О. В. Парфентьев У бизнеса должно быть благородное

Различные бытуют точки зрения по вопросу о том, за кем будущее сельскохозяйственного производства: за  крупными землепользователями или за крестьянско-фермерскими хозяйствами. Как у представителей одной, так и у другой стороны есть, по их мнению, бесспорные аргументы в пользу своей позиции, которую убежденно и увлеченно отстаивают. Так, начальник Рыбницкого управления сельского хозяйства Ф.А. Димитров ратует за мелкие и средние сельхозпредприятия, видя в них надежную и безопасную для экономики и социальной жизни села форму организации аграрного производства. И убедил бы меня Федор Антонович в своей правоте полностью, если бы не состоявшаяся беседа с О.В. Парфентьевым, генеральным директором ООО «Рист», коллектив которого – самый крупный землепользователь в Рыбницком районе – обрабатывает 6 тысяч гектаров сельхозугодий. В ходе беседы стало ясно, что Олег Владимирович, будучи бухгалтером-экономистом по специальности, во-первых, глубоко вник и проанализировал как специалист возможности, открывающиеся перед коллективами крупных хозяйств; во-вторых, на своей, извините за грубость, «шкуре» почувствовал все нюансы взаимоотношений, складывающихся между крупными сельхозпроизводителями и тем мироустройством, которое их окружает. Но главное, что он вынес из всего, что происходило за годы функционирования ООО, это твердое убеждение: предприниматель, если он серьезно занимается бизнесом, не должен давать возможности втравливать себя в политические игры. Каждый должен заниматься своим делом: предприниматель – бизнесом, общественный деятель – политикой. Исходя из этого основного посыла, строит О.В. Парфентьев вместе с компаньонами стратегию развития предприятия. И, надо сказать, несмотря на «наезды», о которых, видимо, расскажет лишь в мемуарах на склоне лет, несовершенство законодательства, особенно в части антимонопольной деятельности, и другие условности, тормозящие не только сельхозпроизводство, но и в целом экономику республики, генеральному директору ООО «Рист» с командой многое удалось. О команде Олег Владимирович говорит с особым трепетом: «Кропотливый и очень ответственный труд – подбор команды. У нас сложился дружный коллектив, который очень ценю и горжусь им. Создавался он с нуля. Почему мы достигаем намеченного? Да потому, что в ООО работают с полной отдачей высококлассные специалисты. Плох тот руководитель, от которого люди уходят. Я очень дорожу своей командой. Будучи человеком работы, бизнеса, не прошу чего-то экстраординарного, а лишь реальных плодотворных действий по достижению намеченного».
Олег Владимирович понимает: «Без орошения сельхозпроизводство в нашем регионе не может по-настоящему развиваться. У нас есть солнце, достаточно тепла, но если нет воды, многое обречено на провал. Не зря в советское время умнейшие мужи придавали большое значение мелиорации земель в наших краях, создали мощнейший мелиоративный комплекс». В возрождении Рыбницкой оросительной системы О.В. Парфентьев принимает самое деятельное участие. Только полиэтиленовых труб ныне закуплено на 240 тысяч евро, среди них 5 километров труб диаметром 355 мм. Жизнь заставила пойти на это. Ведь в поливной сезон пришлось устранять около 60 порывов водовода, остановилось орошение почти на 800 гектарах угодий. Для ремонта старой и прокладки новой трассы одного экскаватора мало, купили еще два.  До морозов должны успеть уложить трубы в землю – провести основную работу, чтобы вовремя начать полив культур в будущем году. «Мне говорят: «Что ты делаешь? Деньги в землю закапываешь…» Но я боюсь потерять время. Пока молод, пока есть энергия и желание, надо реализовывать намеченное. Завтра такой возможности может не быть. Дальнейшие шаги по поиску более рентабельных сортов сельскохозяйственных культур, внедрению новых технологий и многое другое не имеет смысла без орошения», – замечает Олег Владимирович. Вспоминает время, когда он был еще совсем молодым руководителем и когда ликвидационные комиссии «добивали» колхозы и совхозы, приобрел у них части «Фрегатов», подготавливаемых к сдаче на металлолом, в том числе привозил их из Слободзейского и Григориопольского районов. Укомплектовал «Фрегаты», купив недостающее с Первомайского завода. Понимал: за орошением будущее. Исходя из этого строилась тактика и стратегия развития предприятия, а примеров тому, что «Ристу» подвластно решение многих, порой самых сложных задач, достаточно.
В «Ристе» всегда тщательно просчитывали планы. В хозяйстве в ближайшее время будет около 900 гектаров орошаемых земель. Далее скрупулёзно идет поиск более высокорентабельных видов деятельности, в том числе техники и технологий. Так, подсчитано: 2 «Фрегата» орошают 72 гектара, а одна фронтальная машина – 90 гектаров, да еще захватывает и углы участков, которые полить «Фрегатом» просто невозможно, значит, на них ничего, кроме бурьянов, не вырастет. Поэтому решено переориентироваться на закупку фронтальных оросительных машин. Здесь стараются максимально эффективно использовать каждый клочок земли, поэтому на склонах (неудобьях) выращивают лаванду.
А начинали ристовцы с энтузиазмом в 2004 году. На следующий год стали обрабатывать 20 гектаров, в последующем расширяли обрабатываемые сельхозугодья. Вскоре поняли, что для успешного ведения бизнеса в нашей республике, где рынок небольшой, хозяйство должно развиваться по нескольким направлениям, что создаёт своеобразную подушку безопасности. Хотя это сдерживает развитие экономики предприятия. Практика показывает, что наибольшего успеха добиваются те производственные коллективы, которые, сосредоточившись на определенном виде деятельности, делают его лучше других, за счет чего получают и больший доход. «А нам приходится распыляться», – сетует руководитель. Ныне коллектив, насчитывающий более 300 работников, занимаясь масштабным многоотраслевым растениеводством, а также животноводством и птицеводством, не только производит сырье, но занимается переработкой и реализацией производимой продукции через собственную оптовую базу и сеть своих магазинов. Так, из пшеницы производят крупу, макароны, на мини-пекарне выпекают хлебобулочные изделия; из подсолнечника делают подсолнечное масло, которое фасуют в бутылки, и шрот; из сои – соевое масло и жмых. Каждый вид выращиваемых культур через оптовую базу и розничную сеть магазинов «Риста», действующих в Рыбнице и селе Воронково, реализуется как в первозданном виде, так и в переработанном. Слива продается свежая, а пройдя обработку в мини-цехе, – в виде чернослива, ядра грецкого ореха дополняют и без того широкий ассортимент товаров. Продукция животноводческой фермы – свежее мясо (свинина, говядина, баранина, курятина, крольчатина), молоко в одноразовых бутылках, сметана, творог, овечья и коровья брынза, яйцо – привлекают покупателей. Был период, когда на прилавки поступало мясо уток и нутрий с фермы, рыба – пестрый и серебристый толстолобик, выращиваемая для этих целей в специально созданном водоеме. На следующий год в озеро намерены запустить мальков белого амура и карпа. Положено начало и производству грибов.
Для тех, кто в личных подсобных хозяйствах содержит крупный рогатый скот, птицу и другую живность, предприятие производит различные виды комбикорма, в сыпучем, экструдированном и гранулированном видах, а также корм для собак и кошек. Более 100 наименований собственной продукции предлагает покупателям ООО «Рист». Как тут не воскликнуть: покупайте приднестровские товары ООО «Рист» – вы не пожалеете! Правда, и без наших призывов довольно высок спрос на всё, производимое хозяйством. Из различных городов и весей приезжают за товаром и частные лица и торговые предприятия. Ведь качество и цена вполне конкурентоспособные, с лихвой окупают транспортные расходы. Большое количество бюджетных организаций Бендер, Тирасполя и других населенных пунктов Приднестровья (учреждения МВД, Центральная республиканская больница, Слободзейская ЦРБ, психоневрологический диспансер, школы-интернаты, учреждения управлений народного образования Каменки и Дубоссар и другие) нашли в «Ристе» надежного и выгодного партнера. «За любой реализуемый нами товар мне не стыдно смотреть людям в глаза», – говорит О.В. Парфентьев. В сезон ведется реализация в свежем виде овощей, выращиваемых на овощном клине хозяйства: огурцов, томатов, капусты, лука. «Есть много видов сельскохозяйственного производства», – продолжает Олег Владимирович, – которые могло бы развивать наше предприятие, но нет нужных специалистов, не хватает даже разнорабочих, ни хороших, ни плохих. То же товарное яблоко, чтобы попало к потребителю, надо взять руками, причем аккуратно, и положить в ящик. У нас всё, что связано с большим количеством людей, развивать нереально. Недостаток людских ресурсов – важная проблема отрасли, и её надо решать в ближайшее время. Ведь многое связано в сельском хозяйстве с ручным трудом. У нас идут различные  «войны», а надо бороться за сохранение людских ресурсов». Удивляется Парфентьев расточительности государства. В то время, когда ощущается дефицит рабочей силы, в том числе и в сфере благоустройства населенных пунктов, в центрах занятости стоят на учёте и получают пособия сотни здоровых работоспособных людей. Тяжелым бременем эти выплаты лежат на государственном бюджете, сказываются на зарплатах, пенсиях, социальной составляющей экономики.
Прогрессивно мыслящий руководитель не перестает утверждать о необходимости особо бережного отношения к местным организаторам производства. У нас в республике еще есть факторы, сдерживающие развитие местных хозяйств и предприятий. При формировании максимального уровня регулируемых цен на отдельные виды товаров надо «не под одну гребенку стричь» всех, а выработать дифференцированные подходы. У разных производств разные затратные механизмы. Предпринимателям, особенно начинающим, надо дать возможность развиваться. Ведь нельзя, не дав ягненку вырасти, уже начинать стричь шерсть как со взрослой овцы, – сетует аграрий. – В результате плодятся черные схемы, страдает бюджет. Губит развитие предпринимательства и не совсем верно решаемая государством дилемма: что делать, если есть курица, снесшая яйцо, – пожарить яйцо и съесть или подождать, пока вырастет цыпленок, и тогда будем есть яйца каждый день. У нас не ждут, даже не жарят яйцо, а выпивают его сырым. Не хватает терпения, когда закончится естественный процесс, и предприниматель реализует намеченное. Тогда от него государственная казна будет получать больше.
Мы восстановили две птицефабрики. Объездил всю Молдову, искал клетки для птицы. Хотели запускать производство белого яйца на арабские страны. Подготовил всё, воду протянул к птицефабрикам, чего не смог сделать в своё время даже депутат Верховного Совета СССР Б.Т. Палагнюк. Но из-за несовершенства ценовой политики государства пришлось заморозить проект, теперь использую помещения для хранения зерна. При таких подходах к производственникам мы не обеспечим республику мясом, молоком и яйцом. Может быть, кому-то мои суждения кажутся резкими, но ничего личного в этом нет, ведь речь идёт об основополагающих принципах функционирования бизнеса. Да, наше предприятие ориентировано ныне на экспорт, но всё равно что-то остаётся для реализации на внутреннем рынке, а тут проблемы с ценообразованием. Во всех развитых государствах приоритет отдается местным производителям, создающим внутренний валовой продукт в первую очередь в интересах населения и государства. Ещё один пример. Ранее, во времена первого Президента республики, была точка отсечения: до тонны производства хлебобулочных изделий цены не регулировались. Ныне нам не пропускают больше 10% роста цены на муку. Сегодня наша мука, используемая для производства макарон, стоит дороже, чем нам утвердили. Имеем пшеницу соответствующих сортов, есть мельница, ранее производившая муку даже на экспорт, лаборатория есть, а нам нет смысла делать макароны, потому что работа всего этого комплекса для производства макарон принесёт убыток. Это разве стимулирование производства? Получается, продажу 10 кг макарон в день необходимо регулировать, зачем? По логике вещей необходимо прекратить производство. Я хочу работать «по-белому», официально. Всю работу на этом строю. Это касается всего.
Однако, в результате, если раньше, рассказывая коллегам из Украины и Молдовы, какие технологии мы применяем, вызывал у них удивление, то за последние 10 лет мы отстали от соседей в развитии технологий, научной организации производства. Когда мне говорят, что в технологии производства рапса вложено 12 тысяч лей на гектар и получено почти две тысячи евро дохода с гектара, такова рентабельность там, где есть возможности развивать производство на основе современных технологий, начинаю по-доброму завидовать. Ведь мы не можем вложить даже 300 лей в  гектар, оборотных средств просто не хватает, становится обидно. Всё же в 2017 году разные технологии применял в качестве экспериментов. Чехи уже используют в полной мере азотофиксирующие бактерии для повышения урожайности. Мы лишь проводим эксперимент. Конечно, это и многое другое требует дополнительные расходы, но то, что это выгодно, показывают простые расчеты». И ООО «Рист», чтобы быть конкурентоспособным, идёт по такому пути. «Не под силу это мелким хозяйствам, – утверждает Олег Владимирович, – новые технологии и техника им недоступны. Архаичная банковская система республики не позволяет им привлечь необходимые для этого ресурсы, а в развитых странах кредит может получить даже мелкий предприниматель под перспективный и умный проект. Приходится констатировать: двигателем прогресса в сельхозотрасли нашей республики могут быть только крупные хозяйства».
Продолжая разговор, предприниматель заметил: «Любой бизнес, которому достаточно денег, находится на стадии спада; бизнес, который живет, должен развиваться, поэтому ему постоянно не хватает денег. Ведь планов громадьё». Где возможно – экономит Парфентьев. Отремонтировали капитально офисное здание фирмы своими силами. Мебель приобрели экономкласса – «мы не настолько богаты, чтобы покупать дорогую». Есть здесь кухня-столовая, душевые. Созданы такие условия, чтобы люди, которые трудятся, имели всё необходимое, и ничто не мешало им работать.
«У бизнеса должно быть благородное лицо», – говорит Олег Владимирович. Именно такое лицо у бизнеса и коллектива ООО «Рист». Многое делается, чтобы марка предприятия выглядела достойно. Только налогов в бюджеты различных уровней перечисляется ежегодно более миллиона долларов. Выплачивается работникам достойная зарплата. Доходы предприятия идут не на собственное сегодняшнее потребление предпринимателей, а на приобретение новой техники и оборудования, внедрение новых технологий и сортов сельхозкультур, для чего используются и кредиты. Спонсорская помощь инвалидам и детям, бюджетным организациям – твёрдое правило ристовцев. Главный врач Рыбницкого района Владимир Михайлович Иващенко, зашедший как раз во время моего посещения «Риста», не без восхищения говорил о той помощи, которую оказывает О.В. Парфентьев здравоохранению района, ставя его в пример другим предпринимателям. Не так давно в селе Мокра, где расположена часть земель хозяйства, на средства ООО построен и в торжественной обстановке с участием всех жителей сдан в эксплуатацию фельдшерско-акушерский пункт. Очаг здравоохранения построен оперативно, с учетом всех современных требований и многофункциональности. А в родном селе Воронково Олег Владимирович планирует ремонт здания сельской врачебной амбулатории. Кстати, мама Олега Раиса Матвеевна всю трудовую жизнь до пенсии проработала в этой сельской СВА. «Каждый день разговариваю с мамой, хранительницей нашего очага, семьи, – говорит О.В. Парфентьев. – Пользуюсь имеющейся возможностью. Когда-то придёт время, и этого не будет.  И это страшно. Хотя мне еще только 45, но замечаю, что становлюсь сентиментальным (да это и хорошо, значит душа не зачерствела – автор). Сейчас я понимаю моего деда, инвалида, участника Великой Отечественной войны, репрессированного, много пережившего. Он иногда смотрел на меня, шестнадцатилетнего, и слезы набегали на глаза, а я думал: «Чего дед плачет?» Люди – не бесчувственные роботы, наделены эмоциями. В рабочем кабинете предпринимателя обратил внимание на портрет пожилого человека. «Это портрет моего отца Владимира Алексеевича, ему в следующем году исполнится 70 лет, – сказал Парфентьев. – Отец – моя опора, он для меня – всё, всегда рядом со мной, чем бы я ни занимался». Разговор по душам дальше не мог не пойти о семье и самого Олега Владимировича. Оказывается, его жена Ольга Петровна, юрист-экономист по специальности, занимается на предприятии розничными торговыми сетями. Воспитывают супруги двоих детей: дочь Анастасию – студентку экономического факультета Санкт-Петербургского университета, и двенадцатилетнего сына Никиту, который учится в школе.
О.В. Парфентьев убежден: дети должны строить свою жизнь по-своему, иметь своё мнение, быть самостоятельными, всё в их руках. «Много видим примеров, когда у успешных родителей дети беспомощны или сбились с праведного пути. Дети должны быть самодостаточными. Конечно, родители всегда подставят плечо, порадуются их успехам, но не должны обеспечивать их жизнь. Великое благо дано человеку: рождаться и заканчивать свою жизнь в семье. Семейные устои, нравственные ценности должны быть главными приоритетами в жизни человека». О том, каковы они в семье предпринимателя О.В. Парфентьева, мне стало понятно из нашей беседы, их яркая иллюстрация – медаль Покрова Пресвятой Богородицы, вручённая Олегу Владимировичу за усердные труды во благо церкви и общества.
Декабрь, 2017 г.


Рецензии