Познание окружающей действительности. роль и разви
определенной двойственностью. С одной стороны, человек является объектом реального мира, с другой стороны, он обладает способностью к его восприятию и осознанию(Рубинштейн 2003, Трунова 1991, Франк 1997). Объективный мир существует иразвивается независимо от познающего субъекта. На этом фоне язык является средствомхранения и передачи информации об объективном мире и рассматривается как феномен ипроцесс, в ходе которого происходит взаимодействие между структурами знаний,отражающими бытие. Это означает, что язык не представляет особого мира, а является формой отражения реальности (или виртуальности) в сознании человека.
Предпосылкой существования человеческого общества является освоение
окружающей природы и обеспечение жизнедеятельности человека в обществе. Освоение
мира – это познание закономерностей существования окружающей действительности и
применение их на практике. Познание окружающего мира – это длительный процесс,
который предполагает определенный жизненный опыт и постепенное накопление знаний.
Процесс познания осложняется в силу многообразия окружающего мира и в связи с
этим имеет ряд особенностей (Серебренников 1988: 87).
Во-первых, абсолютное познание невозможно, так как восприятие мира человеком
происходит не механически, не зеркально, а через потребности человека, а также через его особенности как личности, что находит свое выражение в эмоциях и оценках (Кузьмин 1976). Соответственно, знания человека о предмете являются относительными и отражают лишь некоторые его стороны, необходимые в общении, а в непознанной своей части объект не существует для нашего сознания, хотя и существует объективно.
Во-вторых, познание никогда не стоит на одном уровне, поэтому все
эволюционные процессы, происходящие на всех уровнях языковой системы, есть
отражение эволюции окружающего мира, преломленной через сознание человека.
Так, ступени процесса познания отражаются в формате разных структурных типов
предложений. Видимо, сначала сформировалось простое предложение. Появление
сложных предложений в языке связано, прежде всего, с ментальным процессом сравнения нескольких объектов реальной действительности, сначала зафиксированных в бессоюзных, а затем в союзных сложных предложениях. В таком виде мышление можно
назвать остановившимся воображением. В процессе воображения одно представление
сменяет другое: в процессе мышления несколько представлений одновременно остаются в поле нашего сознания, что и дает нам возможность делать сравнения, сопоставлять
понятия, суждения, делать выводы и т.д. (Ушинский 1950: 496). Говоря о развитии форм страдательного залога в английском языке, следует отметить, что пассивные обороты в древнеанглийском в основном употреблялись только
тогда, когда активно действующее лицо было неизвестно или когда о нем предпочиталось не говорить. В этот период людьми обожествлялась не только природа, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Божественное начало прослеживалось во всем, и именно поэтому не возникало потребности выражать активно действующее лицо в пассивных оборотах: оно и так было известно в лице Бога, творца и создателя всего
земного. Поздний среднеанглийский период (XV в.) совпадает с так называемым
Ренессансом или периодом Возрождения, отличавшимся верой в безграничные
возможности человека, его волю и разум, поворотом от теоцентризма к
антропоцентризму. Обращение к человеку как высшему началу бытия и послужило
предпосылкой к изменениям и в самом языке – употребление «агенса» действия при
глаголе в страдательном залоге.
В философском анализе осмысления времени, время связано с двумя формами
концептуализации: циклической и однонаправленной (линейной). Циклический характер
восприятия времени основан на восприятии природных циклов: циклов времен года,
смены дня и ночи и т.д. Все движется по кругу, либо по спирали, т.е. характерен так называемый аисторизм (термин А.Ф. Лосева): будущее – это повторение прошлого. С появлением христианства обосновывается новая концептуализация времени, поскольку мир движется ко второму пришествию Иисуса Христа. Время становится
однонаправленным, необратимым и линейным. Соответственно, происходит
формирование Futurum в языках народов, исповедующих христианство.
В-третьих, познание не свободно от ошибок и заблуждений в силу возможного
субъективного отражения картины мира.
В-четвертых, язык не является единственным средством познания окружающего
мира. Концепции внутренней речи Л.С. Выготского (Выготский 2001), универсального
предметного кода Н.И. Жинкина (Жинкин 1982), И.Н. Горелова (Горелов 1991) научно
подтверждают гипотезу невербальности мышления. Средством познания объективного
мира является мышление, отражающее объективный мир в сознании человека в понятиях,суждениях и умозаключениях (Философский словарь 1991: 273). Понятия создаются в сознании человека в результате непосредственного отражения предметов и явлений окружающего мира. Единственным условием образования понятия является накопление сведений о предмете или явлении (Серебренников 1988: 88).
Основополагающим вопросом теории познания является соотношение объекта и
субъекта. Познание действительности отдельным индивидом создает её адекватную
картину в менталитете человека и общественного сознания. При этом если
индивидуальное представление варьируется от индивида к индивиду, то концептуальная картина мира для определенного социума основывается на общепринятых положениях и выработанных нормативах, потому что знания субъекта становятся достоверными и
объективными тогда, когда они выступают предметом общественного сознания.
Абстрактная форма отражения мира в сознании человека материализуется в языке. О том, что язык индивидуален в проявлении, но объективен в существовании, писал ещё В. фон Гумбольдт. Антиномия объективного и субъективного является диалектикой познания,когда индивидуальный смысл становится общепризнанным значением, потому что язык не есть мертвый продукт, но созидающий процесс (Гумбольдт 2000: 69).
Результатом познавательного процесса является объективное, отчужденное от
индивида знание, на основе которого создается концептуальная картина мира (Трунова 1998: 14). Соответственно, язык выступает в качестве формы существования понятийного мира, включающей в себя все сферы индивидуальной и общественной жизни человека и отображает мир в его цельности (Колшанский 1975). Взаимопонимание людей при всем многообразии картин мира (наивной, научной, концептуальной, языковой),формирующихся в процессе познания, становится возможным при наличии общейсистемы представлений и образов, единства логических форм мышления, общей для всех информации.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Познавательные психические процессы. СПб:
Питер, 2001. С. 368-396.
2. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак. Рассказы о невербальной
коммуникации. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
5. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.:
Наука, 1975.
6. Кузьмин В.Ф. Объективное и субъективное: анализ процесса познания. М.: Наука,
1976.
7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003.
8. Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке // Роль
человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Отв. ред. Б.А. Серебренников.
М.: Наука, 1988. С. 87-107.
9. Трунова О.В. Лингвистический аспект проблемы «Человек в меняющемся мире» //
Формирование социолингвистической компетенции: проблемы и перспективы:
Материалы Международной научно – практической конференции. Барнаул, Ч. 2.,
1998. С. 110-114.
10. Ушинский Н.Д. Материалы к 3-му тому «Пед. Антропология» // Собрание
сочинений. Т. 10. М., Л.: АПН РСФСР, 1950.
11. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997.
12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова – 6-е изд. М.: Политиздат, 1991.
Свидетельство о публикации №221051200078