2021 г. Прощание 2

Олег сидел в кресле за своим письменным столом, который был куплен еще в Подмосковье, в Мамонтовке, потом переехал в пгт Правдинский, а затем трижды переезжал с квартиры на квартиру в Мурманске. За многие годы работы за столом у Олега выработалась потребность в письменном столе. Где бы он ни был, он чувствовал себя в неравновесном состоянии, пока не садился за письменный стол (даже не обязательно за свой).

На столе был развернут ноутбук со вторым монитором, слева лампа и сканер. Слева от стола на приставной полочке была стопка лотков для бумаг с документами, чистыми листами и черновиками. Еще дальше периодически разворачивался второй ноутбук, лежали внешние винчестеры, а внизу на тумбочке находился цветной принтер.

Далее располагался секретер с большой откидывающейся столешницей и книжными полками, на которых были в основном книги и учебные пособия, написанные Олегом, а также другие учебные материалы.

Сзади компьютерного кресла располагалось рабочее кресло-ветеран, которое было куплено в Москве, перевезенное на электричке в Тулу, оттуда в Подмосковье, а затем проделало путь письменного стола в Мурманске. Кресло было уже местами повреждено и не очень удобно для работы на компьютере, поэтому оно служило подставкой для дипломата, с которым он ходил на работу. Там обычно находился ноутбук для презентаций и некоторые текущие бумаги.

Справа во всю стену располагался стеллаж для бумаг и книг, специально заказанный и выполненный по чертежам Олега. Низ стеллажа был предназначен для бумаг: конспектов лекций, архивных документов, студенческих работ. Вверху были книжные полки с отсортированными книгами по основным темам, по которым он читал лекции: системный анализ, информационные технологии, информационные системы, кибернетика, управление и др.

Сзади у стены был еще один книжный шкаф, на котором были размещены художественные книги, собранные по всем просторам СССР. Здесь были только избранные книги – другие были в книжном шкафу в коридоре и книжном шкафу в спальне.
В связи с окончательным выходом на пенсию вдруг все оказалось ненужным. Конспекты лекций и студенческие работы первыми пошли на выброс. За ними были выброшены сборники с материалами и трудами конференций. Олег стал продавать и раздавать «жемчужины» научно-технической литературы. Полки постепенно пустели, разрушалась годами выстроенная система.

Тоже происходило с художественными книгами. Книги были ему очень дороги, хотелось, чтобы потомки с радостью прочли эти шедевры литературы, но…. Сам он их никогда больше не будет перечитывать, т. к. давно уже не читает бумажных книг – все чтение только в гаджетах. Поэтому нет никакой надежды, что дети, внуки или правнуки подойдут к полке и выберут книгу для чтения. Он начал раздавать книги знакомым, но почти ничего из его «сокровищ» не хотел никто брать. Выбрасывать в мусорные контейнеры – рука не поднимается.

Олегу предстоял переезд в другую страну, и книги в таком количестве он точно не повезет. Да и для кого?

Он прекрасно осознавал, что с этим всем надо прощаться: и с книгами, и уютом рабочего места. Это все уже ему не понадобиться больше. Особенно резало слово «больше». Вот и конец старой жизни! И такая тоска охватила Олега, что он несколько дней не находил себе места. Он не подозревал, что «прощание» будет таким тяжелым, что оно загонит его в жуткую депрессию!

Еще одна проблема была с огромным архивом писем и документов, собираемых более 60-ти лет. Олег очень трепетно относился к потере информации вообще, и потере документов, в частности. Он все собирал для того, чтобы потом описать свою жизнь в виде мемуаров или художественных произведений с большой точностью. Он хотел оставить потомкам описание того, как он жил. Но не только лично о нем, но и о времени, и об обстоятельствах жизни людей.

И вот это «потом» пришло…. Пришло осознание некой черты, за которой…. Что за которой? Написание мемуаров? И пустота….

Олег понимал, что впереди очень много будет интересного: изучение языка другой страны, путешествие, наслаждение солнцем и морем. Но за чертой остается прошлая жизнь, которой больше не будет…


Рецензии
Интересно, откуда в человеке эта ностальгия по прошлому? Как будто он точно знает, что будущее будет хуже. Историческая память и привычка? Это же не правда... А еще "от добра добра не ищут". Тоже не согласна. Ищут "добро" всегда.
Наверное, меня тоже ждет переезд, и да, будет тяжело расстаться с прошлой жизнью, просто с моей жизнью в духовном понимании. ТАМ уже буду не я, а другая, скорее всего, уже пожилая женщина, без амбиций и желаний.
Человек привыкает ко всему. Только в прошлом он оставляет часть себя, и чем больше это прошлое, тем большую часть себя человек теряет. Бунин это понял, но поздно. Олег понял, но чемодан уже собран. Пусть у Олега будет новая прекрасная жизнь, где солнце и море станут нужнее книжных полок! Но это неточно...))

Юлия Какауридзе   03.12.2021 18:45     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Юлия, за развернутую рецензию!
Вы определи стояние как "ностальгия". Это немного другое. Я называю это эффектом привала. Когда в походе становишься на привал, обустраиваешь место, привыкаешь к нему, а утром... все бросаешь и идешь дальше. Я легок на подъем и люблю перемены. Сейчас я живу в 25-м месте жительства (общежития, квартиры съемные и свои), которые я помню, поэтому переезд для меня всегда радость. Но прошлые переезды были со всеми вещами, а тут все собранное (не говорю накопленное) бросаешь. А ведь помнишь где, когда купил ту или иную книгу, тот или иной инструмент. Было ощущение, что это все когда-то пригодится тебе или потомкам. И вдруг... никому это не нужно.
Сейчас живу безо всего этого и счастлив, и ни капельки не тянет в старую квартиру и к старым вещам. Но я боюсь очередного приезда в старую квартиру, предчувствуя новый приступ депрессии.
Извините за многословие - хотелось поточнее передать то состояние.
С уважением, Вадим

Вадим Качала   03.12.2021 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.