Записки в Плацкарте

Поезд тронулся. Теперь вагон мой на пятеро суток. Меня давит грузом резко навалившейся отвественности к чистому уже два раза со страху вымытому мною полу. Мне 18, я проводница пассажирского вагона номер 7. Неопытность моя бьет пассажирам в глаза как солнце в в зените, барышни начинают вздыхать и сомневаться на предмет наличия кипятка и туалетной бумаги, джентлемены смелее и раньше откупоривают припасенные бутылки. На это я запираюсь в полукупе проводников и твердо решаю остаться в нем, пока мне не стукнет 82 с половиной года и я неподнаберусь достаточно опыта чтобы раздать белье и собрать билеты, которые я так и не научилась складывать в аккуратные треугольнички.
Так начинается мое путешествие через серьезные тернии к опыту, который я назову звездами.
Ржавчина
Я везде наталкиваюсь на ржавчину: ржавый слив в туалете, ржавая табличка с номером 7, ржавый налет в спец.стакане у титана, подножка ржавая и скрипит визгом на всю платформу. Вэлкам ту голден пэлас.
Мусор
Пассажиры тоскуют и все время едят, постоянно, нескончаемо, как в последний раз. Создается впечатление, что дружно мы по общему сговору едем себе в последний путь, нужно успеть сделать многое, но главное, не забыть нажраться. "Уважаемые пассажиры, у проводниц в наличии только 2(два)!!!!!мешка под мусор. Кто в этом виноват, нам сейчас за двое суток не разобраться, а экологическая катастрофа при таких темпах жратья нам светит уже самым близким светом".
В вагоне воняет. Я появляюсь в проходе и стеснительно прошу мусор складировать в свои личные пакеты. Еще через два часа мы дружно молимся о приходе ближайшей станции, где я буду выкидывать мусор, который без пакетов выкидывать нельзя, но в пакетах невозможно. Они нам нужны, я использую их повторно. Все воняет.
Окна
Через каждые 15 минут появляется человек, который просит открыть-опустить очередное неоткрывающееся окно. Окна либо аварийные, которые и не должны открываться, либо остальные, которые разбухли, застряли или просто сломались..... Я слышала от бывалых, что, если вагонный номер просунуть в щель между окном и той деревянной штукой, куда это окно должно опускаться, что-то там встает на место, и,есть легенда, что, если здоровый мужик повиснет на оконной ручке, то окно , может быть, и опустится. Мужики смотрят на меня как на сумасшедшую, но два окна мы таким образом открываем. Мужики спасателями переходят из купе в купе, потрясая вагонным номером как флагом. А я семеню сзади и контролирую, я боюсь, что номер помнут, он, хоть и ржавый, а стоит в списке вагонного инвентаря, является имуществом и значится под моей ответственностью. Окна познакомили и прославили мужчин в моем вагоне, теперь они объединились и пьют. Впереди еще двое суток. На стоянке я назначаю Главного за контроль над тем, чтобы по объявлению все были внутри вагона, и, на глазах у моих пассажиров, как будто всю жизнь этим занималась, резво пролезаю под товарняком.В руках моих два огромных вонючих пакета с мусором. Все просто: пакетов нет, мусора много, стоянка короткая, до баков через мост далеко и не успеть, на путях товарняк, значит надо лезть под поездом. Все скажут, сумасшедшая, а я скажу, что это Система, детка. Я бы и вроде рада идти другим путем, но чувака, предлагающего мне выбор из двух таблеток, я как-то в суматохе и не заприметила.
Туалетная бумага

Туалетной бумаги не хватает. В промежутках между обязанностями проводницы, я делаю "отмотыши" : отматываю бумагу, метров 10 и оставляю в туалете. В запасе 5 рулонов на оба пути. Один рулон израсходовали за три часа... Не знаю почему, но, видя, что туал.бумаги в принципе немного, русские расходуют ее экономней. То ли искренно беспокоятся за других, то ли боятся выглядеть в глазах тех же других невероятным засранцем, использовавшим мировой запас туалетной бумаги, то ли , заценив ситуацию, на всякий случай берут с собой свою.

Зайцы.


Идут именно ко мне. Я сгибаюсь под тяжестью невыносимых трагических историй. Огромный несправедливый мир лезет отовсюду. Я кажусь себе все меньше и незначительней, тоскливым голосом я пытаюсь выслушать и отправляю к начальнику поезда. Мне страшно и непонятно. Я хочу всем справедливости, добра, счастья и любви, а мне желаю душ, выспаться и к маме.
Люди.
Железнодорожники
Чем ближе к Мурманску, тем короче и неприметнее станции. Мы останавливаемся в каждых Петушках, главная достопримечательность которых -это одинокий фонарь, ржаво развевающийся на ветру иллюстрацией к книге "Психоделика для самых маленьких". Бывает, что под фонарем стоит одинокий железнодорожник, который пришел сюда, потому что проводники продадут ему здесь задорого водку, а бывает, что он и с водкой уже готовый забирается к тебе вагон и едет куда-то пару станций, рассказывая истории, куря и неистово матерясь. У него обычно пожелтевшие усы и он не любит спать, потому что сон реально мешает курить. Налив стакан водки, он послушно уходит курить в задний тамбур, где болтает с курящими о родине нашей,России, ярых северных комарах и редкости появления красивых женщин в тайге, где несет он свою долгую вахту. Часто железнодорожник надумывает петь в тамбурах в ночное время особенно, и тут уже ничего с ним не сделаешь, потому что железная дорога ему дом родной, а угроз в стиле " высажу на первой же станции", он не боится, потому что это и не угроза ему, а совершеннейшим образом Всеравно. Я пытаюсь с ним договориться и подписать пакт о ненарушении. В вагон он приходит по пути пообщаться и выпить, а уходя, обычно дарит конфету какую-нибудь или шоколадку. Молодец, говорит он мне, что не гоняла, не люблю, когда орут. Каждый железнодорожник-это особый пассажир, и с ним надо быть настороже, но он, как дикий зверь, чувствует доверие и знает свою личную норму, поэтому, даже близко подходя к Доволенным границам вагонных законов, он редко их нарушает.

Дембеля

Они садятся по Мурманску и какое-то время ты ходишь у них в " сестричках", они помогают тебе вымыть двери и подсадить на подножку детишек. Но с наступлением темноты дембель спать не ложится, а играет в карты, пьет водочку и иногда устраивает драки. Бывает, что он доезжает до дома с серьезными пересадками, и совесть твоя спит ровным сном в тот момент, когда, в особых случаях, ты сдаешь его на руки наряду милиции.

Проводницы со стажем

Романтика железных дорог задыхается в их жарких опытных объятиях. Одного моего "зайца" непонятно как просочившегося в вагон такой тип проводницы стряхнул с третьей багажной полки, как спелое яблоко, и тряс по пути к выходу и около него пока человек не доложил как, где и через какой вагон смог проникнуть в поезд. Далее был выпихнут на стоянке из вагона у селения Армавир. В отличие от тех, кто задумывается о судьбе зайцев, их внешнем виде, жалостных историях и причинах, приведших их на багажные полки и ящики под вагоном, хлебнувшая дорожных историй бывалая проводница сочувствует редко, быстро разбирается в типе безбилетника, выбирает стиль поведения и действует. Их спокойствие и хладнокровие вызывает восхищение, хозяйская хватка - уважение, но именно страх с течением лет стать похожей на Хозяйку плацкарта в итоге стал решающей точкой в моей карьере проводницы железных дорог. Теперь, путешествуя, я стараюсь быть как можно более незаметной и необременительной для Проводницы, потому что знаю, что путь ее нелегок и рисковат. Несмотря на то, что туалетной бумаги сейчас, по-моему хватает, и вагоны стали несравненно лучше, а окна открываются преимущественно по запросу, работа их все же тяжела вне сомнения.

Любовь

• Выжить без любви и мужской поддержки в роли проводницы мне оказалось не под силу. Поэтому ко мне на выручку пришел Саня-веселый проводник, любящий мир. В вагон Саня заходит с гитарой и, по нему сразу видно, что работу проводником за работу он не считает. В его вагоне так же, как и в наших не хватает туалетной бумаги и мешков под мусор, но это прощается системе, как только Саня берет в руки гитару и говорит к пассажирам стихами. Если не спасает и это, и вдруг нависает недовольство, то Саня использует шоковую терапию, томными северными вечерами он радует пассажиров полным выключением электричества."Я ПРИГЛАШАЮ ВАС ПОЛЮБОВАТЬСЯ ВЕЧЕРНИМ МАРСОМ",-громко приглашает Саня, и пассажиры с перепуга влюбляются в него еще больше. На долгих перегонах, не боясь ни бога ни черта ни начальника поезда, Саня бессовестно спит в своем полукупе, сообщив об этом в своей записке, прикрепленной к двери. На это пассажиры стараются не шуметь и по пустякам не отвлекать. Все это для меня, любителя правил и их выполнения, есть нахальство и непонятность. Пассажиры должны в негодовании писать жалобы и обращаться в инстанции. Вместо этого они собираются около одного купе и орут частушки, хихикая над общей ситуацией над дорогах постсоветской России. За Саней всегда, в любой поездке ухлестывает весь проводнический состав, включая начальника поезда, если он начальница. Даже товарищ электрик, игнорируя запросы проводниц о помощи, приходит к Сане петь песни и рассказывать ему жизненные истории про мор.флот.Саня сразу влюбился в мое жалкое состояние, требующее немедленной помощи и дружеского плеча. Я восхищенно хлопаю ресницами, Саня-мой самый главный герой, он учит меня смеяться над вонью и страшилками про воров, он говорит мне быть проще и ласковее, не учить никого жить и наслаждаться каждой минутой. Я причисляю его к тунеядцам и пофигистам, но тут же предлагаю ему сердце и полцарства за советы и рекомендации. Благодря Сане, на вторые сутки смех наконец-то начал продлевать мою жизнь.
Как действительно это скучно, когда без ржавого номера сами открываются окна, когда хватает мешков и туалетной бумаги хоть завались, когда не течет титан и не течет кран, когда запираются туалеты и не ломаются подножки! Остановите, я сойду! Разве это плацкарт моей мечты? Разве так сладок и любим после смены в нем сон? .
Саша наливает нам чай, распахивает двери вагона, и, нарушая все правила безопасности, мы садимся на подножку и болтаем ногами. Под нами пролетают километры, а перед нами серебрятся в ночи озера Карелии, длинные лодки носами клюют лунные дорожки, пахнет приключениями и любовью. Огромная птица летит над озером, я слышу заливистый смех мальчишки, наверное он невероятно рад, что его взяли на ночную рыбалку. Я любуюсь своей страной и ее благословенными жителями, истории жизни которых так близко переплетены с моей. Как ясно и странно знакомо в эту ночь моего 18летия я понимаю, что мы все - пассажиры и велик и бесконечно увлекателен наш путь туда, куда мы однажды купили билет.


Рецензии
Очень хорошо! Поучительно, с тонким юмором и хорошим знанием тайн железных дорог.
Лёгкий слог, яркие зарисовки - достоинства вашего рассказа.

Николай Бечин   13.05.2021 22:16     Заявить о нарушении