Новый способ контроля стальных канатов

Новый способ инструментального поверхностного контроля стальных канатов [Текст] : научное издание / А. Е. Гольберт // Уголь Украины. - 2000. - N 5. - С. 34-36 . - ISSN 0041-5804*

Аннотация: Принципиальным направлением развития предложенного способа поверхностного контроля канатов может стать его перерастание в способ, предусматривающий стационарные наблюдения, которые потребуют разработки научно обоснованных методик. Основным же средством его реализации может быть оригинальный, специально предназначенный для этой цели прибор (модернизированные датчик и блок контроля натяжения каната), оснащенный самописцем. Прибор должен измерять натяжение каната в зависимости от текущего местонахождения втулки-шаблона при ее перемещении. Таким образом, для накопления информации о состоянии поверхности каната в функции его протяженности (длины) на бумаге автоматически строятся соответствующие графики. В основу гипотетического перспективного измерительного прибора могут быть положены различные физические принципы его работы. Например, предположим создание на современной элементной базе оригинальной системы, базирующейся на симбиозе тензометрического датчика натяжения (динамометра) и интегрирующего скоростемера (измерителя перемещения). При регулярных ежедневных, еженедельных осмотрах канатов в первую очередь требуется обнаружить наиболее существенные дефекты (обрывы, нарушения наружного замка проволок канатов закрытой конструкции и т. п.). Для этой цели предложенный способ может стать незаменимым.
_________
Вначале см. Патент Российской Федерации 2142902:
СПОСОБ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПОИСКА ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ НА КАНАТЕ

Номер патента: 2142902
Класс(ы) патента: B66B7/12
Номер заявки: 94016896/28
Дата подачи заявки: 06.05.1994
Дата публикации: 20.12.1999
Заявитель(и): Гольберт Артур Ефимович (UA)
Автор(ы): Гольберт Артур Ефимович (UA)
Патентообладатель(и): Гольберт Артур Ефимович (UA)
Описание изобретения: Изобретение относится к области приборостроения, а именно к способу инструментального контроля каната.

Суть изобретения: Способ используется для инструментального поиска и контроля состояния каната и заключается в том, что на исследуемый канат устанавливают датчик измерения натяжения, соединяют его с блоком контроля натяжения и путем принудительного перемещения контрольной втулки-шаблона и каната друг относительно друга измеряют текущую величину натяжения каната, сравнивают ее со значением, полученным ранее на контрольном отрезке этого же каната. Данный способ позволяет повысить надежность и точность процесса поиска дефектов и повреждений на канате.

Способ инструментального поиска дефектов и повреждений на канате поясняется чертежом. На чертеже схематично изображены: канатный проводник 1 (элемент гибкой армировки в шахтном стволе), подъемный сосуд 2, снабженный являющейся элементом вращающейся шаровой пары съемной втулкой-шаблоном 3. На нерабочем участке каната, в районе подшкивной площадки копра, установлен датчик контроля натяжения каната 4, соединенный с блоком визуального и автоматического контроля натяжения каната 5.
Способ осуществляется следующим образом. Перед началом инструментального контроля проверяют показания прибора блока контроля натяжения 5, расположенного в здании подъемной машины, из которой дистанционно визуально, по показаниям прибора на блоке, или автоматически будет вестись контроль (обнаружение дефектов и повреждений) на канате. Их показания должны соответствовать усилию натяжения, составляющими которого являются собственный вес каната и усилие натяжения, производимое подвижным грузом или служащим для этого специальным устройством. После чего контрольную втулку-шаблон 3 вместе с подъемным сосудом 2 равномерно перемещают по контрольному участку каната 1, который предварительно инструментально или визуально обследован и, как правило, является непротяженным нерабочим участком каната. Показания прибора фиксируются, по ним производится настройка блока контроля 5 на отключение подъемной машины и сигнализацию при автоматическом режиме работы.
Контроль каната 1 по всей рабочей длине производят путем равномерного перемещения подъемного сосуда 2 с контрольной втулкой-шаблоном 3 на пониженной скорости. При удовлетворительном состоянии каната такое взаимодействие (каната 1 с втулкой 3) не вызывает недопустимых изменений натяжения, способных привести к срабатыванию блока и которые можно наблюдать визуально. В результате взаимодействия контролируемой втулки-шаблона с дефектом или повреждением на канате 1 датчик измерения натяжения 4 и блок контроля 5 зафиксируют изменение натяжения каната (повышение значения натяжения для размещения датчика 4 в соответствии с чертежом при перемещении вниз и его уменьшение при перемещении вверх), что можно наблюдать визуально по прибору блока контроля 5 и что явится причиной его срабатывания с включением сигнализации и наложением предохранительного торможения в автоматическом режиме.
Контрольную втулку-шаблон 3 в целях унификации и для измерения утонения и износа каната можно снабдить сменными вкладышами, имеющими заданные форму и размеры. Устройство таких втулок на откидных кронштейнах, закрепленных на подъемных сосудах, даст возможность контроля всех канатов в стволе.
Использование предлагаемого способа инструментального поиска дефектов и повреждений на канате позволит достаточно просто производить контроль каната как без непосредственного присутствия человека - дистанционно, так и в автоматическом режиме. Кроме того, предложенный способ является достаточно универсальным: он пригоден для контроля различных типов канатов, размещенных в различных положениях в пространстве, и применим в различных отраслях промышленности.


Рецензии