Царская авоська

   В одном царстве, в тридевятом государстве жил- был царь. Был он одинок, так как овдовел, дочери его выросли, женил он их на королях из соседних государств. В палатах стало тихо, неслышно стало ни детской возни, ни воплей из-за игрушек, ни всхлипов благоверной супруги о своих дочерях, которых она проводила в чужие страны.
   Царь загрустил, на дворе стояло лето. Если в открытое окно влетала муха, то слуга тут же услужливо её быстро прихлопывал. Было душно и от того царю становилось совсем плохо.
А за окном дворца кипела жизнь. Люди везли обозы с овощами на базар, скотинку на продажу. Мальчишки в грязных штанишках играли в лапту и гоняли воздушного змея. Бабы лузгали семечки и громко хохотали. Вечерами гуляли барышни в красивых длинных платьях с кружевами. Мимо них проходили молодые люди, кто-то пытался знакомиться, если удавалось получить согласие прелестницы, то пары шли гулять по набережной, чтобы встретить закаты.
   В один день царю стало совсем невыносимо. Он призвал писаря и продиктовал ему указ, в котором говорилось, чтобы к нему во дворец приходили скоморохи, балалаечники, певцы и развеселили его. Пошли гонцы во все концы и провозглашали указ, говоря: «Если кому удастся отогнать тоску от царя, того он щедро наградит!»
   И повалили в царство циркачи и певцы, гусляры и шуты, фокусники и волшебники, но чтобы они не делали, настроение у государя не улучшалось. Так прошло несколько дней и царю всё надоело, он взял всех и выгнал.
   Как-то утром приходит слуга к нему и говорит, что пришла  старая женщина и усердно просит принять её. Царь зевнул и нехотя пригласил к себе старуху. Та была невзрачна, бедно одета, платок надвинут на самый лоб, что глаз не видно. Подумал царь, чем же эта нищая женщина может развеселить его, но, услышав её мягкий и проникновенный голос, решил выслушать её.
   Старушка держала в руках нечто невообразимое, какую-то авоську, сплетенную из серых ниток, которую, как ему показалось, можно только выбросить на помойку, но она её усердно предлагала царю.
   «Возьми авоську, царь, - уговаривала его старая женщина. – Переодевайся каждое утро в простолюдина, бери её и иди на базар. Покупай всё, что твоя душа пожелает. Как приобретешь себе всё необходимое, а по дороге во дворец встретишь бедного, то отдай ему половину того, что лежит в ней. Вернувшись в свои палаты, увидишь, что авоська вновь полна. Царство-государство твоё от этого будет процветать, войны, засухи, наводнения, пожары будут обходить его стороной, а ты станешь весел оттого, что кому-то помог. А от сделанного доброго дела на этой сумке будут появляться жемчужинки. Если кто увидит волшебные свойства авоськи и похитит её у Вас, не переживайте, она примет вид страшной паутины, жемчужинки все спадут и укатятся в траву так, что никто найти их не сможет, а утром авоська у Вас сама во дворце появится. Принесет она пользу тому, кому Вы её сами подарите или верните её мне, когда поймёте, что выздоровели», – продолжала старушка. А для этого хлопните в ладоши три раза, цокните каблуком сапога на правой ноге и скажите: «Бабушка-Ладушка ты приходи, авоську возьми!» И я появлюсь. Крякнул царь, почесал бороду, да и взял странную вещь у странной женщины.
   На следующий день дан был приказ, чтобы для государя нашли старые одежды, шапку, лапти, палку, чтобы он мог сам пойти на базар покупать всякую еду. Все недоумевали, но перечить боялись.
   Когда все было готово, оделся царь, как бедняк, взял палку, авоську в суму льняную положил да пошёл покупать необходимое. Подходил, смотрел товар, хороший хвалил, худой ругал. Захотел царь петуха купить, а крестьянин цену заломил за него. Разругался царь, а крестьянин как стукнет его палкой, мол,…чего кричишь, петух большой и свежий, можешь – плати, но разве такому бедняку по карману такой петух?
   Купил государь картошки, да морковки с капустой, а выдать себя не может, что он царь. Подходит к дворцу, видит у ворот старик стоит, покушать просит. Дал он бедняку половину овощей из авоськи, тот радостный заковылял домой. А когда вошел во дворец, то увидел, что его волшебная сумка наполнена доверху, очень удивился этому и отдал всё повару. Приготовили царю щи да солянку, и он понял, что ему легче стало.
   Так он стал ходить на базар, покупать всякую снедь и раздавать по дороге купленное то вдовам, то путникам, то чумазым детишкам из многодетных семей. Вечером клал он авоську на столик рядом с кроватью, зажигал свечу и засыпал. А на ней в полночь появлялись жемчужинки, они мерцали и переливались при свете свечи, а на утро сумка приобретала самый обычный вид.
   Как-то царский повар решил пойти с государем на базар, чтобы сделать для него праздничный обед. Накупили они всякой всячины, подошли к дворцу, а там снова стояли нищие. Отдал им царь половину купленных продуктов, да и незаметно вошел в свои палаты. Повар видел, как уходили радостные люди, кто с хлебом, кто с овощами, но был удивлён, что при возращении во дворец, авоська с верхом была наполнена. Решил повар несколько раз сходить с государем за покупками, и всё повторялось вновь и вновь. Царь покупал, отдавал нищим часть еды, а сумка при возращении трещала от продуктов.
   Смекнул повар, что авоська царская волшебная и решил её украсть. Подкараулив, когда государь уснёт, увидел, что она ночью преобразилась, вся жемчугами усыпана и переливается, улучшил момент, да и утащил её. Принёс домой с радостью и рассказывает жене, какую волшебную силу имеет эта простая вещь. Пошли с ней на следующий день на базар, купили всё необходимое. По дороге пожилая вдова просила милостыню, они её обозвали грязной попрошайкой, и не дали ей ни одной картофелины. Пришли домой, а в авоське как всё было, так и осталось. Стали ждать полночь и увидели, как сумка вся засветилась и стала переливаться таинственными огоньками. Обрадовался повар с женой, стали щепать себя за уши да за руки, чтобы убедиться, что, не сон ли им снится.
   Но вдруг на их глазах жемчужинки стали отделяться от авоськи и спрыгивать со стола. Выстроившись в цепочку, покатились в траву вон из избы, а сама превратилась в серую липкую паутину. Заголосила жена повара, кинулась за жемчужинками, а они как сквозь землю провалились. Прибежала домой, схватила страшную сумку, которая тут же прилипла к её рукам. Повар, увидев происходящее, попытался отодрать авоську от рук супруги, да и сам прилип к ней. Выскочили они во двор, да бежать в кусты, пытаясь освободиться от сумки, которая крепко прилипла к их рукам и, еле отодрав её, оставили висеть разорванной на кустах, а сами с гневом и слезами вернулись домой.
   Пропели первые петухи, взошло солнышко, оно своими лучиками коснулось ниточек авоськи, и она снова стала целой. Выбежали жемчужинки из травы и приклеились к ней, а ветер перенес её в царские покои. А государь даже и не заметил пропажу, так как очень был занят государственными делами.
   Так прошло три года. Авоська была вся усыпана жемчужинками, но их можно было увидеть только ночью, но царь имел глубокий сон и не замечал этого. Государство его стало процветать и богатеть, а сам он совершенно вылечился от тоски, и стал весел и приветлив, и решил он вернуть авоську её хозяйке.
   Хлопнул он три раза в ладоши, цокнул три раза каблуком сапога на правой ноге и позвал: «Бабушка-Ладушка ты приходи, авоську возьми!» И тут же появилась старая женщина перед царем. Поклонился государь в пояс старушке и спросил, какую награду она хочет получить за его исцеление? Посмотрела она на него и сказала: «Что может быть на свете лучше и дороже доброго и отзывчивого сердца, что может быть лучше руки милующей и подающей и от того не оскудевающей? За какую цену можно купить благодарное и радостное сердце? Продолжай без авоськи делать начатое дело, и тоска никогда к тебе не возвратится, а завистники и воры не познают ни сытости, ни утешения на этом свете!»


Рецензии
Да, сказка поучительная хорошая,
А вот с нашим царём всё наоборот.
Сидит в бункере, грозит калошами,
Олигархов развёл и плюёт на народ!

Владимир Просвиркин   05.02.2022 16:46     Заявить о нарушении
Благодарю от всего сердца!:)

Ирина Костикова 2   15.02.2022 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.