать Арни дальние пещеры и для этого понадобились факела. Получить огонь было пустяшным делом: вложив палочку в отверстие куска древесины и быстро вращая ее ладонями, Арни добился нужного эффекта, и на потемневшем конце палочки очень скоро заструилась тоненькая ленточка дыма; поднеся пучок сухих травинок, и слегка раздувая искры, воспламенился язычок пламени. Вооружившись зажженными факелами, мужчина и юноша вошли в пещеру. Мерцающий свет горящих факелов выхватил из таинственной тьмы узкое пространство, уходившее в глубину горы. Следуя друг за другом, мужчина и юноша неспешно продвигались вперед. Уже скоро своды пещеры раздались, приподняв факела над головой, Чуи и Арни внимательно осмотрелись.
Было сыро и прохладно, а из глубины доносился слабый звук падающих капель. Подняв глаза к верху, юноша увидел на влажных стенах скопление темно-серых животных величиной с ладонь. Подобно гроздям они лепились на стенах и потолках пещеры. Это были крылатые кли-кли. Стоило Арни неосторожно придвинуть к ним пылающий факел, как вся стая, состоящая из маленьких ушастых созданий со сморщенными мордочками и полупрозрачными кожистыми крыльями, сорвалась с места. Кли-кли носились прямо над головой, едва ли не натыкаясь на стоящих посреди залы людей.
Отогнав беспокойных кли-кли факелами, они продолжили свое движение вперед. Неожиданно Чуи и Арни уперлись в стену. По краям стены, в мерцании пламени обозначилось два входа: учитель безошибочно выбрал правый. Поплутав по лабиринту еще некоторое время, спутники оказались в просторном зале.
Впереди на всем видимом пространстве многоцветным огнем заискрились палево-желтые натечные образования. Одни из них представляли сосульки, другие бахрому или гребень, некоторые росли словно бы из земли, другие наоборот нависали сверху, тогда, как третьи были намертво сросшиеся, образовав целые натечные колонны. Звенящая тишина, нарушаемая мерным капаньем и сырым прохладным воздухом, идущим откуда-то из глубины зала, настораживала. Покрытый бесчисленными каплями влаги, пещерный свод, завораживая взор, искрился от огня факелов. В глубине зала загадочно мерцало небольшое озеро. В его темных таинственных водах и на берегу что-то двигалось, Арни успел лишь заметить крупное сплющенное тело земноводной твари, нырнувшее в черную зеркальную поверхность таинственного озерка. Неожиданно, подле самой стены среди камней, Арни увидел человеческие останки. Нет, это не были люди его племени, поскольку слишком крупными были кости и черепа, но даже в этих останках безошибочно угадывались разумные существа. Не успел Арни по-настоящему удивиться, как Чуи увлек его за собой. В одном из смежных залов, где не было сырости, а своды были гладки и сухи, Арни увидел огромные изображения быков, оленей и лошадей. Нарисованные в полную величину звери бежали, прыгали и даже плыли. Первобытный художник не забыл отобразить внутреннее состояние каждого животного, наделив их гордо изогнутыми шеями и вытянутыми телами; выпуклые блестящие глаза, полные внутреннего напряжения и страха, дополняли эту волнующую первобытную сцену. Звери были очерчены темно-коричневым либо красным цветом с обильным вкраплением золотистой охры внутри контура. Кроме того здесь были представлены сцены охоты. Схематично нарисованные человечки были вооружены луками, копьями и болами. Некоторые животные были ранены, и теперь лежали на боку в предсмертной позе, истекая кровью. В глубине таинственной и мрачной пещеры, под многометровыми сводами гранитного зала, в неровном свете мерцающих факелов, животные и люди казались ожившими призраками...
На земле подле стены Арни обнаружил несколько использованных факелов, принесенных сюда другими художниками. Закрепив факела среди камней, Чуи зажег масляные светильники, находившиеся в каменных нишах. Затем учитель попросил Арни смешать на гладкой дощечке охру разных цветов. Взяв небольшую полую кость, Чуи вложил в нее полученный краситель, затем поднес свободную часть к губам и сильно дунул на стену. Эта операция была проделана вновь, но уже учеником Чуи – Арни. Загрунтовав часть стены разноцветной охрой, и подождав некоторое время, Чуи приступил к рисованию. Специальной палочкой, на конце которой крепилось легкое перышко, он уверенно начал наносить красные контуры на стену. Арни внимательно следил за учителем. Вот, из-под руки Чуи показался облик могучего стройного зверя: поджарое тело, широко расставленные голенастые ноги, низко опущенная голова, увенчанная широкими ветвистыми рогами, безошибочно передала облик узнаваемого зверя. Со всех сторон животное обступили многочисленные четвероногие хищники – уми, кафу и лаи. «Эту картину я видел накануне, когда возвращался в стойбище!» - заметил Арни, очередной раз, подивившись умению учителя четко и быстро наносить контуры на стену. Тем временем Чуи закончил рисование и, убедившись, что все сделано так, как задумано, нанес на рисунок сухую бычью кровь, которая являлась закрепителем.
Они уже собирались покинуть пещеру, когда Арни попросил учителя задержаться. Предварительно нанеся грунтовку на стену и дав ей высохнуть, юноша тут же приступил к рисованию: обмакнув кисточку в краситель, использую при этом рельеф стены, отдаленно напоминающий человеческое лицо, он начертил на стене небольшой овал размером с человеческую голову. Мгновениями позже в середине овала обозначились миндалины широко посаженных чуть раскосых глаз с мелкими штрихами по краям. Несколько легких касаний и вот уже появились тонкие дуги бровей. Еще несколько уверенных движений отобразило трепетные крылья носа с лепестками пухлых губ. Над выпуклостью лба художник отобразил пышное обрамление в виде легких завитушек, отдаленно напоминающих невесомое облачко...
Чуи внимательно наблюдал за работой юноши, даже не пытаясь помогать ему. Еще никогда и никто на его памяти не рисовал лица людей да еще с такой точностью. Очередной взмах руки и глазам учителя предстала вполне законченная картина, оставалось только нанести последний штрих.
Все это время Чуи, молча и даже угрюмо, наблюдал за действиями ученика, его мучил вопрос: «Кто и когда научил Арни этому? Почему не зрелый, только постигающий тайны древнего ремесла юноша, сделал это первым?
Когда портрет был окончательно готов, взгляд Арни упал на учителя. Ожидая сурового приговора, юноша забеспокоился и даже на мгновение закрыл глаза. В тот момент, когда юный художник засомневался в успехе и готов был выслушать первые нарекания, Чуи крепко обнял юношу.
– Ты первый из первых! – торжественно произнес учитель.
Вернувшись в стойбище, учитель направился к вождю племени Бари - Уноку, чтобы сообщить о проделанной работе, в то время как Арни, едва сдерживая себя, схватил с горячего камня кусок жареного мяса. Едва пережевав его, он потянулся к бурдюку, где хранилась вода. Насытившись, юноша отошел в сторону. Разомлев от усталости и тепла, он тут же прилег под развесистую крону старого дерева, которое надежно защитило его от яркого солнца. Уже скоро юноша безмятежно спал.
* * *
Племя Унока было занято своими делами: мужчины чинили рыболовецкие сети, которые плели по обыкновению из свитой в тоненький пучок волокнистой коры лиственных деревьев; женщины, в свою очередь, занимались шитьем, умело орудуя костяными иглами. Сшитые кожаные камзолы, штаны, торбаса и сандалии тут же шли в ход, - их немедленно примеряли на себя люди племени Бари. Не за горами зима, а пока можно заготовить одежду впрок. Завидев Арни, соплеменники поманили его к себе. Примерив только что сшитый камзол, Арни благодарно обнял мастерицу. Женщина, занимавшаяся пошивом одежды, оценила этот жест - Арни настоящий художник, а это ценилось и почиталось всеми членами племени. Оставалось только украсить камзол бисером. Какое-то время юноша наблюдал за умелыми действиями портных, а затем удалился на горную террасу, откуда решил полюбоваться вечерней зарей.
Уже скоро Арни задался целью изготовить новую кисть с тонким и упругим перышком птицы кре. Для этого он отправился на охоту в заболоченную местность, прилегающую к реке, где водилось множество самых разнообразных водоплавающих пернатых, как всегда юношу сопровождал опытный воин Кани. Арни безоговорочно доверял своему телохранителю, делясь, порой будущими планами. И хотя Кани не всегда понимал то, о чем с таким увлечением рассказывал молодой художник, внимательно слушал его и однажды спросил:
- Как можно отобразить землю с высоты полета, не умея при этом летать?
Но Арни лишь рассмеялся в ответ.
- Для этого не нужно иметь крылья, у каждого, в том числе и у тебя есть воображение, остальное не так важно. Ну а потом достаточно подняться на одну из вершин, чтобы увидеть и запечатлеть землю.
Арни знал, что Кани, грозный и умелый воин, наделенный сильными мышцами, побаивается высоты и не рискует подниматься высоко в горы.
- Все равно, не понимаю, - возражал Кани.
- Эх, ты! Все начинается с малого, - продолжил Арни. – Вот ты, к примеру, когда охотишься, о чем думаешь?
- Разумеется, о том, чтобы перехитрить зверя и первым нанести смертельный удар.
- Вот, так и художник, использует все средства для того чтобы все получилось и все поверили в существование того, что он отобразит на стене, - продолжил юноша, но увидев, что Кани продолжает сомневаться, воскликнул: - Но, ты же, веришь снам?!
- Да, потому что душа в это время покидает тело.
- Вот и я толкую о том же! Моя душа, – она, как крылатый илги или белоснежный янг совершает головокружительные полеты и видит стойбища, землю и все, что лежит на ней, но только с большой высоты.
- Я никогда не думал об этом, - признался Кани.
- А ты подумай. Вон сколько в тебе силы, но этого не достаточно, чтобы быть непобедимым.
Рассуждения на подобную тему давались Кани с трудом. Другое дело охота или состязания, где Кани мог подстрелить зверя с большого расстояния, отодвинуть большой камень либо одолеть того кто отважится выйти на единоборство с ним. И этот раз, недоверчиво покачав головой, телохранитель остался при своем.
Уже скоро Арни со своим телохранителем достигли заболоченной пустоши, где водилось множество кре-кре, белоснежных янгов, серых гагов и других пернатых обитателей. И этот раз охота увенчалась успехом: с помощью луков им удалось подстрелить с полдюжины этих птиц.
* * *
Конечно, кости и черепа древних, обнаруженные накануне в глубине пещеры, не могли оставить Арни равнодушным и, как только представилась возможность, он забросал учителя вопросами. Чуи отвечал сдержанно. Из скудного рассказа выяснилось, что в пещере покоились останки Уги – племен, живших прежде, но были и такие, которые жили еще раньше.
- Это был древний примитивный народ Эрги, и его представители походили на ужасных длинноруких великанов. Другое дело Уги - продолжал Чуи, - внешне они походят на нас, только более коренастые и угрюмые, и населяют отдаленные горные районы. Уги хоронят своих соплеменников точно, как мы – кладут рядом с покойником еду, предметы быта и даже цветы, но в отличие от нас реже пользуются огнем и часто едят грубую, сырую пищу. Кроме того, одежда их слишком проста, они не знают лука, и хотя физически превосходят нас, соображают куда медленнее и никогда не пользуются кистью, чтобы отображать сцены охоты, как мы.
Арни задумался: еще никто не рассказывал ему так подробно о жизни древних. Жуя соломинку и размышляя, он обратил свой взор на горизонт, там, вдали темными массивными силуэтами выстроилась группа хопи. Эти гигантские животные даже на таком расстоянии казались большими, производя сильное впечатление. В это время на небосклоне его внимание привлекла крупная красная звезда. Она излучала ровный и мягкий свет и казалась значительно ближе и больше других звезд.
- Интересно, откуда мы родом?
Вопрос ученика не был неожиданностью для Чуи, улыбнувшись, словно заранее зная, о чем его спросит ученик, учитель продолжил:
- То, что ты сейчас так внимательно разглядывал и является нашей далекой прародиной. Дед моего деда и так далее говорили, что все мы прилетели сюда на большой защищенной лодке из далекой и прекрасной страны под названием Марс. Там на огромных зеленеющих просторах некогда царила вечная весна, и существовало великое множество зверей и диковинных плодов. Птицы без устали пели свои песни, великие озера, реки и моря изобиловали рыбой и прочими тварями. Это была прекрасная и щедрая земля, и она была раем для всех племен и народов.
- Что же случилось позже?
- Однажды осколком другой звезды, обрушившим на Марс, было нарушено природное равновесие, и существование на Красной планете оказалось под большим вопросом. Могучий и древний народ под названием Атланты, наши с тобой Арни предки, давно обратил внимание на Землю, где условия существования были очень близки к марсианскому. Они долго изучали ее и нашли, что Земля пригодна к колонизации, но на ней жили огромные и свирепые рептилии. И тогда Атланты перенаправили на землю огромный астероид. Когда динозавры были уничтожены, землю стали населять другими животными и приматами. И вот, наконец, когда все было готово на землю, прилетели счастливчики, те, кто сумел выжить на Марсе после вселенской катастрофы. Они и заселили Землю.
Рассказ настолько заворожил Арни, что он потерял дар речи, но уже скоро, словно опомнившись, спросил:
- Неужели можно перелететь такое огромное расстояние и где сейчас находятся эти чудо-корабли?
- Атланты обладали обширными знаниями и могли помимо кораблей создавать искусственные солнца, которые согревали поверхность Марса. Не все Атланты сумели добраться до Земли, многие из них погибли во время перелета, так были утрачены древние знания, пришлось начинать все сначала и потом, Арни, мы не совсем прямые потомки этих Атлантов.
- Тогда кто же мы?
- Те, кто выжил дали новое потомство, но уже вместе с приматами и вот теперь мы осваиваем все заново.
- А где же Атланты?
- Атланты погибли вследствие болезней и других причин.
Пока Чуи и Арни вели беседу, могучие мамонты хопи подошли почти вплотную к стойбищу. Огромный вожак, похожий на оживший темно-бурый холм, переступая колоннообразными ногами, высоко задрав хобот, резко протрубил. Колос, был вооружен внушительными, согнутыми в полусферы бивнями, его массивное, обильно поросшее темно-бурой шерстью тело, было огромным и многократно превосходило размеры любого другого существа. Люди племени бари забеспокоились: если стадо хопи нападет от деревни ничего не останется - не спасут ни боласы, ни копья, ни огонь, ни даже заклинания. Сейчас племя бари просто не готово дать отпор этим колоссам. Охота на таких мощных зверей, как хопи, обычно начиналась осенью, и в ней принимало участие множество воинов. Гигантских животных загоняли в западню, а то просто гнали к обрыву, но даже в этом случае колосы избегали ловушек – выручало чуткое обоняние и свойственная зверю осторожность.
Этот раз хопи застали людей врасплох и женщины с детьми даже выбежали из своих чумов. Животные продолжали пастись рядом. Иногда, вырвавшись из-под опеки, малыши убегали прочь и тогда грозные мамаши водворяли беглецов на место. Это было забавное и в тоже время небезопасное зрелище. К счастью животные оставались подле стойбища недолго и уже скоро убрались восвояси, оставив после себя кучки экскрементов.
Продолжение следует: http://proza.ru/2021/05/13/645
Свидетельство о публикации №221051200481
Интересная версия, которую узнаёт Арни, о своём происхождении.
Арни талантливый художник, учитель не случайно восхищён. Благодаря древним художникам мы узнали многое о жизни в то время.
С уважением
Мирослава Завьялова 02.06.2025 19:26 Заявить о нарушении
С наилучшими пожеланиями и теплом, А.Г.
Александр Грунский 03.06.2025 09:02 Заявить о нарушении