Запасной выход

Собираясь вечером на воскресную экскурсию в Брюссель, затеянную местным автопредприятием для жителей городка, Лёва завел будильник на шесть утра. Часа должно было хватить на то, чтобы умыться, одеться и позавтракать. До места сбора было всего минут десять пешком. Но будильник не прозвенел. Им так давно не пользовались, что батарейки сели, и часы остановились посреди ночи. Конечно же, они проспали. Когда Таня, проснувшись, взглянула на наручные часы, было уже почти семь. Это был знак свыше: не стоило никуда ехать, ни в какой Брюссель. Но кто ж знал...

Таня разбудила Лёву, и, посовещавшись, Левитины решили завалиться досыпать. Но не тут-то было: в начале восьмого зазвонил телефон. Это был гид, сообщивший, что все собрались, ждут только их. Лёва честно описал ситуацию и сказал, что они никак не успевают, на сборы им надо как минимум минут сорок и предложил не ждать, а отправляться без них. Но гид оказался настырным: поскольку платить за поездку надо было при посадке, свободные места - это был чистый убыток для организаторов экскурсии. Так что гид предложил заехать за ними домой, попросил поторопиться - дал полчаса на сборы. Отказаться было неудобно, действительно, нехорошо получилось, записывались же. И они согласились.

Экскурсию начали с Атомиума. Зря, конечно: Атомиум, такой внушительный, внутри оказался абсолютно неинтересен. Добравшись до второй сферы и убедившись, что смотреть там не на что, Лёва не выдержал:

— Таня, мы тянем пустышку.  Пошли отсюда, лучше просто погуляем.

— Может, хотя бы поднимемся наверх, посмотрим на Брюссель с высоты?

— Да ничего мы толком не увидим! Город слишком далеко.

Таня согласилась. Стали искать выход из сферы, чтобы спуститься. Выхода не было. Эскалатор работал только в одном направлении — он шел наверх. Но вдруг, спрятанная за стендом, обнаружилась дверь с пиктограммой "выход". Лёва открыл её. Впереди была металлическая лестница, открытая всем ветрам.

— Лёва, по-моему, здесь нельзя ходить, это запасной выход — на случай пожара или другого бедствия...

— А у нас разве не бедствие? Нам срочно нужно вниз, а нормального выхода нет. Ну, ты как хочешь, а я пошел.

Жена последовала за ним, но сразу одумалась.

— Лёва, — сказала она. — Ты посмотри — здесь же неизвестно сколько лет не ступала нога человека. У меня такое чувство, что за любым поворотом лестницы нас может ждать все что угодно.

— Что именно? Прикованный цепями к стене скелет?

Муж еще хорохорился, но чувствовалось, что и ему не по себе.

— Вряд ли, но что мешает нам стать первыми? Давай вернемся, Лёва! Пожалуйста! — взмолилась Таня.

Они вернулись. И тут оказалось, что дверь, в которую они вышли, открывается только изнутри: со стороны лестницы ручка не поворачивалась.

— Не паникуй, — сказал Лёва. — Пойдем вниз. В конце концов, эта лестница должна куда-то привести, ведь это хоть и запасной, но всё-таки ВЫХОД!

Услышав это, Таня вдруг представила жуткую картину: они доходят до низа, а там — здоровенная металлическая дверь с амбарным замком! Картина была так реальна, что от ужаса она пошатнулась, ноги стали ватными...

— Таня, ты что, не вздумай падать в обморок, как я тебя в чувство приводить буду! У меня же нет нашатырного спирта! — в панике закричал Лёва.

— Какой обморок, и не думаю я падать в обморок, я никогда в жизни в обморок не падала, — слабым голосом откликнулась Таня.

Спустились. Массивной двери, которую навоображала себе Таня, внизу не было. Но не было и выхода. Лестница кончалась небольшой площадкой на уровне второго этажа, ограниченной довольно высокой решеткой с калиткой, сделанной из заостренных металлических прутьев. Прутья были загнуты внутрь, как зубы у мурены. Продолжение лестницы находилось за калиткой. Но спасение было рядом: внизу располагалось кафе, между столиками сновала официантка.

— Мадам! — окликнул её Лёва сдавленным голосом. — Мадам!

Призыв остался без ответа. "Наверное, надо было кричать о помощи",— подумал Лёва. Но он совершенно не знал французского, если не считать общеупотребительных слов, таких как пардон, мерси, мадам и бонжур, да фразы Кисы Воробьянинова из "Двенадцати стульев": "Же не манж па сис жур". Правда, в его вокабуляре были английское слово help! и немецкое Hilfe! — варианты призыва "На помощь!". Пока Лёва выбирал, какое из них употребить (немецкий вариант казался ему предпочтительнее, кажется, в Бельгии немецкий является официальным языком, наряду с французским, но стопроцентной уверенности у Лёвы не было), голос подала Таня, которая думала в ином направлении.

— Может, она не мадам, а мадмуазель? — задумчиво спросила она.

— Мадмуазель! — крикнул Лёва, подхватив идею.

И, о счастье, официантка подняла голову! Ни слова не говоря, даже не помахав им рукой в знак того, что она их заметила, женщина ушла в подсобку. Вернулась она минут через пять с мрачным бородачом бандитского вида, в руках у которого была внушительная связка ключей. Ключник молча отпер калитку и выпустил Таню с Лёвой на свободу, никак не отреагировав на Танино "мерси". Чувствовалось, что идиоты-туристы уже сидят у него в печенках.

***

По прошествии многих лет Лёва всё еще при случае рассказывает эту историю в лицах — и за себя, и за жену. Лёва хороший рассказчик, история неизменно вызывает смех у слушателей. Но для Тани она даром не прошла: она панически боится запасных выходов.


Рецензии
Забавная история. И изложена в целом симпатично, хоть и очень лаконично (почему?), даже немного суховато. Если бы я писал этот рассказ, я бы не удержался, перенес бы экскурсию на вечер - последний сеанс - и финал сделал более драматически-романтичным. Например, муж и жена провели там, на лестнице, всю ночь (А ты помнишь? - А ты?) - ведь на самом деле подходящей обстановки, времени и места для этого у самых близких людей почему-то не находится. А потом их напугал бы этот страшный бородач, пришедший в свое заведение еще ночью, да с топором в руках чтобы принять товар, нарубить мяса и приготовиться к рабочему дню. И напоил бы их кофе. Или местным пивом. Разумеется, за счет заведения. И оказался бы он на самом деле добрым и уютным. ))
Но это так, фантазии на тему любви...

Александр Джуга   03.08.2021 19:49     Заявить о нарушении
Без особой фантазии - потому что это реальная история, что было, о том и написано. Притом сильно урезанный вариант, в оригинале было 1600 слов, надо было сократить до 500, потому и лаконично.

Элина Плант   03.08.2021 20:30   Заявить о нарушении
Без особой фантазии - потому что это реальная история, что было, о том и написано.
=======================================================

Я вас умудрился обидеть? Если так, то извините, Элина! И в мыслях не было.
Просто для стороннего читателя не имеет значения было ли все именно так или чуточку иначе. Он просто хочет прочитать интересную историю и посопереживать.

Александр Джуга   03.08.2021 20:47   Заявить о нарушении
Нравится сюжет - дарю, пользуйтесь, только не вздумайте в ваш будущий шедевр вставить мясника с топором в бельгийском кафе. Это примерно такая же развесистая клюква, как медведь с балалайкой на Дворцовой площади в Питере.

Элина Плант   03.08.2021 23:36   Заявить о нарушении
Нет, не возьмусь, поскольку "не в теме". Хорошо, пусть это будет не топор, а нож. И даже если в Бельгии живут исключительно веганы, то лук и брюссельскую капусту все рано чем-то чистить-резать надо ))

Александр Джуга   03.08.2021 23:52   Заявить о нарушении
Что вы не в теме, оно сразу видно. Любой пользователь интернета сразу уличит вас во лжи. Атомиум работает с 10 утра до 18. Зачем ночевать на открытой лестнице? Почему нельзя позвать кафешную официантку до шести вечера, зачем ждать ночи? И откуда повар появится посреди ночи на улице, он домой давно ушел, вместе с официанткой, чего он среди ночи на улице забыл... А даже если и появится, по как герои об этом узнают, если на улице темно, а шагов его они не услышат, поскольку будут заняты разговором? А если и услышат, то как они догадаются, что это повар? По ножу, что ли, которым он будет вооружен? А зачем повару по улице-то посреди ночи с ножом бегать? Это уже не повар, а разбойник какой-то получается, кто ж разбойника на выручку зовет, затаиться надо и молчать в тряпочку! Тем более непонятно, зачем его звать-то: откуда они могут знать, что у мужика с длинным ножом, даже если он не разбойник, есть ключ от калитки к Атомиуму?

Одни вопросы...

Элина Плант   04.08.2021 00:33   Заявить о нарушении
Ух, какая вы строгая и непримиримая!

Александр Джуга   04.08.2021 01:21   Заявить о нарушении
Просто привычка мыслить логически вкупе с недостатком воображения, так что писателя из меня не получится, увы. Я и зритель плохой, и читатель - замечаю ляпы, на которые другие даже внимания не обращают, мне они - как ворсинка в горле...

Элина Плант   04.08.2021 16:43   Заявить о нарушении
Я и зритель плохой, и читатель - замечаю ляпы
========================================================

Элина, на мой взгляд это замечательное качество! И очень ценное для любого читаемого и рецензируемого вами автора. Для понимающего что почем. А то, что реакции пишущих и критикуемых порой неадекватные - так это их проблема. Накосячил писатель, а виноват в этом читатель? ))

Александр Джуга   04.08.2021 17:20   Заявить о нарушении
"это замечательное качество! И очень ценное для любого читаемого и рецензируемого вами автора".

Тут мы с вами расходимся во мнениях.

Знаете, что мне напоминает негативная рецензия на прозе.ру? Общее родительское собрание в советской школе, где родителя нерадивого ученика песочили за проступки его чада на глазах у всех остальных родителей. Как будто нельзя было всё то же самое высказать с глазу на глаз, не ставя человека в неловкое положение.

Так что моё мнение - нельзя авторов критиковать публично, все замечания - только в личку. Кстати, я так и делаю.

Элина Плант   04.08.2021 22:59   Заявить о нарушении
моё мнение - нельзя авторов критиковать публично, все замечания - только в личку. Кстати, я так и делаю.
================================================================

Я не могу однозначно согласиться с этим, Элина. Любая развернутая рецензия (мнение читателя) обращены не только к этому конкретному тексту и лично к этому автору. Грамотные рецензии полезны всем - и начинающим авторам, и рецензентам в первую очередь. Они показывают на что следует обращать внимание - идея, сюжет, развитие, финал, логика повествования, язык, психологизм, уважение к деталям...; как критически воспринимать и осмысливать тексты, как относиться к прочитанному и о чем говорить с автором помимо "Гениально! Душевно! С теплом". Иной раз рецензии гораздо интереснее и полезнее самого рецензируемого текста. Лично я встречал совершенно блестящие образцы. И стараюсь учиться на них.

Александр Джуга   10.08.2021 14:00   Заявить о нарушении
Вам повезло. Мне же рецензии, написанные настоящим критиком, на прозе.ру практически не попадались. Это большая редкость. Настоящие литераторы, профессионалы (не обязательно критики, хотя, конечно же, в идеале - профессиональные критики), способные оценить чужое произведение, они не на прозе.ру обитают, а в реале. И за бесплатно ничего не делают, их время стоит недешево, вы же понимаете. С какого перепугу им тут заниматься благотворительностью?

Так что рецензии тут пишут такие же дилетанты, как и авторы. И это именно то, о чем вы пишете: "Гениально, отлично, просто блеск" - то есть реакция нормального читателя, который пишет только положительные рецензии, а если ему что-то не нравится, просто проходит мимо или пишет пару строк в личку (касающихся каких-то неточностей, а не литературных достоинств произведения). Такова основная масса рецензий. Но встречаются и хамские, и оскорбительные - без особого анализа и разбора произведения, типа - фигня это всё, что вы пишете (это я еще смягчила). Очень неприятно такое читать, а тем более с такими людьми полемизировать.

Элина Плант   10.08.2021 16:49   Заявить о нарушении
Интересно бы узнать чем для вас публичная(!) разгромная рецензия профессионального литературного критика отличается от такой же, но написанной профессиональным читателем? А мы в большинстве своем именно таковыми и являемся, и нам есть с чем сравнивать то, что выложено здесь.
И мы здесь все же не говорим о рецензиях или критических разборах. Это действительно труд и труд немалый. Мы говорим о впечатлении и о мнениях, не так ли? Просто мнение может быть аргументированным, а может быть пустым - чего на такие обращать внимание? Но если в тексте есть явные косяки и ляпы, неверно построенные выражения или отсутствие логики в сюжет построение, то это факт, который абсолютно не зависит от регалий или авторитетности рецензента.
Впрочем, не настаиваю. Вы вправе ждать своего "Белинского".

Александр Джуга   10.08.2021 17:07   Заявить о нарушении
Вы сначала дайте определение понятию "профессиональный читатель", а потом поговорим.

Элина Плант   10.08.2021 17:49   Заявить о нарушении
Ок, Элина, я немного изменю определение. Не "профессиональный", а "квалифицированный" читатель. И чтобы дважды не вставать приведу часть определения А. Н. Стругацкого:
"Квалифицированные читатели это те, кто, во-первых, читает много, а во-вторых, любит перечитывать. Не надо считать квалифицированным читателем равнодушного листателя, трудолюбиво читающего все подряд, не запоминая, не вспоминая, не влюбляясь в книгу, или тупого фанатика, который всю жизнь перечитывает один-разъединственный пятый том полного собрания сочинений Шеллера-Михайлова."
Так пойдет?

Александр Джуга   10.08.2021 17:58   Заявить о нарушении
чем для вас публичная(!) разгромная рецензия профессионального литературного критика отличается от такой же, но написанной профессиональным (исправлено - квалифицированным) читателем?
-------------------------------------------
Рецензии от профессиональных критиков читаю с интересом - и хвалебные, и ругательные (например, книгу профессионального критика Романа Арбитмана "Поединок крысы с мечтой: О книгах, людях и около того" (сборник рецензий и мини-эссе) когда-то прочла взахлёб). Про квалифицированных читателей с проза.ру - ничего сказать не могу. Определение АБС не дает возможности определить, кто написал ту или иную рецензию - квалифицированный читатель или нет, для этого надо знать рецензента лично. Так что сравнить не могу.



Элина Плант   11.08.2021 00:47   Заявить о нарушении
Определение АБС не дает возможности определить, кто написал ту или иную рецензию
=======================================================
Это определение АНС - Аркадия Натановича Стругацкого. Но не суть. Я понял - для вас важнее титулы и регалии. То есть вы полагаете, что ВИП-критик не станет обращать внимание на мелочи, а отметит главное - ваш (или не ваш) несомненный талант прозаика без пошлого нытья об отсутствии в ваших (или не ваших) работах логики, смысла, стройности и структуры, о засилье повторов, "неловких" выражений прочего мусора. Этой мелочью пусть занимаются другие.
В чем-то вы правы - критик рассматривает готовое и уже опубликованное произведение. А здесь, на Прозе (и на других литсайтах)скорее редакторские замечания. В общем, была бы мелочь, не стоящая внимания если бы не одно "но": без редактуры и корректуры ни одно произведение даже таких классиков как Н. В. Гоголь или А.Кристи никогда бы не увидели своего читателя.

Александр Джуга   11.08.2021 03:02   Заявить о нарушении
одно "но": без редактуры и корректуры ни одно произведение даже таких классиков как Н. В. Гоголь или А.Кристи никогда бы не увидели своего читателя.
---------------------------------------------------------------------------------
Кто б возражал? Но вы тоже забываете одно "но": редактировали и корректировали Гоголя и Агату Кристи опять же профессионалы, никакие читатели со своими личными вкусами и идеями в процесс редактирования и корректирования не были включены. С этим, надеюсь, вы согласны? И писатели вольны были согласиться или не согласиться с замечаними редактора-корректора. Читателю же эта кухня абсолютно ни к чему. Вот я и придерживаюсь мнения: видите вы явные ляпы и недочеты, хотите сыграть роль редактора-корректора - вперед, пишите автору в личку, а дальше - его дело, что с вашими замечаниями делать: захочет - прислушается, не захочет - проигнорирует. А ведь некоторые здешние писатели, чьи произведения, мягко говоря, оставляют желать лучшего, становясь на время непрошенными редакторами, ведут себя совершенно беспардонно, по-хамски. Хорошо, если без ненормативной лексики обходятся. Так и хочется спросить: "А судьи кто?"

Элина Плант   11.08.2021 14:20   Заявить о нарушении
И писатели вольны были согласиться или не согласиться с замечаними редактора-корректора.
====================================================

Думаю, что вы ошибаетесь. Но спорить на эту тему не вижу смысла. Вы вольны писать в личку, шептать на ушко, да хоть подмаргивать автору - имеете полное право. А я имею право высказывать свое мнение публично хотя бы потому, что здесь публичное пространство и автор выкладывает свои мысли на весь мир (без преувеличения). Это - сцена. И как халтурного музыканта-певца-актера-фокусника могут освистать, а то и забросать помидорами, так и здесь - можно получить "Душевно! С теплом,", а можно и огрести по полной. И о профессионалах: для того, чтобы определить, что хлеб непропечен или, наоборот, подгорел, совершенно необязательно иметь кулинарное образование.

Александр Джуга   11.08.2021 15:29   Заявить о нарушении
На этой жизнеутверждающей ноте, надеюсь, и закончим. Как обычно в таких дискуссиях: каждый остался при своем мнении. Слава богу, хоть до оскорблений дело не дошло.

Элина Плант   11.08.2021 18:10   Заявить о нарушении
Хочу "вставить свои 5 копеек".
Это же как прекрасно, что имеено Вы, Элина, написали этот рассказ, а не Александр!!!
Не знаю каким бы вышел его роман на тему этого события, но ваша миниатюра просто замечательная!!!
А БрЮсель, наверно, и создан для приключений туристов в нём. Имел его(Боюсель) и я. Имел я в нём и приключение, по наполненности не многим уступающее ОПИСАННОМУ Вами,Элина. Брюсел славится не только "Меннекер пис", но и отсутствием обшественных туалетов. Есть, конечно же, на эту тему рассказ.
Я с удовольствием вас пропускаю вперёд в конкурсе.

Эгрант   25.08.2023 15:06   Заявить о нарушении
Эгрант, спасибо вам за добрые слова. Вашего рассказа ещё не читала, но прочту обязательно. Уверена, он заслуживает первого места. Я же, когда в конкурсах участвую (ну, люблю я это!), вообще не думаю ни о местах, ни о баллах. Это всё - халоймес, главное - участие!:=))

Элина Плант   25.08.2023 15:47   Заявить о нарушении
Смеюсь Элина! Я тоже уверен, что достоен! Но удостоен будет ли? Мне тоже не так уж это и важно. Хотя, согласитесь, приятно.

Эгрант   25.08.2023 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.