Хаос как помрачение сознания

Хаос всегда вызывал у обывателя необъяснимый страх и уважение, иногда скрывающееся под маской насмешек и безразличия. Он бежит от «странного аттрактора» и мира, который Хаос бесконечным потоком выворачивает из себя. Но почему же человек всё ещё не способен воспринять реальность такой, какова она на самом деле?

Человек по извращенной природе своей - «фашист», воспевающий оды порядку. Порядку во всем: от мелочей до вещей глобальных. Все воспринимаемые объекты немедленно подлежат всяческой классификации и стратификации. Таким образом, в каждом человеке сидит маленький фетишист «Линней», готовый смело расфасовать всё живое и неживое по наскоро обозначенным группам. Группы же переплетаются невообразимо огромной паутиной внутренних связей, которые и создают общую картину мира. Это и есть картина мира искусственных человеческих порядков, представляющая собой «нормальное» (ясное) сознание человека.

В донаучном периоде истории человечества порядки вещей имели индивидуальные особенности в зависимости от опыта своего носителя. В дальнейшем же система представлений об окружающем мире слилась в общепринятые догмы, которые, в свою очередь, стали приобретать статус «Законов Природы». Главным узурпатором человеческого восприятия тогда стала физика, а затем и всё из неё проистекающее. Исходя из неё, утверждение о том, что «яблоко лежит на столе в 18 часов вечера» истинно для любого организма, считающегося со всеми физическими «Законами Природы».

А что если перед глазами нет никакого яблока? И нет никакого стола? А время и вовсе не 18 часов вечера? Однако гуманоиды, окружившие тебя, презренно, а то и брезгливо, смотрят в твои потерянные глаза, пытающиеся ухватиться хотя бы за что-то более или менее похожее на «яблоко» или «стол». Ты смотришь на часы. Стрелка отсутствует или стоит так, что ты совсем не понимаешь, который час. Вокруг ты видишь только формы. Цвета нежно переливаются практически всей палитрой спектра, однако яркость и тусклость всё же однородны на протяжении всей картины. Ты видишь нечто П-образное. Оно вроде и близко, а вроде и далеко. Ты пытаешься дотянуться до этой стереометрической фигуры, и, кажется, ты уже почти дотронулся, как вдруг неведомая буква «П» улетает на несколько метров вперед. Где-то в воздухе парит красная сфера, напоминающая маленький Марс, покинувший свою орбиту. Однако он не так уж и далеко ушел от Солнца. Оно прямо над тобой, а его лучи, отражаясь от Марса, яркой гаммой разноцветных фотонов бьют тебе в лицо. Гуманоиды, кажется, всё ещё где-то здесь, но вследствие своей малой значимости, они уже давно слились с обоями телесного цвета. В конце концов, ты забываешь и о «яблоке», и о «столе», ведь вокруг витает так много новых и незнакомых до того твоему глазу образов, что каждый требует особого внимания.

Это и есть мир в отсутствии порядков. Мир, какой он есть на самом деле, без вмешательств «эстета Пигмалиона», складывающего образы в привычную глазу приятную картину. Ясное сознание заменяет её привычными осточертевшими механизмами, протекающими по одному человеком выведанному закону. Для чего же человеку «необходим» этот механизм подмены реальности? Разумеется – нужда в безопасности. Эволюция наделила человека правом не обращать внимания на каждый случайный раздражитель. Притом, чтобы восприятие не исчезло от слова совсем, сознание начало прибегать к трансформации реальности в универсальные строгие формы. Защитный механизм построения порядков, в этом суть его работы.

А что же до реального мира? Неужели ясное сознание не способно пропустить через себя весь этот хаос форм и цвета? Нет, это доступно человеку лишь в особых состояниях сознания. Иначе их сейчас называют помрачением сознания. «Помрачений сознания» бывает несколько типов в зависимости от ослабевания механизма психотропной защиты. Так делирий или онейроид представляют собой пограничные состояния восприятия, когда антихаотическая система защиты дает свои первые сбои. «Помраченное» сознание, не успевая подбирать адекватные порядки к распростертому перед человеком бесконечному Хаосу, показывает ему нелепые, несуразные образы с трудом вписывающиеся в искусственную реальность. И если при первом расстройстве человек ещё способен осмыслить происходящее так, чтобы это поддавалось человеческой логике, то во втором случае отчаявшееся сознание извращает искусственный мир порядков, превращая его в искусственный Хаос. Обычно он примитивен, составляющие его образы знакомы человеку, но уложены они будто бы ребенком. Соответственно, организм принимает любые меры, всё, лишь бы не показывать человеку Хаос естественный, бесконечный и всеобъемлющий.

Вернемся к тому, что ты видишь. Ты ещё не отчаялся пытаться понять весь этот массив эфемерных объектов, перетекающих друг в друга каждый миг? Нашел яблоко? Нет?

Резкий щелчок! Всё внимание туда. Высокий темный силуэт. Его глазные яблоки, полностью обросшие сухой белесоватой склерой, не дают тебе покоя. Или, быть может, что-то не так с его волосами, иглами торчащими из крепкого на вид черепа. Нет же, это всё его пасть, которой существо так неестественно двигает во всех проекциях. Кто он? Зачем он здесь? Ты не хочешь больше видеть его. Остается два варианта, напасть или бежать. Снова внезапный щелчок. Ты смотришь на его пальцы. Резко выступающие косточки звонко хрустят при каждом их движении. Сама же лапа такая же сухая, как и глаза незнакомца, будто бы покрывает её не кожа, а хитин.

Зрение и мысли сузились до одного лишь образа этого существа. Бежать или напасть, третьего не дано. Нельзя дожидаться, пока чудовище поглотит весь мир вокруг. Оторваться от него невозможно, будто оно гипнотизирует тебя, изредка ломая изнутри твои кости в такт омерзительным щелчкам. Ты решаешься и нападает на врага, однако, вскоре выясняется, что враг оказался жертвой. Так был убит ещё один пенсионер, так и не дождавшийся сегодня своего автобуса.

Здесь мы встречаемся с наиболее «тяжелым» типом помрачения сознание, которое психиатры именуют сумеречным. Утеряна всякая связь с внутренними порядками. Все защитные механизмы отключены. Человек видит мир в его девственных формах, ещё не оскверненных «ясным» сознанием. Удивительно, что у таких людей наиболее частая форма реакции на раздражитель – неконтролируемая агрессия. Возможно, это напрямую связано с тем, что человек по своей примордиальной природе хищник или же даже, скорее, всеядная «свинья», не обладающая пищевой избирательностью. К слову, сознание животных, не обладающих развитой потребностью в безопасности, также не обременено искусственными порядками. Достаточно вспомнить фугу парнокопытных, вследствие даже незначительного, казалось бы, раздражителя. Но человек избрал путь игнорирования раздражителей моментных, подменив их раздражителями хроническими. Человеку, вечно размышляющему о доходе или неразделенной любви, нет дела до приближающейся к его голове остроконечному ледяному лезвию сосульки.

Таким образом, многие люди желают «узнать истину», ждут того самого дня, когда прозреет их «третий глаз», запаянный по их мнению за смертные грехи. Однако побойтесь своих желаний. Многие из вас ещё не готовы к тому, чтобы узреть Хаос. Спрятавшись в разрастающихся саркомах наук и религий, метастазирующих друг в друга, человечество не представляет себе жизнь без порядков. Порядки и стали их реальностью, их Вавилонскими Вратами, за которыми их ждет бесконечный Хаос. Осталось определиться, нужно ли вам искать ключ.

Ave Chaos Magnum.


Рецензии