Использование бесов в народном хозяйстве

Лет пятнадцать – восемнадцать тому назад, на заре своего неофитства, читал детям на ночь жития святых. Сам, как ребенок, всему верил и всем восторгался. Удивительно, что реакции детей на услышанное, иногда были трезвее моих и отдавали определенным скепсисом.

Помню, как дочки, им было лет восемь – девять тогда, не дослушав до конца очередную историю, улыбнули меня очень простой, но меткой просьбой – «Пап, мы знаем чем все кончится. Их сожгут, или усекут мечом, или еще как то замучают, и, в итоге – все возрадуются… Есть, вообще, что-нибудь по позитивней?»

Позже, как то, читая на ночь, своему младшему сыну, вызвал его глубочайшее изумления. Это было житие мученика Конона Исаврийского (память 18 марта). Мой сын, в свои пять – шесть лет, был спокойный мальчик и яркие эмоции, да еще и спросонья не были для него характерны. Однако же весь сон его, как рукой сняло, и он непрерывно восклицал – «Ну и ну! Вот это дела!» Привожу вам маленький отрывок из жития святого, который так изумил моего ребенка:

«Спустя несколько времени, святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидал множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидав бесов, святой именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться. Тогда бесы стали молить Конона, что бы он не посылал их в бездну, но пусть повелит им сделать, что ему угодно. Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать худые травы, терновники, крапиву, другим вспахивать нивы и сеять на них, иным стеречь плоды, кому пасти стада и охранять их от зверей, кому колоть дрова и носить воду, и исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божию угоднику.

Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, ибо он был славен по всей той стране. Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где спрятано у него золото. Они уже начали его мучить, как вдруг, по повелению Божию, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили из уз. Святой, смилостивившись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания над разбойниками, которые были едва живы. По молитве святого, разбойники пришли в себя, и блаженный отпустил их с миром, дав им заповедь оставить свои разбои. Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но по Божиему произволению даже оберегали честь его имени. Ибо если кто-либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы, и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха. Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом так был силен, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое про святого Конона. Однажды какой-то человек проник в сад Конона, с намерением украсть яблоки. Но невидимые стражи схватили его, избили и вместе с ослом и мешком, наполненным плодами, привели к святому. Святой дал ему наставление и, заповедав более не красть, отпустил с миром.

Одна бедная вдова, во время жатвы, пришла на поле и ходила за жнецами, подбирая оставшиеся колосья. На руках у ней был малолетний единственной её сын. Вдруг выбежал из леса волк, выхватил ребенка из рук матери и унёс его в пустыню. Народ погнался за ним, но догнать волка и освободить дитя из его пасти не мог. Огорчённая женщина пришла к святому чудотворцу Конону, плакала и, припадая к ногам его, поведала ему свое горе. Он тотчас дал повеление своим невидимым рабам и те в одно мгновение схватили волка, державшего ребёнка в зубах, и поставили пред святым. Святой возвратил матери её сына живым и невредимым, а волку велел уйти в свое место».
Странно, что тогда меня нисколько не смущало, то, что бесы выполняли общественно – полезные работы. Я как то, может, не пытался визуализировать эти образы и поэтому, не изумлялся прочитанному. Сейчас представляя бесов обрабатывающих огород, пасущих скот, колющих дрова, спасающих детей и многообразно охраняющих честь и достоинство святого – спрашиваю себя: «Это, действительно, некая назидательная правда, показывающая силу Божию? Или же, это средневековое фэнтези?»

В проповедях с амвона, я ничего подобного не слышал. За время обучения на кафедре теологии, мы тоже, как то не касались темы использования бесов в народном хозяйстве. Буду признателен всем, кто поделится своими соображениями на эту тему!


Рецензии
Уважаемый Алекс!

Пенитенциарная система нашего государства - это претворение
вашей идеи об использовании бесов в народном хозяйстве.

Ведь когда человек совершает преступление,
он делает это под влиянием или прямым воздействием бесов.

Интересные мысли можно почерпнуть в ваших работах.
Благополучия Вам и удачи.

Георгий Иванченко   26.02.2023 11:04     Заявить о нарушении
Мир существующий в местах лишения свободы достаточно своеобразен, но уж совершенно точно, там много возможностей к переосмыслению жизни. Я уже два года занимаюсь с заключенными в исправительной колонии - это очень интересный опыт! Быть может, как нибудь напишу и на эту тему. Спасибо за ваш интерес к моим текстикам))

Алекс Разумов   26.02.2023 13:49   Заявить о нарушении
Я не считаю этих несчастных бесами.
но определенно они носители той бесовщины,
от которой Вы помогаете им избавиться.

Георгий Иванченко   26.02.2023 16:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.