Запасной выход
Таня разбудила Лёву, и, посовещавшись, Левитины решили завалиться досыпать. Но не тут-то было: в начале восьмого зазвонил телефон. Это был гид, сообщивший, что все собрались, ждут только их. Лёва честно описал ситуацию и сказал, что они никак не успевают, на сборы им надо как минимум минут сорок и предложил не ждать, а отправляться без них. Но гид оказался настырным: поскольку платить за поездку надо было при посадке, свободные места - это был чистый убыток для организаторов экскурсии. Так что гид предложил заехать за ними домой, попросил поторопиться - дал полчаса на сборы. Отказаться было неудобно, действительно, нехорошо получилось, записывались же. И они согласились.
Экскурсию начали с Атомиума. Зря, конечно: Атомиум, такой внушительный, внутри оказался абсолютно неинтересен. Добравшись до второй сферы и убедившись, что смотреть там не на что, Лёва не выдержал:
— Таня, мы тянем пустышку. Пошли отсюда, лучше просто погуляем.
— Может, хотя бы поднимемся наверх, посмотрим на Брюссель с высоты?
— Да ничего мы толком не увидим! Город слишком далеко.
Таня согласилась. Стали искать выход из сферы, чтобы спуститься. Выхода не было. Эскалатор работал только в одном направлении — он шел наверх. Но вдруг, спрятанная за стендом, обнаружилась дверь с пиктограммой "выход". Лёва открыл её. Впереди была металлическая лестница, открытая всем ветрам.
— Лёва, по-моему, здесь нельзя ходить, это запасной выход — на случай пожара или другого бедствия...
— А у нас разве не бедствие? Нам срочно нужно вниз, а нормального выхода нет. Ну, ты как хочешь, а я пошел.
Жена последовала за ним, но сразу одумалась.
— Лёва, — сказала она. — Ты посмотри — здесь же неизвестно сколько лет не ступала нога человека. У меня такое чувство, что за любым поворотом лестницы нас может ждать все что угодно.
— Что именно? Прикованный цепями к стене скелет?
Муж еще хорохорился, но чувствовалось, что и ему не по себе.
— Вряд ли, но что мешает нам стать первыми? Давай вернемся, Лёва! Пожалуйста! — взмолилась Таня.
Они вернулись. И тут оказалось, что дверь, в которую они вышли, открывается только изнутри: со стороны лестницы ручка не поворачивалась.
— Не паникуй, — сказал Лёва. — Пойдем вниз. В конце концов, эта лестница должна куда-то привести, ведь это хоть и запасной, но всё-таки ВЫХОД!
Услышав это, Таня вдруг представила жуткую картину: они доходят до низа, а там — здоровенная металлическая дверь с амбарным замком! Картина была так реальна, что от ужаса она пошатнулась, ноги стали ватными...
— Таня, ты что, не вздумай падать в обморок, как я тебя в чувство приводить буду! У меня же нет нашатырного спирта! — в панике закричал Лёва.
— Какой обморок, и не думаю я падать в обморок, я никогда в жизни в обморок не падала, — слабым голосом откликнулась Таня.
Спустились. Массивной двери, которую навоображала себе Таня, внизу не было. Но не было и выхода. Лестница кончалась небольшой площадкой на уровне второго этажа, ограниченной довольно высокой решеткой с калиткой, сделанной из заостренных металлических прутьев. Прутья были загнуты внутрь, как зубы у мурены. Продолжение лестницы находилось за калиткой. Но спасение было рядом: внизу располагалось кафе, между столиками сновала официантка.
— Мадам! — окликнул её Лёва сдавленным голосом. — Мадам!
Призыв остался без ответа. "Наверное, надо было кричать о помощи",— подумал Лёва. Но он совершенно не знал французского, если не считать общеупотребительных слов, таких как пардон, мерси, мадам и бонжур, да фразы Кисы Воробьянинова из "Двенадцати стульев": "Же не манж па сис жур". Правда, в его вокабуляре были английское слово help! и немецкое Hilfe! — варианты призыва "На помощь!". Пока Лёва выбирал, какое из них употребить (немецкий вариант казался ему предпочтительнее, кажется, в Бельгии немецкий является официальным языком, наряду с французским, но стопроцентной уверенности у Лёвы не было), голос подала Таня, которая думала в ином направлении.
— Может, она не мадам, а мадмуазель? — задумчиво спросила она.
— Мадмуазель! — крикнул Лёва, подхватив идею.
И, о счастье, официантка подняла голову! Ни слова не говоря, даже не помахав им рукой в знак того, что она их заметила, женщина ушла в подсобку. Вернулась она минут через пять с мрачным бородачом бандитского вида, в руках у которого была внушительная связка ключей. Ключник молча отпер калитку и выпустил Таню с Лёвой на свободу, никак не отреагировав на Танино "мерси". Чувствовалось, что идиоты-туристы уже сидят у него в печенках.
***
По прошествии многих лет Лёва всё еще при случае рассказывает эту историю в лицах — и за себя, и за жену. Лёва хороший рассказчик, история неизменно вызывает смех у слушателей. Но для Тани она даром не прошла: она панически боится запасных выходов.
Свидетельство о публикации №221051200632
Но это так, фантазии на тему любви...
Александр Джуга 03.08.2021 19:49 Заявить о нарушении
Элина Плант 03.08.2021 20:30 Заявить о нарушении
=======================================================
Я вас умудрился обидеть? Если так, то извините, Элина! И в мыслях не было.
Просто для стороннего читателя не имеет значения было ли все именно так или чуточку иначе. Он просто хочет прочитать интересную историю и посопереживать.
Александр Джуга 03.08.2021 20:47 Заявить о нарушении
Элина Плант 03.08.2021 23:36 Заявить о нарушении
Александр Джуга 03.08.2021 23:52 Заявить о нарушении
Одни вопросы...
Элина Плант 04.08.2021 00:33 Заявить о нарушении
Элина Плант 04.08.2021 16:43 Заявить о нарушении
========================================================
Элина, на мой взгляд это замечательное качество! И очень ценное для любого читаемого и рецензируемого вами автора. Для понимающего что почем. А то, что реакции пишущих и критикуемых порой неадекватные - так это их проблема. Накосячил писатель, а виноват в этом читатель? ))
Александр Джуга 04.08.2021 17:20 Заявить о нарушении
Тут мы с вами расходимся во мнениях.
Знаете, что мне напоминает негативная рецензия на прозе.ру? Общее родительское собрание в советской школе, где родителя нерадивого ученика песочили за проступки его чада на глазах у всех остальных родителей. Как будто нельзя было всё то же самое высказать с глазу на глаз, не ставя человека в неловкое положение.
Так что моё мнение - нельзя авторов критиковать публично, все замечания - только в личку. Кстати, я так и делаю.
Элина Плант 04.08.2021 22:59 Заявить о нарушении
================================================================
Я не могу однозначно согласиться с этим, Элина. Любая развернутая рецензия (мнение читателя) обращены не только к этому конкретному тексту и лично к этому автору. Грамотные рецензии полезны всем - и начинающим авторам, и рецензентам в первую очередь. Они показывают на что следует обращать внимание - идея, сюжет, развитие, финал, логика повествования, язык, психологизм, уважение к деталям...; как критически воспринимать и осмысливать тексты, как относиться к прочитанному и о чем говорить с автором помимо "Гениально! Душевно! С теплом". Иной раз рецензии гораздо интереснее и полезнее самого рецензируемого текста. Лично я встречал совершенно блестящие образцы. И стараюсь учиться на них.
Александр Джуга 10.08.2021 14:00 Заявить о нарушении
Так что рецензии тут пишут такие же дилетанты, как и авторы. И это именно то, о чем вы пишете: "Гениально, отлично, просто блеск" - то есть реакция нормального читателя, который пишет только положительные рецензии, а если ему что-то не нравится, просто проходит мимо или пишет пару строк в личку (касающихся каких-то неточностей, а не литературных достоинств произведения). Такова основная масса рецензий. Но встречаются и хамские, и оскорбительные - без особого анализа и разбора произведения, типа - фигня это всё, что вы пишете (это я еще смягчила). Очень неприятно такое читать, а тем более с такими людьми полемизировать.
Элина Плант 10.08.2021 16:49 Заявить о нарушении
И мы здесь все же не говорим о рецензиях или критических разборах. Это действительно труд и труд немалый. Мы говорим о впечатлении и о мнениях, не так ли? Просто мнение может быть аргументированным, а может быть пустым - чего на такие обращать внимание? Но если в тексте есть явные косяки и ляпы, неверно построенные выражения или отсутствие логики в сюжет построение, то это факт, который абсолютно не зависит от регалий или авторитетности рецензента.
Впрочем, не настаиваю. Вы вправе ждать своего "Белинского".
Александр Джуга 10.08.2021 17:07 Заявить о нарушении
Элина Плант 10.08.2021 17:49 Заявить о нарушении
"Квалифицированные читатели это те, кто, во-первых, читает много, а во-вторых, любит перечитывать. Не надо считать квалифицированным читателем равнодушного листателя, трудолюбиво читающего все подряд, не запоминая, не вспоминая, не влюбляясь в книгу, или тупого фанатика, который всю жизнь перечитывает один-разъединственный пятый том полного собрания сочинений Шеллера-Михайлова."
Так пойдет?
Александр Джуга 10.08.2021 17:58 Заявить о нарушении
-------------------------------------------
Рецензии от профессиональных критиков читаю с интересом - и хвалебные, и ругательные (например, книгу профессионального критика Романа Арбитмана "Поединок крысы с мечтой: О книгах, людях и около того" (сборник рецензий и мини-эссе) когда-то прочла взахлёб). Про квалифицированных читателей с проза.ру - ничего сказать не могу. Определение АБС не дает возможности определить, кто написал ту или иную рецензию - квалифицированный читатель или нет, для этого надо знать рецензента лично. Так что сравнить не могу.
Элина Плант 11.08.2021 00:47 Заявить о нарушении
=======================================================
Это определение АНС - Аркадия Натановича Стругацкого. Но не суть. Я понял - для вас важнее титулы и регалии. То есть вы полагаете, что ВИП-критик не станет обращать внимание на мелочи, а отметит главное - ваш (или не ваш) несомненный талант прозаика без пошлого нытья об отсутствии в ваших (или не ваших) работах логики, смысла, стройности и структуры, о засилье повторов, "неловких" выражений прочего мусора. Этой мелочью пусть занимаются другие.
В чем-то вы правы - критик рассматривает готовое и уже опубликованное произведение. А здесь, на Прозе (и на других литсайтах)скорее редакторские замечания. В общем, была бы мелочь, не стоящая внимания если бы не одно "но": без редактуры и корректуры ни одно произведение даже таких классиков как Н. В. Гоголь или А.Кристи никогда бы не увидели своего читателя.
Александр Джуга 11.08.2021 03:02 Заявить о нарушении
---------------------------------------------------------------------------------
Кто б возражал? Но вы тоже забываете одно "но": редактировали и корректировали Гоголя и Агату Кристи опять же профессионалы, никакие читатели со своими личными вкусами и идеями в процесс редактирования и корректирования не были включены. С этим, надеюсь, вы согласны? И писатели вольны были согласиться или не согласиться с замечаними редактора-корректора. Читателю же эта кухня абсолютно ни к чему. Вот я и придерживаюсь мнения: видите вы явные ляпы и недочеты, хотите сыграть роль редактора-корректора - вперед, пишите автору в личку, а дальше - его дело, что с вашими замечаниями делать: захочет - прислушается, не захочет - проигнорирует. А ведь некоторые здешние писатели, чьи произведения, мягко говоря, оставляют желать лучшего, становясь на время непрошенными редакторами, ведут себя совершенно беспардонно, по-хамски. Хорошо, если без ненормативной лексики обходятся. Так и хочется спросить: "А судьи кто?"
Элина Плант 11.08.2021 14:20 Заявить о нарушении
====================================================
Думаю, что вы ошибаетесь. Но спорить на эту тему не вижу смысла. Вы вольны писать в личку, шептать на ушко, да хоть подмаргивать автору - имеете полное право. А я имею право высказывать свое мнение публично хотя бы потому, что здесь публичное пространство и автор выкладывает свои мысли на весь мир (без преувеличения). Это - сцена. И как халтурного музыканта-певца-актера-фокусника могут освистать, а то и забросать помидорами, так и здесь - можно получить "Душевно! С теплом,", а можно и огрести по полной. И о профессионалах: для того, чтобы определить, что хлеб непропечен или, наоборот, подгорел, совершенно необязательно иметь кулинарное образование.
Александр Джуга 11.08.2021 15:29 Заявить о нарушении
Элина Плант 11.08.2021 18:10 Заявить о нарушении
Это же как прекрасно, что имеено Вы, Элина, написали этот рассказ, а не Александр!!!
Не знаю каким бы вышел его роман на тему этого события, но ваша миниатюра просто замечательная!!!
А БрЮсель, наверно, и создан для приключений туристов в нём. Имел его(Боюсель) и я. Имел я в нём и приключение, по наполненности не многим уступающее ОПИСАННОМУ Вами,Элина. Брюсел славится не только "Меннекер пис", но и отсутствием обшественных туалетов. Есть, конечно же, на эту тему рассказ.
Я с удовольствием вас пропускаю вперёд в конкурсе.
Эгрант 25.08.2023 15:06 Заявить о нарушении
Элина Плант 25.08.2023 15:47 Заявить о нарушении
Эгрант 25.08.2023 16:23 Заявить о нарушении