О. Даниил Сысоев против И. Ильина

Как я указал в статье "Философ Иван Ильин, нацисты и коллаборационисты"
http://proza.ru/2021/05/06/1488, я в свое время пытался использовать труды И. Ильина для апологии православного патриотизма. А если быть точнее, в полемике с т. н. уранополитами, противопоставляющими христианство — патриотизму, небесное отечество — земному. См. по этой теме мою статью «Уранополиты против катехизиса св. Филарета» http://proza.ru/2019/12/25/1669.

На форуме РНЛ, где была опубликована моя статья про Ильина, некий форумчанин упрекнул меня за то, что я в ранее упорно критиковал о. Даниила Сысоева (родоначальника уранополитизма), а теперь взялся за писателя Шмелева и философа Ильина. Очевидно, все три имени дороги его сердцу. Хотелось бы только напомнить, что сам о. Даниил отозвался о философе Ильине куда жестче меня. Цитирую его заметку «Мысли об идеях Ильина»:
«Тут против нас с А. Люлькой все время поднимают авторитет "великого православного философа" И. Ильина. Мне давно уже казалось, что величие его сильно преувеличено (особенно после чтения его работы "О сопротивлении злу силой" где Ильин почему-то считает само по себе насилие злом). Но после вторичного прочтения его работы "О России" его философский авторитет для меня упал до нуля. Это художественное произведение не очень высокого качества или чистая националистическая пропаганда. Но если отнестись к нему как к серьезной философской работе, то сразу встает несколько вопросов о совместимости его идеологии с православным христианством. Как можно молиться России? Разве Россия - это Бог? Как можно верить в Россию - разве она вечная? Как можно приписывать России атрибуты Бога? Как можно считать, что именно Россия дала нам леса и горы, золото и землю? Разве все творение не принадлежит Творцу, Который Сам распределяет все как Ему угодно? Опять мы сталкиваемся с вопросом: кто мы - православные христиане, которым вверена сейчас Библия или язычники, прикрывающеся Православием? Что для нас важнее: Бог и Его Откровение или бредни нелогичного и языческого национализма? Ответ за нами». http://pr-daniil.livejournal.com/15517.html
 
Здесь хочу особо обратить внимание на слова о. Даниила: «..Как можно молиться России? Разве Россия - это Бог? Как можно верить в Россию - разве она вечная? Как можно приписывать России атрибуты Бога? Как можно считать, что именно Россия дала нам леса и горы, золото и землю? Разве все творение не принадлежит Творцу, Который Сам распределяет все как Ему угодно? Опять мы сталкиваемся с вопросом: кто мы - православные христиане, которым вверена сейчас Библия или язычники, прикрывающеся Православием?...»

К сожалению, о. Даниил не потрудился процитировать Ильина, и я подумал было: «А не приписал ли о. Даниил философу столь явную глупость, как это часто за ним (о. Даниилом) водилось?». Потом все-таки обнаружил - нет, не приписал. У Ильина действительно написано:
«1. О РОССИИ
Разве можно говорить о ней? Она – как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ЕЙ МОЖНО МОЛИТЬСЯ; и, не постигая ее, блюсти ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать…». "Молиться России" - это действительно отдает неким идолопоклонством.

Не думаю, что  И. Ильин вкладывал в эти слова языческое значение, как это понял о. Даниил Сысоев. Скорее всего, наш философ излишне увлекся красноречием. Но, боюсь, что эта его оговорка все же не случайна. Будь он действительно строгим ортодоксальным христианином,каким его считают его поклонники,  он бы не позволил себе так сильно увлечься.


Рецензии