1829 год берег реки Нальчик

               

1829 год – берег реки Нальчик

«У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина, Мгновенья раздают - кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие…» Р.  Рождественский

Взрослые люди при должностях, при регалиях в сговоре создают искажение исторических фактов. При этом, эти же люди мечут гром и молнии, кто с ними не согласен. Кто, говорит, что это неправда. Это искажение истории. Они, те другие создают фильмы лжи, книги с историческим обманом и это они считают, что это всё  аристократический  обычай – ловко обмануть.

Обман, ложь – это геройство, чем наглее и ловчее солгал, то это гордость.
А наши университеты с такими людьми проводят встречи, организуют теле-шоу. Так, называемые ученые сами искажают историю, да ещё и других покрывают. Конечно, они сами эти люди, которые искажают исторические факты, не такие смелые люди, они только нечестные люди, а у них есть свои покровители в высших эшелонах власти Кабардино-Балкарии, отдающие отмашку, своим подчинённым в научных центрах, университетах, общественных организациях команду на переделку истории, право собственности.

А уже подогнанная история – это уже заявить права, на чью то, исконную землю, территорию. Здесь действуют другие правила.

Представьте себе: Подверглись искажению целые книги, изъяты главы из книг, внесены редакторские правки, подлог, купаж, интерпретация и т. д.

Одно восхождение 1829 года, а вот книга Ж. – Ш. де Бесс «Бесса «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.», которая посвящена в целом поиску родственных народов венграм-мадьярам народов: карачаевцы, балкарцы, дигорцы, татары, ногайцы и, его рассказы об этих народах. После вмешательства кабардинских историков, книга, стала совершенно другой книгой, с другим содержанием.

И эти книги, уже сфальсифицированные  в библиотеках, в интернете. Читай, переводи. Но, это уже, не Янош Карош Беш, и не Жан Шарль де Бесс во французской транскрипции.

С лёгкой руки кабардинских историков ему в 1951 году присвоили имя – Иван Бесс!

И вот с именем, придуманным в 1951 году – Иван Бесс, нам рассказывают легенды о памятниках 1829 года, о прошениях 1870 года!!!

Ну, нет, в мировой истории такого человека Иван Бесс, который написал книгу «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.».

Есть  Янош Карош Беш или Ж.-Ш. де Бесс и всё! И другого не было до 1950 -1951 гг, то есть до начала отсчёта фальсификации кабардинца горовосходителя Килара Хаширова.

Потто «Кавказская Война», в V томе, 1889, 1891 годов издания украли XI главу посвященную карачаевцам и восхождению на Эльборус в 1829 году. Всё, что вы читаете у Потто о карачаевцах и восхождении на Эльборус – это фальсификация.

Отчет Купфера: «Voyage dans les environs du mont Elbrous, dans le Caucase, entrepris par ordre de SaMajeste l'Empereur en 1829. St Petersb, 1830…», представлен в искажённом виде.

И в придачу: Думановы, Бейтугановы, Хашировы, Муратовы и другие в этой теме – «кабардинец Киллар Хаширов…», полностью фальсификация и у нас документы и факты, подтверждающие наши слова.

Сможет такую работу проделать рядовой человек, доктор наук, офицер МЧС, директор научного центра, университета?

 Нет, не сможет. Без участия политической власти – это невозможно.

Представляем Вашему вниманию:

Жан Шарль де Бесс, языком оригинала: «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.»,

Глава  IX «ТУЗЕМЦЫ В РУССКОМ ЛАГЕРЕ…»

«Мурза-Къул, карачаевцы Ислам Крым-Шамхали, ногайскй князь Алакай-Мансуров постоянно были с нами и часто беседовали со мной, не переставая повторять все, что они уже говорили о своем братстве с мадьярами. Со своей стороны, чем больше я сопоставлял фигуру, черты, движения тела, наконец, кельтскую манеру быть свойственной каждой нации , тем больше убеждался в том, что происхождение народов Северного Кавказа было таким же, как и у Мадьяр нашего времени : тип не мог исчезнуть, несмотря на промежуток в девять веков. Чтобы убедить себя в том , что я продвигаюсь вперед, я приглашаю саванов моей страны, рожденных чисто венгерской кровью, приехать в гости к этим народам, понаблюдать за ними и изучить их; тогда они будут уверены в истинности моих наблюдений. - Но, - возразил я, - а язык-то какой стал? ибо именно она, за неимением письменных свидетельств или монументов, должна составлять тождество…» Кучука Джанхотова среди них, нет, хотя и он балкарский таубий (князь), которого пытаются выдать за кабардинского князя.


Эту цитату вы в трудах Думано-Хаши-ристов не найдёте…

Как не найдёте и текст, другой главы XXI. «НАЛЬЧИК. — ОПАСНОСТЬ. - ШКОЛА ДЛЯ ТУЗЕМЦЕВ…»
Бесс приезжает в русскую крепость, чтобы встретиться с детьми карачаевских, балкарских, дигорских туземцев и для  встречи с балкарскими и дигорскими князьями…
«Главнокомандующий, имея доброту " поручил коменданту
форта в Нальчике, чтобы на 42-й день месяца пришли Мирзы Дугура
и Балкара, известные как мадьяры, с которыми я пожелал встретиться. Я получил Казачий эскорт, с которым я вышел из бань-горячих . это было воскресенье; день был уже впереди, было девять часов;  солнце с силой бросало свои лучи, и я должен был идти до вечера 90 верст, или 22 с половиной лье от Франции. Сначала мы миновали Подкумок, который очень быстро,а после ускоренной поездки добрались до Бело-Мечетского, где сменили лошадей и эскорт , и вскоре после этого до брода . Переправившись через Малку, мы добрались до Кизильбрука. Редут этот окружен рвом и обнесен частоколом ; гарнизоном командовал капитан, который принял меня по-дружески и предложил мне что
145
освежиться, в чем я очень нуждался , так как, будучи верхом , не мог взять с собой никаких припасов. Выходя из этого Редута, мы пересекаем реку Баксан, которая очень опасна из-за ее невероятной скорости ; она разделена на шесть рук кельтским редутом, который мы последовательно и всегда преодолеваем с новой опасностью. Надо иметь в этом случае крепких и привыкших к храбрости лошадей, иначе мы рисковали бы быть запряженными человеком и лошадью, не имея возможности надеяться на какую-либо помощь. Кроме того, следует опасаться, что лошадь, на которой ездит твой не подвержен головокружению ; ибо в этом случае лошадь носится насильно , и смерть неизбежна, как это часто случалось. Мало того, что меня постигла та же участь, так как на середине третьей ручьи мой конь, вероятно, уже устал, на мгновение затормозил ; но, оживив его, он выпрямился и вышел из этого неверного шага. В прошлом году, именно в это время года и в том месте, Казак и его лошадь были унесены потоком и исчезли навсегда. В конце концов, мы счастливо вышли из опасности, которая окружала нас и возрождалась с каждым шагом. Вскоре мы закурили, охваченные видом холмов " Т долин, кишевших кабардинцами, одни заняты косилкой,
другие рубят и кладут в снопы просо, главную пищу этого народа…»

Вот первое село, где живут кабардинцы…
 
«На закате мы достигли форта городок, расположенного на реке Чегем; окружающий его ров и несколько артиллерийских орудий заставляют его уважать со стороны тех, кто решился бы его атаковать. Командир предложил мне от всего сердца, чтобы провести ночь у него , сказав, что мне было еще восемнадцать werstes пробираться в Нальчике и что ночью шел удивить меня было дороги ; но я в remerciai , и, как только конвой был готов следовать за мной я ;lan;ai на большую лошадь командира mit в моем распоряжении , и мы поехали со скоростью до делать это с удовольствием. Вскоре нас остановил Чегем, который по своей быстроте не уступал коварному Баксану, и пенящаяся вода доходила до лямок наших коней. Доверившись коню, как я ехал, я позволил ему идти по своей воле, и он бесстрашно переступал через разные русла этого стремительного потока. Когда ты находишься среди подобных Лорренов, то хорошо закрывать глаза, если у тебя нет сильной головы , ибо вода течет с быстротой слева заставляет вас думать, что противоположный край бежит с (даже имеет скорость справа, что может вызвать головокружение и подвергнуть всадника неминуемой опасности.
Оставив Чегем позади, нашим взорам предстала прекрасная равнина; на ней были оживлены хабардинские деревни, очень близко друг от друга, среди которых тот, в котором жил Мурза-Мисаост…
147
Этот князь, о котором уже говорилось выше , имеет шестьдесят деревень,более трех тысяч лошадей и столько же рогатых бестий;
однако, как бы он ни был богат, его образ жизни очень прост. Когда мы в последний раз беседовали в Нальчике, я спросил его* почему вожди народов не отличались более удобными, более обширными жилищами не выкладывали роскошь, соразмерную их рангу. Он ответил мне, что пользы было и такое у них, и что они не отваживаются не нарушать, опасаясь вызвать раздражение ouzdens и людей, с которыми муллы делают надеяться, что это в люкс, что князей было распространено раньше, чем должны быть отнесены хаос, ужасные язвы, которые были в соседней среди них двадцать лет назад, и что, если князья позволяли
вернуться к такой же жизни, и Бог в накажет снова.
Наконец, пройдя верхом 90 верст за тринадцать
часов, при чрезмерной жаре, и пройдя Подкумок, Избилойнский, Джетока, Золка, Малка , Грозный Баксан и ужасный Чегем, я добрался до форта Нальчик в десять часов вечера. Мой эскорт добрался до меня только через час ; так как я был уверен, что не сумею последовать за вытянутой рысью моей лошади, я назначил молодого казака , лучше всего скакавшего верхом , сопровождать меня, рискуя тем самым всем, что могло с нами случиться. Я признаю, что в этом было немного неосторожности; но ночь была так прекрасна, луна освещала нас, путь был отличным, и я позволил рысью мой конь, не останавливаясь ни на мгновение, чтобы успеть до того, как мои хозяева отправятся на покой.
148
Форт Нальчик, расположенный в ста шагах от одноименной реки, - самый значительный из всех, что я видел на линии нашей экспедиции ; он со всех сторон окружен широким и глубоким рвом ; валы сделаны из камня по размеру и вооружены достаточным количеством огненных ртов.
  Деревня, поставленная вне форта на высоком берегу Нальчика, содержала три тысячи человек, под командованием господина Ушакова , подполковника, того самого, который командовал и привез с собой часть своих войск для сопровождения экспедиции на Эльбрус. Этот выдающийся офицер а его жена, родившаяся в Эстонии, приняла меня с редкой приветливостью и особым вниманием. Утомленный длительностью езды и жарой, я поспешил предаться отдыху, и могу сказать, что с тех пор, как я пересек границы Австрии, я не нашел такого чистого и элегантного gite…»
Кстати это, то поселение, при укреплении Нальчикском «вольный аул», здесь живут русские и несколько туземцев. Поселение находится на левой стороне реки Нальчик…
«На следующий день комендант имел благоразумие привести в мое присутствие семнадцать ребятишек в возрасте от тринадцати до четырнадцати лет, принадлежавших к разным вождям Карачаев , Хабарды, Дугура и т. Правительство создал в этом форте школу за свой счет , где эти дети бесплатно воспитываются на глазах
магометанского учителя и под непосредственным руководством коменданта. Этих детей учат читать , писать и говорить русский ; их хозяин , или ходжа , - это с именем Sora , Dougour "нация", таким образом Magyar; он говорит, и пишет, персидский , турецкий , talare и с русского равной легкостью ; он имеет облик приятный и красивый способов; он показал мне большой любовью , они говорят, сойдите также Венгров , согласно традиции, в моде среди своих соотечественников. Правительство, устанавливая в этой школе, были.
149
мудро рассчитанные политические взгляды. Дети туземцев, изменив свои первые представления и понемногу отрекшись от своей неприязни к русским , вернутся в свои дома более образованными, более раскованными и знакомыми с европейскими нравами. Он читал передо мной русскую книгу очень бегло и доходчиво, хотя учился в школе всего год , когда родители забирали своих детей, чтобы отправить других в школу. их место. За все время пребывания в школе в Нальчике их приютили , накормили и одели 1рес прилично на манер своей страны. Они соблюдают, под присмотром своего магометанского муллы , посты, предписанные Кораном, и русские далеко не желают делать из них новообращенных.
153
Гл 22 «ОСИРОТЕВШИЕ ПРИНЦЕССЫ МАДЬЯРСКОГО ПЛЕМЕНИ В НАЛЬЧИКЕ…»
 Дождавшись прибытия Мадьяров из Дугура и Балкара, я отправился на берег Нальчика ;
я увидел за этим потоком низменные долины, холмы и горы, увенчанные деревьями и зеленью;
 все это открывало очень приятный и разнообразный вид.
Счастлив народ, воскликнул Я, который умел эти плодородные и мирные края, вдали от театра революций, коррупции и интриг, которые в наши дни вторглись в нашу прекрасную Европа ! Сидя на зеленом лугу у ручья и созерцая этот прекрасный пейзаж, я предавался размышлениям , которые толпой приходили в кельтское одиночество , тишина которого прерывалась лишь шумом протекающего передо мной потока, втягивающего в свой стремительный бег камни и округлые гальки своим непрерывным катанием. Я знаю по опыту определенное состояние души, которое
154
в полной абстракции способностей тела, мы воспитываем к чистейшему наслаждению, которое неведомо обычному человеку; но так как ничто не длится и требует от мысли постоянного разнообразия , оно понеслось к моей родине , к Европе…»

И, никакого «Вольного Аула» ???

Обратите внимание Ж. –Ш. де Бесс никого не вспоминает, ни вольного кабардинца, ни Кучука Джанхота, которому, якобы дали золотые часы при восхождении…
«За пределами форта Нальчик, вдоль ручья, есть огороды, хорошо возделанные солдатами станицы; пастбища более чем изобильные, эти солдаты заботятся о том, чтобы разводить скотину, и могут считать себя по-настоящему счастливыми в своем гарнизоне. Климат мягкий и более приятный в Нальчике, чем в горячих ваннах; по крайней мере, ночи прохладнее , и во время сна твой не смущает тот пылающий воздух, который я в Константиногорске все ночи ; растительность там такая же энергичная , как и в Италии, и пребывание в этой части Кавказа доставляет немало достопримечательностей и приглашает человека закрепиться там навсегда. Горы за Нальчиком еще не исследованы ; вероятно, в них хранятся металлы драгоценные камни…
За Нальчиком кабанов , косуль, куропаток, фазанов так много, что охота становится как приятно, как обильно. В потоке водится отличная форель, особенно когда ее воды текут менее быстро. В Нальчике качество дынь и арбузов превосходит все , что встречается в таком большом количестве на линии Кавказа, у черноморских казаков и в Крыму. 43-го числа , проснувшись, я обнаружил, что Нальчик и его окрестности скрыты от моих глаз туманом, который постепенно рассеивался. Ходжа Сора, мой юный Мадьяр, пришел поприветствовать меня по своему обыкновению и посоветовал меня своим соотечественникам. Я купил ему в кельте по случаю шапку , такую, какую носят мадьяры, обитающие в высоких горах: эту шапку
159
был произведением знатной дамы дугара ; я взял его с собой в Венгрию. Мне также преподнесли точильный камень, взятый из одной из их гор….»
Эту историю мы дали вкратце…
Но эту историю скрыли и в первом издании  Бесса в 1974 году, скрыли его и Думанов и С. Бейтуганов, а офицер МЧС, мог и не знать…
«Начальнику Кабардинского округа
от жителей аула Кучмазукина Герандуко и Хашбия Киларовых

Покойный наш отец  Киллар во время стояния на Кавказе лагерем с 8 по 11 июля 1829 года войск под командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля…»
Это прошение  Х.М. Думанова, опубликовано в 1985 году, и это прошение фальсификация. В предложении «во время стояния на Кавказе», на наш взгляд авторы сего сочинения вложили определённый символ-смысл, попробуйте отгадать…

Продолжение следует…

Хадис Тетуев, 12. 05.2021г.


Рецензии