От Кубани до Берлина часть 3

Почётный гражданин Краснодара полковник ушёл из жизни в 2010 г. Всего в период Берлинской операции высокое звание Героя Союза присвоили 30 прославленным кубанцам. К великому сожалению некоторые из их числа, отдали свою жизнь в жесточайшем сражении за Берлин. 16 апреля 1945 г. был убит Г.Н. Харламов (1905 г. р. из г. Новокубанска). 3 мая сражённый осколком, пал в бою командир стрелкового полка В.М. Вальков из ст-цы Славянской (ныне город). Увенчанный славой боевых наград, проведя свой полк от Кубани до Берлина, он был 27 июня 1945 г. посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 9 мая при отражении атаки погиб командир бригады полковник И.В. Гаврилов из ст-цы Лабинской. Боевой казак из ст-цы Гулькевичи (ныне город) Герой Советского Союза капитан В.П. Михалько храбро сражался до последнего дня. Новокубанский казак Н.В. Оберемченко с тяжёлыми боями прошёл от г. Новокубанска до Берлина. В последнем бою поднял батальон своих отважных воинов в атаку и в последний час вражеская пуля сразила его и т. д. На Параде Победы в Москве 24 июня 1945 г. ген.-л-нт И.П. Рослый, герой боёв на земле Кубани, в 1942-1943 гг. командовал сводным полком 1-го Белорусского фронта. До этого в мае, он же руководил смотром-парадом перед рейхстагом, который принимал 1-й комендант и начальник советского гарнизона Берлина, командующий 5-й Ударной армией ген.-п-к Николай Эрастович Берзарин. Тогда же величественное красное полотнище с серпом и молотом и пятиконечной звездой - Знамя Победы было торжественно опущено с купола Рейхстага, почерневшего здания, на стенах которого пестрели многочисленные росписи наших воинов и отправлено на хранение в музей ВС г. Москва.

Одна из надписей очень напоминала слова новгородского князя Александра Невского, сказанные в далёком и седом 1242 г. после разгрома рыцарей-крестоносцев Ливонского ордена: "Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! Нынешняя интерпретация запоминалась предельной конкретностью: "Гансы и Фрицы! Вы это никогда не забудете! А если нужно мы придём ещё!" Командир 1-го стрелкового батальона 1373-го стрелкового полка 416-й Таганрогской Краснознамённой стрелковой дивизии 32-го Берлинского стрелкового корпуса Решетнёв Алексей Максимович родом из северо-кубанской станицы Шкуринской. 30 апреля 1945 г. со своими бесстрашными бойцами при поддержке танкистов и артиллеристов овладел старинным дворцом кайзера Вильгельма. Он был два века резиденцией немецких королей до 1918 г. Уже 21 апреля 1373-й стрелковый полк первым ворвался на окраины германской столицы, но чем ближе к центру, тем ожесточённее были бои. Особенно тяжело нашим пришлось на центральной улице Унтерден-Линден, ведущей к Бранденбургским воротам. Командир миномётного расчёта, комсорг миномётной роты капитана Червякова из 2-го батальона этого же полка, родом из ст-цы Кущёвской, сержант Андреев Иван Петрович и Василий Бережной 2 мая 1945 г. первые водрузили красный флаг на Бранденбургских воротах. Это произошло на рассвете, когда сквозь рассеивающийся дым и копоть разрывов стали просматриваться контуры символа Берлина. Перебежками, прячась за углами зданий, приблизились к ним, и только Андреев взобрался на колесницу, услышал голос капитана: - Втыкай в пику всадника! Как только древко знамени оказалось в пике, снизу послышалось могучее «Ура!».

Не успели спуститься вниз, как на ворота уже карабкалась новая группа артиллеристов-разведчиков. Но кущёвец Иван Андреев был первым. Мэтр фронтового снимка, фотокорреспондент ТАСС Е. Халдей запечатлел это событие. Потом красные флаги вывешивали и воины других в/частей, в том числе был водружён и флаг Войска Польского. ... Штурм Берлина - столицы и последней твердыни Третьего рейха – является одной из значимых операций Красной армии в ВОВ. Он потребовал от Красной армии особой изобретательности. Детали штурма фашистского логова, в котором смогли отличиться разные рода войск, сегодня нам хорошо известны из научной, мемуарной и художественной литературы. Однако даже при таком освещении в Берлинской операции имеются нюансы, до сих пор остающиеся в тени. К ним можно отнести работу тыла и медицинское обеспечение, использование фугасных огнемётов, а также стрельба реактивными снарядами прямой наводкой. Приподнять завесу неизвестности над упомянутым помогли документы 79-го стрелкового корпуса (СК) и гв. миномётных частей, принимавших участие в штурме немецкой столицы. Работа тыловых служб во время наступления всегда была непростым делом. Тылы частей и соединений часто отставали от ушедших вперед боевых порядков и тогда последние не получали вовремя боеприпасы, продовольствие или даже горячую пищу. Во время наступления на Берлин советское командование постаралось учесть эти недостатки, что видно на действиях тыловой службы 79-го СК из 3-й Ударной армии, сыгравшего важную роль в боях за немецкую столицу и взявшего Рейхстаг.

Ещё перед началом Берлинской операции командование 3-й Ударной армии поставило перед своей службой тыла чёткую задачу: «Дивизионные тылы должны были иметь 15 сутодач продфуража, в том числе 2 сутодачи сухого пайка, 1,5 боекомплекта боеприпасов, три заправки горючего в НЗ и две заправки текущего расхода». Армейский тыл выполнил приказ, подтянув свои полевые склады к передовой и разместив их за 20 км от расположения дивизий 79-го СК. Как видно на примере знаменитой 150-й сд, на день начала Берлинской операции – она была обеспечена продовольствием, боеприпасами и горючим по заявленной норме. Во время наступления и штурма города, чтобы насыщать войска всем необходимым, дивизионные склады перемещались за наступающими частями, держась от них на расстоянии всего в 1,5 - 2 км. Особенности работы тыла во время взятия Берлина заключались в том, что подвоз всех видов снаряжения происходил ночью. А так как вражеское сопротивление было сильным, у советской артиллерии возникал большой перерасход снарядов. Чтобы справиться с этим, тыловым службам за 16 суток Берлинской операции пришлось проявлять чудеса логистики, перемещая свои склады за наступавшими войсками до 10 раз. Обеспечивая чёткую работу тыловиков во время наступления, командование 79-го корпуса пошло на неординарный шаг. В штурмовавшие Берлин дивизии были отправлены офицеры штаба и тыла корпуса с задачей «поддержания регулярной связи между тылом дивизий и штабом и тыла корпуса, наблюдения за своевременным подтягиванием тылов, подвоза боеприпасов, подачи пищи на передний край».

Это мероприятие целиком себя оправдало, так как командование имело своевременные данные о состоянии снабжения войск. В результате проделанной работы части 79-го СК штурмовали Берлин, не зная ни в чем нужды, вплоть до его капитуляции. Говоря о штурме Берлина, редко вспоминают такую важную часть операции, как медицинское обеспечение войск. Между тем медслужба Красной армии сыграла в ней важную роль, как это видно опять же на примере 79-го СК. Перед началом наступления его части сосредоточились на Кюстринском плацдарме. Так как он был забит войсками и техникой, на западном берегу Одера удалось развернуть всего два медсанбата, когда другие остались за рекой. Но их «скученность» на плацдарме и близость к войскам сказались положительно на работе медиков, бесперебойно принимавших раненых и затем отправлявших их в госпитали. Когда советские войска двинулись к Берлину, для медсанбатов настало время перемещения вслед за ними. Во время наступления на столицу рейха они старались не отставать от двигавшейся на запад линии фронта. Когда боевые порядки частей удалялись на 18-20 км, медсанбаты сразу меняли позицию, размещаясь в 8 км от передовой. Если же вдруг возникала задержка, то они выбрасывали вперед посты санитарного транспорта для быстрой доставки раненых. А во время боев в самом Берлине исключительное значение приобрел пикетаж – опознавательные знаки, указывавшие путь к пунктам медпомощи и медсанбатам. Их установка облегчала санитарному транспорту ориентирование в большом городе, что сделало связь медсанбатов с санитарными ротами полков непрерывной.

Таким образом, когда советские части штурмовали Берлин, сжимая кольцо вокруг Рейхстага, за их боевыми порядками сновали десятки машин подвоза и санитарного транспорта. Последние работали в трудных условиях, часто ночью, без света и с максимальной нагрузкой. Но это позволило советским штурмовым группам действовать без задержек и спасло жизни многим раненым красноармейцам. В завершение рассказа о малоизвестных фактах штурма Берлина стоит отметить важную деталь. Берлинская операция стала совокупностью боевого опыта, накопленного Красной армией в течение войны. Это хорошо видно из действий тыловых и медицинских служб, работа которых была эффективной, потому что советское командование учло недостатки предыдущих наступательных операций, постаравшись их избежать. Нестандартное же применение таких видов оружия, как фугасные огнемёты и реактивные снаряды, свидетельствует о том же. Используя такой подход при штурме Берлина, советские части внесли в тактику городских боев новые способы уничтожения противника, избегая при этом лишних потерь. В 00 час. 40 мин. 2 мая радиостанциями 1-го Белорусского фронта было получено сообщение на русском языке: «Просим прекратить огонь. Высылаем парламентёров на Потсдамский мост». Прибывший в назначенное место немецкий офицер от имени командующего обороной Берлина ген. Вейдлинга сообщил о готовности берлинского гарнизона прекратить сопротивление. В 6 часов утра 2 мая ген. артиллерии Вейдлинг в сопровождении трёх немецких генералов перешёл линию фронта и сдался в плен.

Через час, находясь в штабе 8-й гв. армии, он подписал приказ берлинскому гарнизону прекратить огонь и сложить оружие. Приказ не сразу достиг немецких частей, и бои продолжались до середины дня 2 мая. К вечеру в плен сдались более 100 тыс. чел. Берлин был взят... Сообщение о разгроме гитлеровских войск, оборонявших Берлин, стало для русского народа одновременно и сенсационным, и неожиданным. В это сначала просто не верилось. Но прозвучавшие из оперативной сводки Совинформбюро 2 мая 1945 г. торжественные слова легли на сердце каждого жителя страны - "Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова при содействии войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.С. Конева после упорных уличных боёв завершили разгром Берлинской группы немецких войск и сегодня, 2 мая, полностью овладели столицей Германии городом Берлин центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии. Берлинский гарнизон, оборонявший город, во главе с начальником обороны Берлина ген. от артиллерии Вейдлингом и его штабом 2 мая в 15 час. прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен". Кубанцы доблестно сражались не только на фронтах ВОВ, на флотах, но и в партизанских отрядах, в рядах подпольщиков. 312 чел. стали Героями Советского Союза, 78 чел. - полными кавалерами ордена Славы, свыше полумиллиона совершили подвиги при защите и освобождении Кубани. А сколько ещё героев осталось неизвестными?! Немеркнущая слава и вечная память советским воинам-победителям!

Апрель 2020 - май 2021 гг.


Рецензии