Интернат... 2-я часть

1-я часть http://www.proza.ru/2017/11/07/1502

(из цикла "Почти дневники...")

Летние каникулы, как и дети из обычных школ, мы провели дома!... - целых три месяца с родными!
Со старшим братом  ходили смотреть на то, что осталось от ювелирного магазина после  пожара. Народу там было много  и  отовсюду слышались громкие восклицания, типа, - смотрите, что я нашел!... Все спешили посмотреть  на  находку и вдохновившись удачей счастливчика, вновь разбредались по пепелищу.
Я тоже старательно копалась в золе палкой, что дал мне брат, и рядом, чумазая от сажи, тыкала в золу своей палочкой наша маленькая сестренка.
Мы напрасно старались... - найти ничего не удалось, видимо не там искали, и дома, отмывая нас от грязи и копоти, мама ругала брата за идею взять с собой сестренок на пожарище.

Снова в интернате.

Лето пролетело очень быстро и первого сентября я опять была в интернате.
В здании, где находились палаты для девочек, стоял запах свежей краски. Стены в помещении были выбелены, а ярко-коричневые полы  и рамы выкрашенные в голубой цвет окон, блестели от лака.
В нашей палате, на сдвинутых по две кроватях, лежали новенькие матрацы, подушки  и зеленые шерстяные одеяла.
Нам  оставалось лишь сходить к кастелянше, чтобы получить свежее постельное белье и аккуратно застелить свои кровати, - этому нас приучили в первом классе.
 
Здание, где спали девочки, было трех-этажным.
На площадке каждого этажа, друг против друга, располагалось по два входа и войдя, мы попадали вначале в холл, а уже потом в свою палату.
Палат в холле было по две и на полу, перед входом в каждую палату был разостлан большой ковер, на котором стояли овальный стол со стульями. Вдоль стен холла были размещены небольшие шкафчики для верхней одежды.
Вечерами мы читали  в холле книги, играли за столом в настольные игры, или повторяли домашнее задание.   
В палате, где спали мы, вдоль всей комнаты была разостлана красивая ковровая дорожка, стояли кровати с тумбочками и на окнах, висели красивые шторы.

Нас одевают.
 
Я перестала быть здесь чужой и пришедшим в наш класс новеньким девочкам, показала столовую, здание с классами и склад, где мы получали одежду.
На склад, одни за другими, подходили  построенные в шеренгу  дети, - их приводили учительница, или классная воспитательница.
Дети примеряли туфли, ботинки, пальто, джемпера, а взрослые  помогали тем, кто не справлялся сам.

Новая одежда выдавалась в самом начале учебного года, - мальчикам подбирались  новенькие туфли, ботинки, носки, форменная двойка из шерстяной темно-серой фланели, кожаный ремень с пряжкой, фуражка со звездочкой. Девочки получали темные юбочки в складку, белые блузки - это для теплого времени года.
В Таджикистане, сентябрь и октябрь, еще очень теплые месяцы, поэтому, мы носили летнюю школьную одежду.
В ноябре, обычно, приходили первые холода, и девочкам выдавались коричневые шерстяные платья, белые воротнички и повседневные черные фартуки, осенние туфли и легкие пальто.
Теплые вещи - пальто, чулки, джемперы, зимние ботинки, береты девочкам, тогда как  мальчикам шапки и шарфы, выдавались  вначале зимы.

Каждый год нас будут так одевать и забегая вперед скажу, что когда мы станем старше, и в моду войдут юбки плиссе, - для нас закажут  плиссе в доме быта.
Мелкие складочки будут запрессованы на коричневой  мягкой шерстяной ткани, а уже шить, каждая свою юбку, мы станем на уроках труда - сами.   

Каждый понедельник, после обеда, нас водили в баню, где воспитательницы мыли маленьких и следили за тем, чтобы старшие помылись как следует.
Вернувшись из бани, мы получали по комплекту чистого постельного белья с полотенцем. Затем, сменив постельное  белье на чистое, мы заправляли постели и относили грязное  кастелянше.
Правило это было нерушимым и выполнялось регулярно.

За чистотой  в  палатах всегда следили воспитатели и медсестра, а распорядок дня  воспитанников, был постоянным.
Нас вовремя кормили, по утрам мы делали на улице  зарядку, ну а после уроков, играли, читали и поужинав, выполняли домашнее задание в своём классе.
Думаю, не все дети "шестидесятых" видели столько внимания и заботы, какие видели мы.
В  интернате  делалось всё для полноценного развития и воспитания детей, однако, несмотря ни на что, мне всегда хотелось домой, и пусть даже не есть досыта, не быть хорошо одетой... - только бы быть дома, с мамой!

Библиотека и учеба.
 
Во втором классе, я пристрастилась к чтению, благо, что библиотека в интернате была очень хорошая! Всё своё свободное время я проводила за книжками и читала много. Пришвин, Бианки, Паустовский, Гайдар, Маршак, Осеева, - эти писатели были любимыми.
Сказки, читала я "запоем" - таджикские, белорусские, русские, китайские сказки, а также, сказки народов крайнего севера с прекрасными иллюстрациями, - этого в библиотеке интерната  было много.
 
Читала я быстро, так как научилась этому в пять лет. В первом классе, когда одноклассники только еще учились чтению по слогам - я лихо справлялась с заданием и скучала на уроке, мешая сосредоточиться другим детям.
Кто научил меня читать - не помню, но то, как я прочла на афише свое первое слово "кино" - в памяти осталось.

Когда в библиотеке не осталось непрочитанных мною детских книжек, библиотекарь "поймала" меня за тем, что читаю роман французского писателя Ги де Мопассана "Милый друг" (мне понравилось название).  Она отняла у меня, почти до половины "освоенную" книгу, заменив её на украинские сказки.
С легкостью забыв про французский роман, я переключилась на те сказки, и несмотря на то, что были они на украинском языке - прочла их с легкостью, поняв всё!

Про то, что второклашка читает французский роман "Милый друг", библиотекарь видимо рассказала в учительской, потому что завидев меня, наши учителя всегда смеялись.
Перечитав роман Милый друг уже взрослой девушкой, я поняла, как должно быть комично выглядела тогда, с тем романом в  библиотеке.
 
Чтение не влияло на учёбу!... - я успевала и учиться, и  читать, - давалось мне всё это легко, - выручала  память.
В моей характеристике, какие на каждого ученика ежегодно писала наша учительница, она указывала на то, что при моих способностях, я могла бы учиться на отлично... - всему виной моя лень.
Учительница была права, - слушая тему на уроке, я запоминала всё  и потом, когда  вызывали к доске - дословно повторяла слова и интонацию учительницы с прошлого урока.
Так было всегда... - с учебниками, я выполняла только лишь письменные работы.
Помнится, как учительница на одном из уроков  с досадой сказала, - ну ты хотя бы интонацию сменила!...
 
Снегурочка.

Как-то, на одном из уроков, в класс вошли директор интерната с завучем. Они забрали  меня с занятий, а в учительской объяснили, что к новому году готовится утренник и я выбрана на роль снегурочки.
Мне, вначале, дали прочесть текст, послушали, как  читаю и  поручили выучить этот текст наизусть.
Содержание спектакля было  интересным, - дед мороз со снегурочкой должны были купить для детей подарки в магазине игрушек, но снегурочка где-то потерялась и дед мороз никак не мог её найти.
   
Я быстро выучила свою роль и с радостью бегала на репетиции спектакля, которых, до утренника было несколько.
За час до утренника, меня отвели в учительскую, нарядили в костюм снегурочки, приплели к волосам длинную косу, затем, подкрасили ресницы, губы, нанесли на щеки румяна и надели на голову красивую шапочку - "боярочку".
Увидев своё отражение в зеркале я вначале не поверила, что та красивая девочка, в костюме снегурочки, с длинной косой - это я и есть!

Роль деда мороза исполнял старшеклассник, Даврон - он учился в десятом классе и казался мне, второклашке - очень взрослым и высоким. 
В актовом зале стояла огромная, под самый потолок, сверкающая ёлка, украшенная блестящими игрушками, крупными ёлочными бусами и дождиком из фольги! 
Утренник для младших классов начался и заиграла музыка!
Даврон что-то говорил детям, а я ждала, когда же дети позовут снегурочку.
 
Вместе с дедом морозом дети позвали снегурочку раз, затем другой... - подождав, пока позовут в третий, я пританцовывая под музыку и оглядываясь по сторонам (как должно по сценарию) - вбежала в зал.
Зал был полон детей и их родителей, но я не растерялась, а как  учили на репетициях, почти прокричала:
- Ой, куда же я попала!?... - после этого, я подбежала к деду морозу, и громко   чтобы слышали все, сказала:
- Мне сюда совсем не нужно... - я же шла в магазин игрушек!...
- А попала сюда!... - ответил дед мороз  Даврон, взял меня за руку и мы вместе с детьми, стали водить хоровод вокруг ёлки.
Многие дети читали стихи, пели песни, показывали сценки и за каждый номер, исполнителю вручался отдельный подарок!
 
Я знала, что среди зрителей была и моя мама, поэтому очень старалась выступить так, чтобы она гордилась мной. Но мама не дождалась конца спектакля... - дома оставались мои маленькие братья и ей нужно было спешить.
После утренника, нам вручили табели с оценками, нарядные новогодние кульки с подарками, подарив каждому еще по ёлочной игрушке, которую я храню до сих пор!
 
Придя домой, я спросила у мамы, - понравился ли ей наш спектакль?...
- Спектакль был очень хорошим!... - ответила мама, - и ты, очень хорошо исполнила роль снегурочки, но рядом сидели женщины, которые увидели твои грязные ботинки и зная, что я твоя мама - сделали мне замечание.

Слова мамы  расстроили меня... - до слез было обидно, что мои грязные ботинки испортили впечатление от утренника.
- Неряха, неряха, неряха... - плача твердила я, ненавидя себя за эту оплошность. 

Пройдет год, и меня опять выберут на роль снегурочки.
Однако, я не смогу участвовать в постановке... - у меня не получится прочитать текст так, как это было сделано годом ранее.
Думаю, что  впечатление произведенное на некоторых мам  моими грязными ботинками, и то замечание, о котором говорила расстроенная мама, навсегда отбило у меня желание участвовать в подобных постановках.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/11/15/1538

На фото мы с сестрой. Я - слева. 


Рецензии
Да, в советское время можно было после интерната или детдома, будучи сиротой, выучиться в институте, пойти на работу и получить квартиру.
У нас в интернате было хорошее футбольное поле, турники, проводились различные спортивные соревнования.

Михаил Пушкарский   24.11.2021 00:11     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил!
Из нашего выпуска многие получили образование, состоялись, воспитали замечательных детей, внуков воспитывают! Считаю, что интернат в моей жизни, оказался фундаментом!

С уважением,

Лариса Проскурина   27.11.2021 11:11   Заявить о нарушении