Волейболисты. Ч. 1

               
                Из серии "В России в 2019". Глава 17       

И вот я снова в Москве. В первую среду октября мне представилась возможность встретиться со своей волейбольной командой в Суворовском парке. Подойдя к площадке, я обнаружила, что игра уже началась и что среди играющих много новых лиц. Поэтому я с нескрываемым удовольствием увидела своих старых знакомых, дружески приветствовавших меня. Я уже очень давно не играла, поэтому не присоединилась к игрокам и лишь наблюдала за происходящим. Когда игра закончилась, я пригласила членов своей бывшей команды отметить мой приезд в Москву.
 
В течение десяти лет эта команда была моим любимым детищем. О ней я уже писала в своих очерках «На ваш вопрос непременно придёт ответ», «Волейбольный фольклор» и «Дневник безнадёжного пациента», часть 1. Теперь я хотела бы кое-что дополнить к сказанному ранее.
 
Собрать команду было очень непростым делом. Я пригласила несколько человек из моих прежних команд, игравших в Раздорах по субботам и воскресеньям: Риту, Свету Ц., Любу А., Лилю К., Марата, Женю М., Галю Ц., Эмму, Тоню П., Аллу (учительницу) и других. Мне приходится ставить первую букву фамилий, поскольку в команде было тёзок, игроков с одинаковыми именами. Среди первых игроков были также Инесса, с которой я познакомилась во время автобусного путешествия по Европе в 2001 году, и Люда, с которой я вместе училась вождению в автошколе на Гребном канале. Оказалось, что она неплохо играет в волейбол, и я пригласила её в команду. Однако она недолго была её членом. Ей, молодой, было неинтересно играть с нами, поскольку мы были значительно старше её, да и ездить в Раздоры с другого конца Москвы ей было неудобно. Как-то она сказала мне, что я незаметно, но умело руковожу коллективом. Её заявление меня удивило. Мне казалось, что я ничем особенно-то и не руковожу.
 
Членами команды стали также мои знакомые из других команд, причём я старалась приглашать хороших игроков. С большим теплом я вспоминаю Машу рыжую (так мы звали её за прекрасные рыжие волосы), Галю М.,  голубоглазую Татьяну, Лилю М. и других. Маша не только превосходно играла, но была ещё и очень приветливым человеком, и все игроки искренне полюбили её. Первое время у нас не было мяча, и Галя Ц. приносила по средам свой личный мяч. Позже мы собрали деньги и купили общий, а волейбольную сетку сразу же после образования команды нам задёшево продала Маша. Эта сетка прослужила нам много лет.

Некоторое время по субботам я играла в Ильинском, на другой станции по Усовской ветке, и там познакомилась с Ирой А. и Аркадием. Я пригласила Иру в нашу команду, играющую по средам, и все годы она была моим незаменимым помощником. Она добровольно взяла на себя обязанность прятать сетку и мяч в так называемом «схроне», безопасном месте, что позволяло нам каждый раз не возить их в Москву и обратно. Это было весьма ответственным делом, поскольку сетки и мячи, спрятанные ненадёжно, порой пропадали. Место «схрона» знали только «посвящённые»: сама Ира, я и мой заместитель. В качестве «схрона» использовалось ведро, в которое Ира укладывала сетку и мяч. Ведро опускалось в заранее вырытую яму и накрывалось крышкой. Сверху крышки насыпались листья и ветви, чтобы создавалось впечатление естественной лесной подстилки. Все следы вокруг места «схрона» тщательно заметались, особенно зимой, когда они были отчётливо видны на снегу.
 
Бывало, что зимой вдруг наступала оттепель или шли дожди, а потом погода менялась, и вновь становилось морозно. Можно себе представить, как было трудно в таких условиях разгребать обледеневшие ветки и прошлогодние листья, как было трудно освобождать ведро от крышки и вытаскивать из ведра обледеневшую сетку. Ира всегда справлялась со всеми этими трудностями, и единственное, чего она ждала от своих подруг и товарищей, - так это человеческой благодарности. К сожалению, далеко не все игроки ценили её подвижничество.
 
Ира хорошо играла, и я благодарна ей, поскольку после операции на плече не могла принимать мячи сверху, а Ира давала прекрасные пасы, которые я могла принимать снизу. Она пользовалась среди игроков непререкаемым авторитетом. Ира была одинока, и ко времени нашего знакомства у неё уже было неважное здоровье. У неё была тяжёлая жизнь и трудный характер. Она жила в коммунальной квартире и постоянно страдала от нападок и неряшливости своих соседей - горького пьяницы и зловредной старухи, - что вызывало наше искреннее сочувствие.
 
Большим событием для команды и лично для меня стало появление в команде Люси С. Её пригласила Женя М., которую я считала своей подругой. Люся тоже быстро завоевала авторитет среди игроков. Она была общительной, весёлой и, кроме того, снабжала нас дешёвой одеждой, благо работала продавщицей на рынке. В прошлом инженер, она не считала зазорным зарабатывать таким путём в век свободной рыночной экономики. Мы неоднократно покупали у неё платья, складывающиеся матерчатые хозяйственные сумки и многое другое. С тех пор прошло уже много лет, но я до сих пор ношу ветровку, которую купила у Люси.

Вместе с тем именно из-за неё, как никого другого в команде, я часто нервничала и сердилась. Люся была властной и всячески старалась оттеснить меня, капитана команды, на второй план, постоянно противоречила мне, пыталась самостоятельно решать, кого принимать в команду, а кого нет, давала игрокам разного рода указания. На всё это я реагировала очень болезненно, о чём сейчас мне приходится сожалеть. В то время мне нужно было найти какую-то другую тактику, чтобы поменьше обращать на неё внимания и умерить её амбиции.

Помню, как однажды она дала согласие взять в команду Раю, весьма слабого игрока. Я возражала, и по этому поводу у нас с Люсей возникла серьёзная стычка. Нашу команду нельзя было назвать сильной, она считалась средней, поэтому её нельзя было ослаблять ещё больше. Я очень переживала, когда сильные игроки покидали её.
Возможно, всё это Люся делала не со зла, а просто в силу своей привычки командовать. Когда я серьёзно заболела и вынуждена была после операции на плече долгое время не посещать игры в Раздорах, Люся, естественно, взяла на себя функции капитана. Когда я вернулась в строй (правда, полностью восстановиться мне так и не удалось), Люся ни за что не хотела уступать мне законное капитанское место. Я неоднократно выказывала неудовольствие Жене М., пригласившей Люсю в команду. Подруге это было неприятно, она обижалась на меня и, в конце концов, перестала приезжать в Раздоры.

Через несколько лет к нам стали приходить люди, ранее бывшие сильными игроками в других командах. Однако теперь, с возрастом, они уже не в полной мере соответствовали требованиям сильных команд. Для нас же их появлением часто было благом. Таким игроком оказался Аркадий. Менее эффективным был Леонид, зато он оказался интеллигентным и очень дружелюбным человеком. Часто в нашу команду приходили люди, искавшие  справедливости или желавшие найти понимание.

Перед началом игры я делила игроков на две команды, стараясь обеспечить равенство сил. В течение нескольких лет постоянными капитанами команд на игровом поле были Света и Валя из Переделкино, обе рослые, представительные, хорошо играющие. Я всегда гордилась ими, и каково моё разочарование, когда Валя заявила, что покидает команду и переходит в более сильную! Именно поэтому мне приходилось строго подходить к приёму игроков.
 
Ещё до своего ухода Валя-капитан привела в команду свою подругу Валю А. Сильная, рослая, азартная, хорошо играющая, она мне очень понравилась. Правда, она настолько увлекалась игрой, что постоянно делала замечания членам своей команды, так что порой мне приходилось напоминать ей, что у нас это не принято.
В перерыве между играми мы сообща отмечали дни рождений, государственные и другие праздники, были в курсе событий жизни каждого члена команды. За столом мы постоянно пели. Нашей любимой стала песня:
 
- Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,
  Струна осколком эха пронзит тугую высь,
  Качнется купол неба большой и звездно-снежный,
  Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

  Как отблеск от заката, костёр меж сосен пляшет,
  Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись.
  И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
  Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…

Даже сейчас, когда я вспоминаю эту песню, у меня готово дрогнуть сердце. А в то время, исполняя её, Ира делала особый акцент на словах «Как здорово». Сначала мы только подпевали ей, но потом выучили слова, и стройное звучание наших голосов разносилось по всем Раздорам. Мы пели и другие песни. Валя А. часто предлагала спеть мою любимую песню:

- Эх, дороги...
  Пыль да туман,
  Холода, тревоги
  Да степной бурьян…

Каждый предлагал спеть свою любимую песню. Кто-то с воодушевлением исполнял «Я люблю тебя, Жизнь…», другой – «Когда простым и нежным взором ласкаешь ты меня, мой друг», третий – «Ночь коротка…», четвёртый – «Милая моя, солнышко лесное» и т.д.

Наша команда прославилась в Раздорах как самая дружная и сплочённая. Про нас говорили: «Алкина команда – самая спевшаяся и спившаяся», но, безусловно, мы ни в чём не перегибали палку, и, скорее, нам по-хорошему завидовали.
 
Тем не менее порой у нас случались настоящие трагедии. Нам пришлось пережить смерть нескольких наших друзей, и я как капитан команды присутствовала на похоронах некоторых из них. На моих глазах произошло несколько травм: Галя С. сломала ногу, кто-то сломал палец, неудачно приняв мяч. Все эти события мы переживали сообща и, как могли, помогали друг другу. Я уже рассказывала о том, какую огромную поддержку сама получила от команды в период моей эпопеи с плечом.

Особую роль в команде сыграла Лиля К. Живая, с чуть раскосыми глазами, она выдавала себя за кореянку, хотя впоследствии выяснилась, что мать у неё русская, а папа – узбек. Она вышла замуж за москвича и переехала в столицу. Её муж был любителем выпить, но Лиля сумела повлиять на него и заставила покончить со спиртным. Я познакомилась с Лилей на лекциях по изучению Библии, которые нам читал Борис Балтер, выпускник физического факультета МГУ, в помещении одного из отделений мессианского движения «Евреи за Иисуса» на Покровке.

Лиля играла очень хорошо и ни разу не позволила себе выказать неудовольствие по поводу среднего уровня игры команды. Тем не менее, она лелеяла мечту организовать собственную команду, и в итоге её мечта осуществилась. Её команда играла в Раздорах по пятницам. И многое в руководстве командой Лиля позаимствовала у меня.

Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Алла.
С интересом прочитала о волейбольной команде, которой руководили Вы.
Окунулась в юность с большой радостью, вспомнила любимые песни.
Иногда так хочется, забрав детей и внучек, вернуться в прошлое и остаться там.
Чем больше Вас читаю, тем больше восхищаюсь Вашей насыщенной жизнью.
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Лариса Малмыгина   09.04.2022 16:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса!
Самое удивительное состоит в том, что я собрала команду, уже будучи на пенсии. А начала играть в волейбол в свои средние годы. В нашей команде были преимущественно люди старшего возраста. Многие из них действительно играли превосходно.
Спасибо.
С теплом,

Алла Валько   09.04.2022 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.