И увидел он, что это хорошо

Меня, убежденного атеиста, не слишком волновали вопросы веры. Но когда с Горбачевым упростился выезд за границу, это кругами, окольными путями привело меня к размышлениям о том, каковы контакты человека с той необъяснимой, неосязаемой и незримой субстанцией, которая вмешивается в судьбу, и которую, можно определить понятием бог.
Двоюродная сестра моей жены вышла когда-то замуж за немца и жила в Германии. Мы и до Горбачева пару раз к ней ездили, продираясь сквозь известные каждому выезжавшему в ту пору сложностями. С приходом Горбачева стало по всем параметрам проще. Не обязательно отвечать на партсобрании сколько страна намолотила. И с таможней проще.
А я вырезал по дереву. Просто хобби. Художественная резьба по дереву как серьезная профессия – удел членов союза художников. А где я, и где союз художников? Работа инженером со стабильной зарплатой вполне сочеталась с моей любительской работой.   
  На своем предприятии я мог расти. Стать инженером первой категории, старшим инженером, ведущим инженером. Даже, если фантазировать, главным инженером. А резчик что? Или, скажем, художник?  Там вместо служебной лестницы какие-то буераки, ямы да кочки. Резчик может стать старшим или главным резчиком? Трудно даже представить такие должности. Резчик, если это художественная резьба, или художник, или писатель не знает служебной лестницы. Он сам по себе.  И удостоверение члена  союза, народного художника, хотя и дает бонусы, но по сути бумажка. Суета сует.
 Тогда в годы Горбачева вдруг харизма бумажки стала рассыпаться, как карточный домик. Ориентиры сменились. Один мой знакомый художник, сделавший имя и звание на солдатах с рублеными лицами и мощными торсами, и доярках с мощными бюстами, новыми веяниями извелся.  Руку набил на героях нашего времени, и иначе лепить не мог.
 
 С моей непритязательной любительской резьбой все было куда проще. Я мог подарить что-нибудь другу на день рождения. Родственникам презентовать. А в основном работал на собственную стену. То есть украшал стены собственного жилища своими же творениями. Кажется, Пикассо сказал, что живопись – самый простой вид коллекционирования? Вот я и так и делал.
Вале, сестре жены, мы возили в Германию русские подарки. Чем мы могли удивить? Индийским вазами. Наверное, у Германии не шла торговля этими товарами и индийские медные вазы были экзотикой. Ну и я добавлял какую-нибудь мелочь из моей резьбы. Такую мелочь, на которую гарантированно не обратила бы внимания таможня.
 Сомневаюсь, что Вале нравились мои изделия. Но она, женщина деловая, всякий раз советовала: тут комиссионки сразу дают на руки деньги. Небольшие. Тот минимум, что, по прикидкам магазина, можно потом выручить с продажи. Но деньги сразу на руки. А на эти марки можно купить, например, кассетник. Так что, почему бы не попробовать сдать? А можно обнаглеть до художественного салона.
Поскольку с приходом Горбачева жесткость правил при выезде и таможенных правил поубавилась, я решил повезти кое-что на продажу. Предварительно, конечно, в таможне проконсультировался. Чтобы на границе не возникло сюрпризов, не надавали по шапке за вывоз народного достояния. Там, посмотрев мои работы, криво усмехнулись и гарантировали мне неприкосновенность.
Зато в Германии меня ждал сюрприз. В комиссионках и салонах ничего не брали на продажу. Они ждали объединения и не понимали, как дальше пойдут дела.
Валя предложила дождаться выходных. По выходным на центральной площади их городка организуют рынок. Теоретически можно там что-то свое толкануть.
И вот стоял я там, выставив на старой брусчатке свои творения. Стоял с горьким сердцем и пятью своими сиротинушками. А покупатели равнодушно ходили мимо меня. И хотелось ответа: в чем же дело. Вот он я, люди. Но люди, оказывается, и слепы, и глухи.  И что тогда?   К кому взывать?  Вот он я, Господи.  Объясни и помоги.
 А почему же мои работы нравились моим друзьям? У каждого в доме висели на стенах стояли на полках. И они хвалили, говорили, что их гостям, видевшим мои работы, тоже нравилось. А почему в этот раз все не так? А потому, объяснял сам себе, что тогда была другая связь. Более личная.  Дарящий - принимающий подарок. А на рынке я стою перед случайными людьми, которым ни я, ни мои работы не нужны.  Но, если подумать, таков удел художника. Я влез в эту шкуру.
Я уехал в Россию, оставив у Вали свои работы. В России в это время все менялось. Появились выставки-продажи. Туда тоже непросто было пробиться. Зато никакое членство не нужно. Но возникла такая движуха, которая  предложила  выбор: продолжить спокойно вырезать для собственного удовольствия, или замахнуться на большее? Барахтаться у берега или принять на себя все опасности плаванья к дальним берегам. Я колебался, боялся, прикидывал, видел, сколько риска и хлопот в выставках. И не решался.
 Но при этих сомнениях и раздумьях возникал вопрос: а каким образом оценивается художественное произведение?  Когда долго думаешь об этом, все яснее видишь разницу между работой в коллективе и работой творца.
В последующие годы, я стал выставлять к прочтению в интернете свои рассказы. И снова возвращался к тем же мыслям. По каким критериям читатель оценивает рассказ? Кто вообще читает рассказы?  Как рождается популярность? Это нерешаемое уравнение с множеством неизвестных.
 Тогда раньше нужно ответить на вопрос, в чем суть творческой работы, кому она нужна.  И если нет охоты ковыряться в социологических тонкостях и хочешь скорого ответа, тогда такое понятие, как бог, очень выручает. Люди проходят мимо твоего труда? Не замечают? Ты в смятении?  Обратись к богу.  Спроси его. Он тебя заметит. Он успокоит и подскажет. Или ты сам себя богом успокаиваешь, сам себе внушаешь и решаешь, что он тебя услышал. Очень удобно. (Сразу уточню, что на видениях глубоко религиозных людей я останавливаться не буду.   Те могут думать, что и в самом деле беседуют с богом.  Но, думаю, большая часть людей мыслит здраво.)

1.  Начну не с двух вопросов для здравомыслящей аудитории: а) почему человек вдруг обращается к богу, и что ему нужно от бога, б) может быть сначала бог обращается к человеку, что ему нужно от человека? Бог вроде бы живет он самостоятельно независимо от человека. Все у него создателя есть, а если вдруг чего-то нет, ему раз плюнуть –создать.  На кой ему ему человек? А между тем, судя по религиозным текстам, бог постоянно обращается к нему. Может быть, кого-то посещает озарение, кто-то в обычной жизни слышит голос бога? Бывают экзальтированные личности. Но кода я предлагал ко вниманию продукты своего творческого труда, стал понимать, что творчество – особая песня. Там вместо экзальтации вдохновение. Вдохновение - это общение создателя произведения с чем-то необъяснимым, которое можно назвать богом.  Не напрасно частенько пророк или художник   утверждает, что бога глас к нему воззвал.  В этом процессе обязательны оба участника диалога, обратная связь. Если по какой-то причине исчезает создатель произведения искусства, - вдохновение покинуло, заболел, отвлекся на бытовые проблемы, запил, – исчезает и его связь с богом. Исчезает и сам его бог.
2. Так все-таки с какой стати богу насаждаться, взывать со своих небес к простому смертному.  Только ради получения тщеславного удовольствия что ему поклоняются?  Мелко. А может быть бог взывает к избранным?  Тогда нужно заранее решить два вопроса, не решив которые будешь топтаться на месте.
2а) Первый вопрос. Избранные кем? Богом? Но ведь перед богом все равны.  Или людьми? Кто же божий избранник, те, кому дан его, божий дар, или божий помазанник, возвысившийся среди людей?   
2б) Второй вопрос, вытекающий из первого: вопрос наличия божьего дара. Ведь кругом полно людей, уверенных, что у них дар божий есть. Мир заполнен примитивистами: графоманами, самодеятельными художниками и музыкантами.  Общество считает их примитивами. Но они себя считают талантами или даже гениями. И объясняют неудачи косностью общества. Импрессионистов, например, долго не признавали. И поскольку четкой грани между одаренностью и ее отсутствием провести невозможно, четко ответить на два приведенные выше вопроса непросто.
3. Итак, совсем не обязательно, что божий дар ведет к божьему помазанию.  И признание общества, избранность людьми - не эквивалент избранности богом. Одно ясно, обладатель божьего дара: художник, писатель, композитор, артист, –  это творец. Говорит или не говорит он о себе, как он таланте, считает или не считает свой талант божьим даром, но, если он работает, как творец, давайте проанализируем, что отличает его труд творца от работы служащего.  У творца характер труда от начала до конца иной. Творец творит как преобразователь таинственной энергии.    
3а) на начальной стадии творческого процесса неизвестно, как и откуда получает он этот самый бога глас, получает духовный полуфабрикат для своего произведения. Иногда и ему самому сложно объяснить таинственную технологию преобразования полуфабрикатов в произведение.» Что за мастер, полный силы, свил твои тугие жилы. И почувствовал меж рук сердца первый тяжкий стук. Что за горн пред ним пылал. Что за млат тебя ковал?»   А уж посторонним еще сложнее понять эту таинственную кухню.
3 б) Часто творцу самому сложно объяснить, куда конкретно был направлен вектор его труда. Если спросить, например, инженера, даже очень творчески настроенного инженера, даже изобретателя, что подвигает его к работе и что движет им во время работы, то честный ответ прост: началом работы является техническое задание, а ориентиром – технические регламенты. У творца в истинном смысле слова таких ограничений нет. 
4. Но не только начало труда и процесс труда творца отличаются от тех же стадий у служащего. Отличается и финал.
4а) Первым делом, можно отметить разницу в том, что, когда инженер, строитель закончил свой труд – результат воплощается в чем-то материальном, или обращенном на материальное. Построен завод, завод начал давать продукцию. Экономист сделал расчет. Учитель закончил учебный год, научил учеников. Врач сделал операцию.  Космонавт завершил полет. Результат же труда творца может воплотиться не столько в материальном, сколько в духовном. Даже если результат труда материален. Банальные примеры: картина материальна, но несет в себе духовное содержание, по проекту архитектора построено красивое здание, дворец, храм, наконец мост, или та же Эйфелева башня. И духовное содержание труда может быть важнее материального и живет часто дольше, чем материальное.  Стены дворца могут обветшать. Но это для духовного содержания не помеха.   
 4б) Творец обречен выносить плоды своего труда на суд толпы. А если толпа их не ценит? Тот, кто обвиняет общество ничего не понимает, ценит его неправильно, и ж творить в том же обречен на непонимание в лучшем случае.  Мало людей, сразу получивших признание. На вскидку, могу назвать Моцарта и Робертино Лоретти. Мелодия Моцарта исполнение Лоретти может понравиться и взрослому, и ребенку, и немцу, и французу, и русскому. С художниками уже сложнее. А с писателями еще сложнее. Они пишут для публики, у которой восприятие сформировано языком, образованием, культурными традициями, возрастом и полом. Поэтому есть молодежные романы.  Романы для женщин. Поэтому «Конек Горбунок» даже в прекрасном переводе не будет звучать для француза, как для русского.  Мы, например, говорим, что Пушкин – великий писатель, и говорим, что он национальный писатель. Пушкин не ограничивался русской культурой. Многие его сказки, которые мы считаем абсолютно русскими - пересказ с других и совсем не русских произведений. Но вот «Евгений Онегин» - совершенно русское произведение. И тем не менее, чтобы современному русскому читателю правильно понять мысль, подтекст Пушкина, нужны поясняющие комментарии буквально с первых строк. Достоевский известен за границей именно тем, что, как там считают, описал загадочность русской души. Конечно иностранцам известны и Гоголь, и Чехов, и Куприн. Иностранцы могут любить этих писателей, но вряд ли так полно прочувствуют, как те, кто с детства говорил по-русски. Я привел эти примеры к тому, что думаю, что литературное произведение имеет более специфическую окраску, (национальную, возрастную, половую) чем картина или музыкальное произведение. А потому и писатель может кому-то нравиться, а кто-то его на дух не переносит.
5. Итак, художественное произведение закончено. А сеть ли признание? Прихотливы пути к славе и признанию. А оно творцу важно.  Но далеко не всегда он признания добивается. Нередко приходится отвлечься от творчества, опуститься на грешную землю, создавая себе рекламу.  Приходится писать под вкусы публики. Каждый, кто свои творения выносит на суд общества, сталкивается с загадкой, почему общество их труд оценивает так, а не иначе?  Что там в голове у людей? Какой навигатор? Этой загадке посвящены многие книги. Например, широко известный роман Джека Лондона «Мартин Иден». Взгляд Пушкина: «Ты сам свой высший суд. Всех строже оценить сумеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа тебя бранит…» Довольным собой, считает Пушкин, художник быть не имеет права. Но если толпа недовольна твоим трудом, тогда для кого «плоды высоких дум»?  Кто окончательный потребитель? Кто оценщик? Потомки? Но творец хочет ответа сейчас. И он взывает.
6.   Проще всего обратиться к богу. Тот обязательно услышит и поймет. Он, понимающий все языки, творческие языки, поймет. К нем легко обращаться. Он всегда ответит. Его ответ утешит.  И тут не нужно ждать, не нужны знамения. Ждущий ответа, верящий, что ответ придет, этот ответ получит. 
7. Но нужно уточнить, что для создателя произведения искусства – бог это не тот, которого пишут на иконах.  Это его старший коллега.  Они оба творцы.  Художнику даже сложнее. Бог сам творил и сам оценивал свой труд. А труд человеческий оценивают люди. Богу нравился результат своего творчества. И чужие оценки ему были не нужны. А Сатану – единственного критика, он низверг в преисподнюю. Бог и сейчас продолжает свое творчество. Но люди старые его достижения: то, что реки текут, как всегда, моря плещутся, снег падает зимой, весной цветут деревья, а летом зреют плоды, – все это считают нормой. Замечают лишь эпидемии, землетрясения, засухи, наводнения, цунами.  Тогда и ропщут. Так и художник, если он признан и почитаем, как бог, то старые его работы не в счет. А новые какие?  Не всякий может достойно пройти медные трубы. Признанный даже талантливый художник рискует деградировать. И труды его становятся подобны   засухе или мору. 

 И вот так нахожусь я на распутье: пишу потому что, хочу поделиться мыслями, хочу услышать мыли других на эту же тему. Но ничего в ответ не слышу. Может быть, тема мелковата? 



 


Рецензии
Ага. Как раз на такие темы я рассуждать люблю.
Что касается поэтического творчества.
Чтобы не повторяться про то, почему люди пишут стихи, и как эти стихи оценивают, отсылаю сюда - http://stihi.ru/2013/12/17/6074
И, разумеется, каких бы поэтов я не находил и не читал бы, но собственное творчество это нечто совершенно особенное. Стоящее на первом месте.
На втором месте - творчество знакомых людей.
И уже затем - всё остальное.

Опять же, читая кого-то ты знакомишься с ним и он постепенно переходит с третьего на второе по значимости и пониманию место.
Почему так происходит? Почему такое разделение на !-й, 2=й и 3-й ?
Думаю, что по объёму тех связей, воспоминаний и мыслей, которые у читателя (или зрителя) возникают.
А также насколько нравится или не нравится ему сам процесс погружения в омут словесных ассоциаций. Например, Достоевский для меня интересен, но я не люблю обстановку скандалов, которые он частенько описывает. Братья Карамазовы мне нравятся менее, чем Бесы.


Дмитрий Маштаков   15.05.2021 21:44     Заявить о нарушении
Дмитрий. спасибо, что Вы не только читаете, но и отзываетесь своим мнением. я прочитал ту ссылку, вашу статью о творчестве. о творчестве ( в частности потическом) многое написано. сможем ли мы добавить? и даже если станем классифицировать, в таком объеме, кто то увидит? я же касался только маленького кусочка из этих рассуждений.: разницы между трудом коллективе и поэтому не особенно творческим и трудом творца (не важно, поэта, художника или портного)и вопросом откуда что в своей работе творец берет. кто ему подсказывает. то был первый вопрос. а второй вопрос более драматический - зачем он это делает, ведь финал очень часто - если не трагедия, то драма. в 90% случаев творец вынужден, как нищий, просящий милостыню, заглядывать в глаза оценщикам своего труда. и тогда вопрос, зачем он весь свой труд начинал, когда наперед знал что не все люди его единомышленники, у всех разные вкусы, мало кто оценит, и этим заглядыванием в глаза закончится. а ведь когда делает, делает не просто ради ананистического самоудовлетворения, чтобы создать и в стол положить. Даже если творец не выносит свой труд на суд публики, он внутренне сравнивает свое творение с творениями других. он ведь живет в коллективе. вот тут слов "нечто", или бог, и быстро отвечает на вопросы: бог меня надоумил творить, бог мне подсказывал. рукой водил, и в финале: не вы. а бог мне судья. И тут три выхода: 1 либо суетиться и делать себе рекламу( что не по-божески, но по-людски)и сделав рекламу так или иначе, почивать на лаврах 2 - либо отчаянно ждать, что бог увидит и наградит за труды. 3- либо отчаяться и в неверии запить.
Проза Ру это единственный портал, где я публикую. еще посылаю немногим друзьям. мало кто из друзей отзывается. я вижу по отзывам, что впечатления разные вплоть до крайне противоположных. большей частью вообще не отзываются прочитывают и все. понимаю, что люди деликатные считают своим долгом отозваться и похвалить. поэтому похвальные отзывы нужно пропускать. и все-таки у меня складывается аналогия такая: повар изготовил блюдо и вот пришли в кафе люди. случайные чаще всего. и вот они пробуют и судят. а ведь многие из них дома тоже готовят ( особенно дамы) и считают себя прекрасными кулинарами. по крайней мере их хвалят друзья и родня. а раз их хвалят, то они могут быть экспертами. и по сути, конечно, могут. могут хотя бы потому, что повар выставил свое блюдо не смотреть на него а чтобы его ели. ведь тот повар, придя в другое кафе сам становится дегустатором. мы все по жизни дегустаторы чего угодно: дизайна домов. квартир, мебели, архитектуры в городе, книг. причесок в парикмахерской, зубных протезов, лекарств, обуви, - да мало ли чего.
И я дегустатор произведений на Прозе Ру. последнее время, по мере чтения произведений на Прозе Ру и особенно рецензий, я приходил к выводу что нахожусь в каком-то мусорнике. помойной яме, куда выбрасывают и отходы и ценные вещи.
но тут приятель прислал ссылку на другой портал и я увидел, что там публикуют стих ( я не успел другого прочитать0 гораздо более всокого качества , чем на Прозе Ру. оказывается, вокруг пишут. и неплохо. жаль. что этот портал я, по своей безграмотности, никак не могу найти.

Леонид Колос   16.05.2021 10:17   Заявить о нарушении
и дополнение. я писал статью обо всем том, не считая ее существенной среди того, что написал, побочной. но увидел, что именно ее открывают многие. почему? потому, что заголовок как-то притягивает? или потому что в разделе философия ( я не знал вообще-то в какой раздел засунуть) но вижу что народ очень политизирован. я сейчас Вам пишу из бомбоубежища. ракеты периодически летают над головами. сирены звучат днем и ночью. но народ спокоен. и обсуждает не войну а то, что снова будут выборы.

Леонид Колос   16.05.2021 10:22   Заявить о нарушении
Леонид, не ищите другой сайт, а отдельно для своих стихов, заведите свою страничку на стихи.ру. Во-первых там и читают побольше, и в конкурсах можно поучаствовать - чтобы и своё показать, и с творчеством других познакомиться. Я-то считаю, что талант к стихосложению у Вас не только есть, но он и оригинален. Поэтому читателей там будете иметь.
Что касается проза.ру, то о Вашей прозе я давно уже статью хочу написать. Но не спешил, поскольку не всё прочёл. Но в ближайшее время попробую.
Это мне интересно, поскольку когда пишу, то более чёткое мнение как бы само собой складывается.
Если зарегистрируетесь на стихи.ру, то не выкладывайте всё сразу. Опубликуйте 5 стихотворений, и подождите читателей. Походите по сайту, напишите пару рецензий (предварительно узнав, как отвечает на рецензии автор, и отвечает ли). Я вот, человек очень словоохотливый, но не все такие.

Дмитрий Маштаков   16.05.2021 10:44   Заявить о нарушении
Что касается "работы в коллективе", то даже и в литературном творчестве важно контактировать с теми, кто в таком же ключе пишет. Чьё творчество нравится, это признак того, что вкусы будут совпадать, и, стало быть, будет о чём поговорить.
Не даром ведь литераторы обычно в кружки собираются, а не по одиночке работают. От своих товарищей поддержку и советы получают.
Я-то для этого не гожусь - прозу не пишу. А по стихам - всегда пожалуйста. И лучше на сайте стихи.ру, а не здесь. Просто заходите на мою страничку Геннадий Маков. Напишите что-нибудь. А я Вам отвечу )) У меня там знакомых полно.
А на проза.ру на стихи мало кто реагирует.

Дмитрий Маштаков   16.05.2021 10:57   Заявить о нарушении
Смотрю по ТВ на то, что происходит. Ужас какой-то. Берегите себя!

Дмитрий Маштаков   17.05.2021 10:05   Заявить о нарушении
Этот ужас наводит на размышления, которые в такой переписке не изложишь.но чувствую пртдется все мысли скомпоновать. Поскольку я раньше думал, что стою на русской точке зрения и до еврейской мне дела нет. Но во время войны эфир наводниди сайты, где с удовольствием расказывают как арабы истребляют евреев
Причем сайты на русском и даже на английском. Одна слепая ненависть. И вижу, что это конфликт цивилизационный. Даже не религиозный. Наши татары все равно принадлежат в массе к той уивилизации,которую называют иудоквропейской. И русские, сколько бы ни говорили об особом пути, об особрм видении, все равно с этой стороны. Дети и члены семей наших бонз не в Сирии живут и не в Эмиратах, а в Англии и в США.и вот читаю слова звм Лаврова по фамилии Вершинин, что Израиль это филиал США, что англосаксонский мир устарел, должен уступиьб место другим порядкам. А посему пора превратить Израиль в нормпльную страну
Вопрос, какую страну он плнимает под нормальной? Россию? Сирию? Иран? Да Израиль живет много похоже на США хотя не филиал из-за ортодоксов. Но по мне это гораздр лучше, чем порялки в соседних странах. Даже в богатой Саудовской Аравии. За эти дни меня поразила невозмутимость и спокойствие народа. Все брмбежки прнимают стоически.причем и достаточное число арабов, которые живут в еврейских кварталах.на них тоже летят ракеты.арабы же Восточного Иерусалима разные. Об этом долго говорить и даже писать. И много без меня написано. С разных позиций. Не тут поднимать этот вопрос. Только скажу напоследок, что за годы своего существования Израиль дал миру немало. Что дали миру его противники? Какой-нибудь научный прорыв? Какуое-нибудь существенное исследование? Ничего кроме войны и ненависти.

Леонид Колос   17.05.2021 11:08   Заявить о нарушении
Прочитал новости и решил дополнить. На нас падают российскиеГрады. Путин ухмыляется хитро и разводит руками. Мы продавали сирийцам
Поди за ними уследи. Вроде бы не знает принципов торговли оружием. Иранцы и не скрывают, что поставляют в Газу ракеты. А путинцы в своей манере
Они Навального обьявили террористом, а Хамас -не террористы. Назовите еще хоть одну страну, которая с ними дружит. И Египет и Саудиты сяитают их террористами. Они м есть террористы ксли бьют по мирному населению. Бьют в расчете вызвать ужас

Леонид Колос   17.05.2021 12:34   Заявить о нарушении