О книге А. М. Жабинского Другая история искусства

В этом году исполняется 20 лет со дня выхода в свет книги Александра Михайловича Жабинского «Другая история искусства» (Москва, Изд-во "Вече", 2001).
Это исключительно неординарная вещь – никто до этого такого рода исследований не проводил. Автор - профессиональный художник и педагог с многолетним стажем, человек с невероятно широким кругозором, а также, судя по всему, тонкий умный человек.
Изучив нереально гигантское количество фактического материала, Александр Жабинский с педантичностью учёного и глубоким уважением к изучаемому материалу сделал стилистический анализ произведений искусства, начиная с тех, которые считаются самыми древними, и заканчивая относительно современными. В результате он сформулировал оригинальную гипотезу, касающуюся периодизации культурно-исторического наследия и хода нашей истории в целом.
Поначалу она кажется слишком смелой, но повествование выстроено весьма умнО: оно полностью основывается на конкретных примерах, на которые можно посмотреть (любителям иррациональных чудес может не понравиться))). Постепенно книга завораживает и незаметно то, что казалось шокирующим и невозможным, становится всё более правдоподобным и истинным, настоящим. «Я делаю свои выводы, имея материально-духовные доказательства», - говорит нам Александр Жабинский.
Мысль о том, что артефакты искусственным образом “распределялись по векам”, и что история в конфигурации чередования периодов расцвета и периодов упадка была создана волюнтаристским образом, по мере чтения представляется всё более убедительной.
«… постепенно становится ясно: произведения искусства датированы без всякой логики, без учёта внутренних законов развития», - читаем мы в «Другой истории искусства».
Автор развивает мысль, что развитие искусства – процесс последовательный. Ничто не появляется на свет просто так и ничто просто так не обрывается, не исчезает. Сделанные наработки и достижения используются человеком для его дальнейшего продвижения вперед. Это соответствует психологической природе человека, процессы развития которой так же закономерны, как и законы физического роста. Развитие человека имеет свою естественную логику и не может совершаться в обратном порядке. А стиль изображения художника непосредственно связан с его мироощущением, и «никакой культурный “упадок” не мог бы привести сознание художника и вообще взрослого человека к уровню мышления ребёнка» (текст А.М.Жабинского).
Здесь же Александр Жабинский формулирует принцип аналогий: «Нельзя, не умея шить платья, делать прекрасные статуи; нельзя не зная стремян, пользоваться строительными механизмами; нельзя, не выработав литературного языка, выработать совершенный художественный язык. То есть общество развивается синхронно, или, во всяком случае, пропорционально.»
Начинаешь удивляться, как легко нас оставили в дураках, подгружая нам в школе версию истории развития человечества в том виде, в каком мы её знаем. А получается, чтобы понять её ничтожность, не требуется делать ничего сложного - достаточно просто внимательно посмотреть и сравнить произведения искусства разных исторических эпох. Произведения искусства сложнее переделать, ‘вставить в нужный век’ или, в некоторых случаях, уничтожить, чем, скажем рукописи и книги.
‘Изюминка’ этой работы – синусоида Жабинского – графическая иллюстрация выдвигаемой гипотезы. Века, в которые искусство развивалось, уровень художественного мастерства художников повышался, расположены на восходящих линиях синусоиды, а века, в которые искусство было в упадке, и уровень художественного мастерства деградировал - на нисходящих. Линии, горизонтально пересекающие эту синусоиду названы «линиями веков».
Смысл в том, что по «линиям веков» наблюдается явный стилистический параллелизм: произведения искусства, находящиеся на одной линии близки по их композиционной сложности, полноте художественного раскрытия образа, способу передачи психологического состояния, знанию художником анатомии, реалистической убедительности и т.д. В частности, мы видим фактическое отсутствие отличий в уровне мастерства между античными и средневековыми произведениями искусства по соответствующим «линиям веков».
Интересно, что по «линиям веков» помимо стилистических совпадений, наблюдаются также и совпадения исторических событий. Если её сложить, выстраивается «объемная» история, демонстрирующая целостность в развитии общества.
В традиционном варианте выходит, что разные виды искусства развивались обрывочно, только в определённые периоды и вне зависимости друг от друга: «в одну эпоху существует только театр, а в другую – никакого театра, а только роман» (текст А.М.Жабинского) или в одни века идёт развитие только скульптуры, а в другие скульптуры и вовсе нет, но есть мозаики и иконы. А по «линиям веков» Синусоиды Жабинского получается, что развитие разных видов искусств было одновременным, появляется логика и здравый смысл, прослеживаются предшественники и последователи и, главное оно идёт в направлении постепенного увеличения уровня сложности и мастерства (как и развитие живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.). Вопрос о том, какой вариант выглядит правдоподобнее и разумнее, был бы риторическим.
В своей книге автор не ограничивается только сферой искусства. История науки и техники по «линиям веков» также оказывается «цельной, последовательной и непрерывной»; а ещё рассматривается история развития литературы и философии, изображения на монетах и медалях, флагах и гербах и т.д. - что добавляет красок и светотени (глубины))) в общую картину.
А картина складывается любопытная – в своей книге Александр Жабинский создаёт многофигурную композицию (сложную, но гармонично сбалансированную, где всё, на ней представленное, взаимоувязано), выполненную с большим уровнем мастерства – и потому восхитительную - в стиле и духе собственных живописных полотен и работ любимых им старых мастеров. А ход истории по ТХ – это в целом картина в духе сюрреализма с фрагментами в разных стилях (например, ‘тёмные века’ – это их вариант квадрата Малевича))).
Не могу не упомянуть ещё об одном сюжете. Речь о предлагаемом отождествлении средневековых рыцарей и героев Гомера. Здесь для полноты ощущений Александром был использовал весьма остроумный приём – он дал описание Устава спартанцев, заменив по тексту слово «спартанцы» на «рыцари-монахи» - и прелесть в том, что звучит это безупречно. Такой приём, на мой взгляд, просто находка.
Эту свою работу автор позиционирует в свете поисков выхода из кризиса, в котором находится современное искусство. Он утверждает, что «иметь правильные представления о том, как развивается и распространяется культура, - значит, иметь шанс в будущем на возрождение искусства».
Выводы, сделанные в «Другой истории искусства», впоследствии нашли подтверждение в книге Д. Калюжного и А. Жабинского «Другая история литературы», а некоторые её положения там были уточнены.
Интересно, есть ли в мире ещё труды, ставящие под сомнение традиционную историю взлётов, падений и возрождений?
«Другая история искусства» вышла в рамках серии книг по новой хронологии, но может рассматриваться и отдельно как самостоятельно ценный труд по истории искусства. Эта книга заслуживает уважения и серьёзного изучения. Она захватывает, обескураживает и заставляет задуматься. А Синусоида Жабинского прекрасна вне зависимости от вашего отношения к выдвигаемой гипотезе; по своей простоте и выразительности она гениальна ментально и визуально. При чтении этой книги приходила такая мысль: «может автор просто хотел пошутить… но увлёкся красотой собственных построений…?»))) Получилось очень достойно. Всячески рекомендую.


Рецензии
Короче, почтенные ценители таких высокоинтеллектуальных произведений не пожалеют, ибо будет интересно. (Вестимо, это не прецедент с Шерон Стоун, поскольку там сисястая тёлочка показывала всем что-то примерно про то же самое, но в первом приближении.) Но на будущее я решила больше не гуглить эту тему (историю искусства), потому что находить в сети нечто подобное – набивать шишку на лбу, извините, пятой точкой. Там смысла не увидишь ни на грош.

Что же до остальных, то про них неизвестно, на кого они лают. Меня вот давно уже достает, когда читаешь «правильное представление…» и так далее. Дескать, правильная античность, правильное средневековье, новое время, новейшее, самое наиновейшее... и всё сначала. Понять можно с одного слова – вот, мол, античное искусство, теперь ты видишь… и как-нибудь на досуге задумайся. Именно в таком духе. Не с той, понятно, стороны, с которой видна твоя шишка.

Елена Троянская Третья   29.08.2023 10:16     Заявить о нарушении