Добромила Иванова. 212 Жемчужина
- Бхакти-йога – метод служения Верховному Господу Кришне в определенном умонастроении, отношении. Бхакти-йога это признанный всеми авторитетами ведического мира метод достижения Абсолютной истины, метода выше и могущественнее просто не существует. И, что самое главное, бхакти-йога – это единственный метод самоосознания и духовной практики, который доступен в Кали-югу, во время, в котором мы живём.
Заниматься бхакти-йогой может каждый человек, вне зависимости от каких либо критериев, таких как пол, возраст, строение разума. Этот метод самоосознания доступен каждому человеку и не имеет каких-либо требований.
В отличие от бхакти-йоги, другие виды йоги предъявляют вполне конкретные и жесткие условия для практики. Так, раджа-йога и гьяна-йога предназначены исключительно для взрослых мужчин, которые обладают брахманической или кшатрийской природой. Карма-йога доступна более широкому кругу людей, но она недоступна шудрам, а роль женщины и детей в ней сводится к роли прислуг.
Бхакти-йога доступна даже детям.
Раджа-йога – это мистическая йога, направленная на достижение мистических совершенств. И она требует абсолютной концентрации на практике. Просто для того, чтобы практиковать такой вид йоги, человеку приходится уходить в горы или леса, подальше от общества. И даже это не гарантирует успех.
Гьяна-йога – это метод познания себя и мира путём изучения и приобретения знаний. Основным источником знаний являются священные тексты, объем, богатство и разнообразие которых просто ужасают воображение. И эти тексты недостаточно прочитать один раз, их необходимо выучить и повторять каждый день. Для этого, очевидно, потребуется забросить много остальных дел и полностью посвятить себя чтению и изучению различных текстов. Разве такой вид йоги посилен обычному человеку?
Карма-йога – это вид йоги, основанный на выполнении дхармы и исполнении ритуалов, обрядов, жертвоприношений, аскез, благотворительности. Карма-йога регламентирует все сферы жизни человека, не говоря уже о распорядке обрядов и предписаний относительно других важных аспектов жизни человека. На самом деле, огромный труд в карма-йоге вызывает простое знание правил, не говоря уже о их исполнении. Человек в этом виде максимально ограничен правилами и предписаниями, которые касаются не только его личной жизни и распорядка дня, но и общественной жизни, в которой он обязан вести себя строго определенным образом в соответствии со строгим этикетом.
Бхакти-йога отличается абсолютно простой практикой преданного служения Господу. По большей части, практика бхакти заключается в слушании, воспевании и размышлениях о Господе. Слушать истории, связанные с Господом, воспевать Его Святое Имя и вспоминать о Нём. Это доступно каждому человеку, практически в любой промежуток времени. Ко всему прочему, такой вид духовной практики не только позволяет не уходить из общества для достижения успеха, но и рекомендует находиться в обществе людей с похожим умонастроением.
Эффективность раджа-, карма- и гьяна-йоги ставится под сомнение по сравнению с бхакти-йогой. Почему? Потому что бхакти-йога является духовной практикой и дарует человеку вечные плоды. Плоды, которые человек не теряет никогда, ни при жизни, ни после смерти. Вечные плоды пути преданного служения остаются с человеком навсегда, так как главной целью такого духовного пути является Бог.
В свою очередь, три других вида йоги преследуют материальные и бренные цели, которые пропадают со временем.
Человек, практикующий раджа-йогу, лишается мистических совершенств в момент смерти, и для получения их ему необходимо проделать весь путь заново.
Карма-йога вручает человеку хорошую карму и возможность наслаждаться райской жизнью. Но и запас хорошей кармы человека сжигается по мере наслаждения его прекрасной жизнью, и он вновь попадает в эту жизнь, в которой ему вновь невероятно тяжелым трудом приходится зарабатывать себе право наслаждаться бренным миром. Такой круговорот с точки зрения разума бессмыслен и рано или поздно приведет человека в крайне печальное положение.
Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей.
Мудрый человек никогда не должен желать оказаться ни на райских ни на адских планетах, как не должен желать постоянно оставаться на Бхурлоке, ибо из-за погружения в материальное тело он начинает глупо пренебрегать своими истинными интересами.
Гьяна-йога, с одной стороны, хороша тем, что даёт возможность человеческому сознанию эволюционировать, но, с другой стороны, в момент смерти человек теряет накопленные в ходе философских поисков знания. Другая сторона гьяна-йоги заключается в опасности попадания в капкан невежественных знаний. Широкое разнообразие различных взглядов и большое количество размытых терминов поселяют в сердце человека, сконцентрированного на изучении священных текстов, большое количество сомнений, и эти сомнения могут привести человека к деградации.
Раджа-йога предназначена для получения мистических способностей и требует безоговорочного подчинения всей своей жизни мистической практике. Это означает не только уход из общества, но и крайне серьезное погружение в эту практику. Таким образом, этот вид йоги занимает всю жизнь человека не только в месте нахождения, но и по времени, и по энергии. Если не уходить из общества, раджа-йога невозможна.
Карма-йога требовательна не только к знанию и проведению обрядов, ритуалов, жертвоприношений и прочего, но и к постоянному соблюдению мелких бытовых правил, которые для современного человека, хотя и не являются колоссальной преградой, как в примере с раджа-йогой, но явно вынудят потратить крайне много сил на их исполнение. Регламентация обрядов и ритуалов, ритма жизни, времени, определенной пищи, труда и прочего также должны строго выполняться. В принципе, это выполнимо для человека, который вырос в определенной культуре, который живёт и знает всё это с детства. Однако для человека, которому непривычен такой образ действий, это будет трудно.
Гьяна-йога не столь требовательна от человека, так как она не требует в обязательном порядке ухода из общества или категорическое проведение определенных ритуалов. И в этом плане гьяна-йога нетребовательна, но всё ещё вынуждает человека постоянно и глубоко изучать различные тексты. Хотя основная трудность заключается в необходимости заучивания наизусть большинства текстов и осознания многих наук, таких как логика, стихосложение, грамматика и так далее.
Требовательность бхакти-йоги заключается в предложении пищи Господу, воспевании Его Святых Имён, поклонению Господу, свободному изучению историй связанных с Ним. Всё это при обычном ритме жизни занимает час-два в день. Это абсолютно нетребовательная к кардинальному изменению образа жизни практика, которую можно практиковать без серьезных изменений в ритме жизни. Да, придётся вставать пораньше, читать молитву перед едой и предлагать еду, воспевать Махамантру, но это очень просто по сравнению с альтернативными видами йоги.
Плоды и качества, которые человек получает во время практики, отличаются в разных видах йоги ровно, как и способ их получения. Для карма-, гьяна- и раджа-йоги необходимые для совершения практики качества необходимо приобретать сознательно, очень сконцентрировано и находиться в состоянии постоянной бдительности относительно необходимости соблюдать определенные правила и форму практики, а также поддерживать существование. Это касается и труда, и семьи, и практики. Всего, что есть в жизни человека.
В то же время, практика бхакти-йоги даёт возможность получить милость Господа, которая дарует защиту человеку от различных бед, невзгод и даёт ему возможность не отвлекаться от духовной практики слишком сильно, защищая как его разум от страстей, вожделения и желаний, так и защищая его семью и самого человека от опасностей, страхов и прочих беспокойств. Но всё это будет приходить к человеку настолько, насколько он предан Господу.
Что касается качеств – в отличие от иных видов йоги, человек, который практикует бхакти-йогу, естественным образом и без усилий приобретает духовные качества. Если в других видах йоги человеку ради обретения качеств приходится тяжело и долго трудиться, после чего постоянно поддерживать эти качества, то преданный получает необходимые качества в ходе практики, не прилагая дополнительных усилий. Они приходят к нему сами по себе.
Бхакти-йога заключает собой взаимодействие со своей духовной природой и Повелителем духовной природы – Верховным Господом Кришной. Это наивысшая возможность, которая раскрывается перед человеком в этом мире. Такая глубокая практика раскрывает истинную природу человека, позволяя действовать исходя из своей настоящей природы, из природы Истинного «Я».
В то же время остальные три вида йоги культивируют привязанность к определенным мирским, материальным вещам и критериям, которые только отдаляют человека от возможности познать своё истинное «Я». Мистические способности, философские знания и кармические последствия несут собой сугубо материальный признак и способны лишь косвенно поспособствовать становлению человека на духовный путь, но не могут дать прогресс.
Природа души заключается в качествах Вечности или бессмертия, Знания и Блаженства или счастья. Таким образом, человек, занятый преданным служением, удостаивается возможности привнести в свою жизнь эти качества, раскрывая суть своей истинной природы.
Высшая цель – познать Господа, приблизиться к Нему и служить Ему. Но только метод любовного преданного служения даёт такую возможность, так как, в действительности, только бхакти-йога ставит собой цель достижения Господа. Остальные виды йоги либо привлечены достижением материальных наслаждений, либо настолько косвенно затрагивают вопрос достижения Высшей цели, что никак не способствуют её достижению.
Человек своими силами не может достичь Господа, подобно тому как ребёнок своим разумом не может познать действия взрослого человека или как обычный человек не может достичь общества царя. Для того чтобы достичь Господа, человеку необходима Его милость, добиться которой можно лишь став преданным. Однако для иных видов йог Высшая цель недоступна не только потому что они к ней не стремятся, но и потому что милость Господа получают преданные.
Сач-чид-ананда – вечность, знание и блаженство свойства души, которые означают вечность, знание и блаженство. Ощущение духовного блаженства несравнимо с ощущением материального удовольствия и потому человек, хоть раз испытавший духовное счастье, более не будет прельщен материальным наслаждением или обладанием мистическими совершенствами. Духовные ощущения качественно многократно превосходят материальные, а потому тот, кто вкусил духовное, не будет стремиться к материальному. А это означает свободу и возможность черпать счастье из души. Фактически, из самого себя и из отношений с Господом, который вечно пребывает в сердце каждого живого существа.
Бхакти-йога привязана исключительно к Абсолютной Истине, Господу, который является не только источником материального творения, но и источником духовной энергии. Душа, по своей сути, является духовной энергией, а значит принадлежит Господу. Из этого исходит, что практика не только превосходит все остальные и благоприятна для человека, но и естественна для истинной природы человека. Ведь положение любого живого существа заключается в том, чтобы служить своему Творцу. И в награду за бескорыстное любовное преданное служение получить возможность наслаждаться не бренным, полным страданий материальным миром, а самим Верховным Господом — источником вечного духовного счастья. И в конце этого пути воссоединиться с Ним в вечной, духовной жизни, в которой нет страданий, а счастье абсолютное и вечное.
Свидетельство о публикации №221051200711