Про День Победы

Когда ещё был жив папа, День Победы был для меня как-то ближе и понятней

В этот день мы, конечно же, накрывали праздничный стол... - даже сейчас я физически могу почувствовать тот свежий майский воздух, колыхающий лёгкие шторы открытых окон... А на столе, на белой скатерти - аккуратно расставленные белые тарелки, непременный салат "Оливье"... огурчики, помидорчики из банок.. парящая картошка в глубокой тарелке по центру, лук и укроп, приправленные пахучим нерафинированным подсолнечным маслом.. баночка шпрот, а чаще - килька в томате... аккуратно нарезанный чёрный хлеб... в стеклянном кувшине клюквенный морс... и пара-тройка чуть запотевших поллитровок...

Примерно как в Новый год - сначала послушать поздравление Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Леонида Ильича Брежнева и уже потом сдвинуть бокалы и нАчать под кадры Голубого Огонька, так и 9 мая последовательность строго определённая - обязательная минута молчания по телеку, потом не чокаясь за тех, кто не вернулся, и уже только потом посмотреть Парад и чокаясь за всё остальное...
В общем, как-то так - по-домашнему, тихо и уютно, и понятно.

Орден деда, который вернулся без ноги с Ленинградского фронта, я видел только один раз - не на пиджаке, а в старой жестяной банке - среди прочих значков, которыми игрались мои двоюродные братья. Так и заиграли - потерялся где-то.

Ордена и медали второго деда, который дошёл до Берлина, я не видел вообще ни разу. Тоже, наверное, детишки заиграли.

А медали моего папы хранились уже у меня - и тоже среди прочих значков и медальонов... - Папа тоже никогда не носил их, хотя просил, чтобы я не потерял одну медаль - "За оборону Советского Заполярья". Она ему была дорога. Было ещё письмо с Благодарностью за подписью самого Иосифа Виссарионовича, но... оно не сохранилось - приделали ноги люди добрые, пока я в Ленинградском Политехе учился...

А я, тогда ещё совсем мальчишка, насмотревшийся героических фильмов про войну, мечтал, чтобы и мне повоевать и погеройствовать пришлось, чтобы, как в этих фильмах, где красивая музыка и благородные чувства... И как-то раз папа в ответ на мои хотелки и мечтания сказал:
- Что, Колька, на войну собрался? - Так ведь обсерешься же!..

А потом рассказал. как они на войну ехали... - Папу призвали в 1943-м, в возрасте 17-ти лет. Всё, как положено - собрали, постригли, погрузили в вагоны и повезли на Север - в ту самую знаменитую мореходку, которая на Соловках... В общем, в пункте назначения, на одной из станций близ города Мурманска, при выгрузке попали они под бомбёжку...
- Колька, да не дай тебе бог узнать, как ухает рядом авиационная бомба, когда все кишки внутри переворачиваются...- и не хочешь, а обосрёшься...

А надо сказать, что у меня очень хорошая способность визуализировать то, что слышу... - Картинка мне не понравилась. Но запомнилась.


Рецензии