Выстрел в глаз
Почему в эп. 11 мальчик выстрелил в окно закусочной Дабл Р, а девочку тошнило в машине? В 11 эп. «Твин Пикс: Возвращение» Бобби Бриггс стал свидетелем странного происшествия. В окно закусочной Дабл Р стреляли. Выстрел раздался из проезжавшего мимо автомобиля, стрелял маленький мальчик. Халатность родителей – отца Расса и мамы Кэрри- привела к тому, что в руках ребёнка оказался пистолет. Соседний автомобиль беспрерывно сигналил, и, подойдя поближе, Бобби обнаружил в нём возмущённую пробкой пожилую женщину, похожую на огнедышащую вахтёршу, и девочку, которая испытывала болезненный приступ рвоты. Её голова была запрокинута, изо рта текла зелёная жидкость. Бобби выглядел встревоженным, сбитым с толку и потерявшим способность упорядочивать реальность и противостоять нарастающему абсурду. Эта типично линчевская сновидная сцена, в которой перемешаны комическое и кошмарное, надолго врезается в сознание. Что также типично для Линча, она на полном ходу выпадает из несущегося сюжета, как пассажир поезда, который вышел ночью покурить в тамбур, открыл не ту дверь и свалился на рельсы. Расс и Кэрри никогда больше не появляются. Зритель не получает объяснения алогичному поведению женщины, истерично гудевшей в гудок и, казалось бы, не обращавшей внимания на жуткий вид сидящей рядом девочки.
Как и сцена в комнате со стеклянным кубом, эта сцена носит целиком символический характер. Мы вновь видим момент убийства, совершённого Мечтателем. Сцена включена в сюжет с помощью ассоциативных, а не причинно-следственных связей. Автомобиль и дом/здание у Линча являются двумя очагами активного метафорообразования. Прежде всего, автомобиль и дом/здание – это символы человека. В частности, в «Шоссе в никуда» Мистери Мэн сообщает саксофонисту Фреду, что находится у него в доме, подразумевая, очевидно, что находится у него в голове. Горящая хижина в пустыне и пауки на потолке в комнате Пита символизируют безумие Фреда. В «Твин Пикс: Возвращение» смысловая связь «автомобиль»-«человек» находит подтверждение в использовании однообразных языковых конструкций, включающих эти слова, в частности начинающихся с выражения «Там было так много…». Отвечая на вопрос Тамми, кто убил Рут, Хастингс произносит фразу «Там было так много людей». В финале эп. 11 Кэнди объясняет братьям Митчум, что не могла приехать вовремя на встречу с Даги потому что дорога была забита: «Там было так много машин». На дороге перед Дабл Р после выстрела тоже образовалась пробка.
Если автомобиль и дом/здание в алхимической живописи Линча изображают человека, значит, их детали и принадлежности должны относиться к органам и функциям человеческого тела. Окно – это глаз, громкий гудок – это громкий крик. Автомобиль, из которого стрелял мальчик, символизирует самого Мечтателя, закусочная Дабл Р того, кто был убит. Выстрел в окно совпадает с моментом убийства. Мечтатель выстрелил своей жертве в глаз. Линч обыгрывает английскую идиому «Глаза – окна души» (русский аналог «Глаза – зеркало души»). Соседний громко сигналящий автомобиль символизирует сообщницу Мечтателя. Она испугалась и закричала, затем её стошнило. Автомобильный гудок вовсю сигналит нам о её личности. Сцена содержит множество отсылок к обстоятельствам материализации Эксперимента в эп. 1. Мальчик достаёт пистолет из коробки (английское «box»), Эксперимент появляется в стеклянной коробке (английское «glass box»), мальчик стреляет через окно, Эксперимент разбивает стекло перед тем, как убить Сэма и Трейси.
Свидетельство о публикации №221051301628