Весёлые ребята

Юрий Никулин рассказал, как на двадцать с лишним лет растянулось у него знакомство с анекдотом про попугая. Первый раз, в конце тридцатых годов прошлого века, рассказчик анекдота не успел его закончить. Рассказчика куда-то позвали. Он извинился. Сказал, что сейчас вернётся и доскажет анекдот. Да, так и не вернулся.

Историю можно легко отыскать в сети интернет. Достаточно в окно браузера ввести запрос «Никулин. Анекдот про попугая».

Затем на протяжении двадцати лет ни один из не многих рассказчиков этого анекдота по разным причинам не заканчивал его рассказ. Включая одного рассказчика, который начал рассказывать этот анекдот, находясь на фронте Великой Отечественной Войны, во время боёв в окопе на передовой и не успел закончить. Начался артналёт. Рассказчика ранило и его увезли в медсанбат. 

После войны, Никулин долго, специально разыскивал кого-нибудь, кто знает этот  анекдот. Наконец, где-то в шестидесятых годах нашёл, того, первого рассказчика анекдота и потребовал рассказать, чем же закончился анекдот о попугае. 

Конец анекдота оказался таким. Состоятельный покупатель попугая, уже уходя с покупкой, спросил продавца зоомагазина у которого был куплен попугай, как прореагирует попугай, если его дёрнуть сразу за обе ленточки, привязанные к каждой лапке? Попугай разволновался и закричал: - «Ты что! Ты же меня сдёрнешь с жёрдочки. Я упаду на пол и разобьюсь».

Аналогичная история, как у Юрия Никулина с анекдотом про попугая, приключилась у меня с просмотром кино «Весёлые ребята» Леонида Утёсова. Просмотр растянулся на восемнадцать лет.

Первая попытка.
- посёлок Свирск, Иркутская область. 1949 г.

Шёл 1949 год. Мы жили в Иркутской области, в посёлке городского типа Свирске. Дом наш находился на улице рядом с кинотеатром и школой, так, что, выглянув в окно, можно было увидеть и кинотеатр, и школу. Мне было девять лет. Я учился в третьем классе со второй смены. Смена начиналась в час дня. Не знаю, каким образом, но в нашем шумном и хлопотливом семействе появился билет в кино на картину «Весёлые ребята», на утренний, одиннадцатичасовой сеанс. На семейном совете выяснилось, что в кино никто не может пойти, кроме меня. И, чтобы не пропадал билет, в кино отправили меня.

Я был очень добросовестным мальчиком. Себя помню с трёх лет. Голод военной поры. Постоянно хотелось есть. Иногда чувство голода было настолько сильным, что охватывал страх умереть от голода. И я очень боялся умереть от голода. Как утопающий хватается за соломинку, я ухватился за, не знаю откуда пришедшую в мою маленькую головку, мысль, что если я научусь читать, то, став грамотным, не умру. Эта спасительная мысль стала моей путеводной звездой на всё моё военное, голодное детство.

Спасаясь от смерти, я начал самостоятельно учиться читать по газетам. Я спрашивал у взрослых как называется какая-нибудь буква. Помечал её угольком из печки и потом, в течение нескольких дней, искал такую же букву в тексте газет, отмечая угольком каждую находку. И очень радовался, когда находил в газетных текстах несколько таких же букв. С наслаждением тыкал пальчиком в каждую находку и при этом, «Вот тебе, знай смерть», громко произносил название буквы. Исподволь полагая, что каждая новая изученная и озвученая буква ещё больше отгораживает меня от смерти и даже чуточку отодвигает саму смерть.«Смерть не тронет меня. Я уже знаю вон сколько букв» - успокаивал я сам себя. Постепенно я самостоятельно освоил слоги и научился читать слова по слогам. К первому классу я был уже вполне грамотным и мать отдала меня в школу сразу во второй класс.

Но я совершенно не знал классных распорядков. Среди нас, второклассников был дефективный «бугай», второгодник или уже даже третьегодник. Во время урока он мог встать и помочиться в углу класса. Не спрашивая разрешения во время урока выйти из класса. Я понимал, что мочиться в углу класса нельзя, но что нужно проситься выйти из класса не знал. И следуя примеру «бугая», если мне нужно было, вставал и молча выходил с урока.

Будучи грамотным, а я знал ещё и таблицу умножения, быстро находил ответы на все вопросы учителя и тут же радостный выкрикивал ответ, забивая всё и не давая другим детям что-то сообразить. И учительница постаралась отделаться от меня, передала меня в первый класс. «Пусть сперва научится школьным манерам».

Эту обидную несправедливость я исправил потом, когда сам стал отцом. До школы я выучил своего сына грамоте, читать и наизусть декламировать стихи. Научил его арифметике, и он знал таблицу умножения. Астрономии - познакомил с созвездиями на небе. Полярной звездой. Географии - купил глобус, и он знал название морей и океанов, континентов и крупные реки на континентах. Государства и столицы крупных государств. И он мог всё это показать на глобусе. Научил пользоваться настенными часами. Памятуя как бездушно обошлась со мной учительница, рассказал сыну, как вести себя в классе. Не кричать, если знаешь ответ на вопрос учителя, а поднять руку, спрашивать разрешения ответить.  И с лёгкой душой отдал его во второй класс, который он окончил на одни пятёрки. А школу сын закончил с серебряной медалью.

Надо ли говорить, что, став школьником, я очень трепетно относился к занятиям в школе. Полагал, что, если пропущу занятия, в страну опять вернётся голод. Да, да! Из-за моего разгильдяйства голод охватит всю страну. Не меньше.

Насильно отправленный смотреть кино, чтобы не пропал билет, я как на иголках сидел на сеансе. Боялся опоздать в школу. И к моменту, когда на экране поросёнок залез на стол и уютно улёгся на нём среди тарелок, рюмок и бокалов, я встал, выбежал из кинозала. Прибежал домой. Быстро схватил сумку с учебниками и помчался в школу. Запыхавшись, я прибежал, как оказалось, очень рано. Ещё не закончились занятия первой смены, и я долго околачивался по пустым коридорам школы.

Вот таковой была подоплёка, почему я первый раз, в 1949 году не досмотрел до конца кинофильм «Весёлые ребята».

Вторая попытка.
- школа №8 в г. Ангарске, 1951 г.

Кинотеатры.
«Из всех искусств, важнейшим для нас является кино» - Ленин В. И.(с) Следуя этому мудрому указанию вождя, индустрия кинопроката развивалась в стране бешеными темпами. В короткий срок в городах в первую очередь возводились кинотеатры. Обычно центральный кинотеатр был самым респектабельным по архитектуре зданием в городе. Помимо центрального кинотеатра, в  каждом районе города были свои кинотеатры поменьше.

Развивался и совершенствовался кинопрокат. Из всей  технологии киноиндустрии мы, мальчишки, знали, что кино демонстрируется частями, обычно не менее трёх частей. После того, как была продемонстрирована первая часть кинофильма, киномеханик включал свет в зале, устанавливал следующую бобину с киноплёнкой. Потом выключал свет в зале и сеанс продолжался.
   
Таинство демонстрации кино кинопроектором влекло нас, мальчишек. В маленькую проекционную комнатку киномеханика набивалось много пацанов. Киномеханик ни когда, ни кого не выгонял. Возможно потому, что использовал пацанов как бесплатную рабочую силу на перемотки бобин. Редко, но с перемоткой бобин иногда происходила путаница. Перемотанную бобину мы могли перемотать заново. Так что кино на такой бобине начинали демонстрировать с зада на перёд. Забавно было видеть, например, как из воды вылетает ныряльщик и застывает на вышке. Долго готовится к прыжку, да так и не спрыгнув, удаляется. Восторгу публики при демонстрации фильма с зада на перёд не было предела. После завершения дневных киносеансов по просьбе публики иногда демонстрировалось такое обратное кино из последней, ещё не перемотанной бобины. Демонстрации сопровождались громким хохотом всего зала.

Говорили, что зимовщики на полярных станциях, которых в стране прославляли как героев, просмотрев по десятому разу все имеющиеся кинофильмы, развлекались тем, что начинали просматривать обратное кино.

Кинопередвижки.
Помимо кинотеатров в стране действовали кинопередвижки. Всё их оборудование для демонстрации кинофильмов помещалось в одном-двух чемоданах. Кинопередвижки охватывали население сёл, где кинотеатров не было. Демонстрировали кино по предприятиям, куда вызывались дирекцией предприятий, чтобы скрасить монотонность какого-нибудь официального мероприятия. Придать мероприятию значимость и шарм. Кинопередвижки работали повсюду. Днём они могли демонстрировать фильмы и в школах. Для этого занятия в первой смене укорачивали на час и на час позже начинали вторую смену. Выкраивая два часа между сменами уроков. Для демонстрации кино выбирали большое помещение какого-нибудь класса. В школах имелись тёмные шторы для завешивания окон.

Перед началом кинофильмов всегда демонстрировался, так называемый, Журнал, продолжительностью на пять-десять минут. На нём показывали события, происходившие в стране. Эти Журналы перед кинофильмами, были важным приёмом пропаганды. Они сплачивали, объединяли людей, приобщая их к событиям, происходящим в стране. Там собрали богатый урожай. Там на заводе начали выпускать автомобили. Там прокладывают канал, который оросит безводные поля. Исподволь формируя сознание людей как участников общего, большого и важного дела, «строительства коммунизма в стране».

"Течёт вода Кубань-реки,
Куда велят большевики!"

В 1951 году, в конце сентября, чтобы немного снять накопившуюся усталость учеников от первого месяца занятий после летних каникул, дирекция нашей школы №8 г.Ангарска заказала в городском кинопрокате демонстрацию в школе кинофильма. Этим фильмом оказались «Весёлые ребята». Я про себя с удовлетворением отметил, что я наконец просмотрю до конца кино, которое не досмотрел в 1949 г. в кинотеатре пос. Свирск. Но не тут-то было. К моменту, когда свинья выбирала место поудобнее улечься на столе, погас свет. Почти все школьники остались дожидаться, когда загорится свет. Но часа через два они стали расходиться. В шесть вечера, так и не дождавшись света, уехала кинопередвижка. Побрёл домой и я. Практически я не ел весь день. Но к голоду мне было не привыкать. Досадно было, что и вторая попытка досмотреть фильм «Весёлые ребята» в сентябре 1951 г.  сорвалась, через два года после первой попытки, не осуществлённой в 1949 году.

Третья попытка.
- Гарнизон лагерной охраны г. Ангарск, 1953 г.

Считается, что Сталин в считанные годы восстановил народное хозяйство страны, разрушенное войной. Но сделал он это используя лагерную силу заключённых, среди которых были и несколько миллионов пленных немцев, задержанных для этого на годы от репатриации в Германию после окончания войны. Оборудование для новых заводов, возводимых в стране, было вывезено по контрибуции со всей Европы, из Германии и стран, союзников фашистской Германии. Крупные заводы были демонтированы и перевезены в СССР. Что и составило основу, так называемого, стремительно возрождённого народного хозяйства страны.

Горы различного оборудования, железных конструкций, труб, различной арматуры, на которых иногда обнаруживались следы разрывов от снарядов, были свалены вдоль Транссиба у нас под Иркутском. И использованы для создания химических производств в г. Ангарске. В последствии на этих производствах вырабатывались ракетные топлива и твелы, ядерное топливо для атомной энергетики. Возможно, вырабатывали и обогащённый уран для атомных бомб. Но эти данные строго засекречены и по сей день.

В условиях бездорожья, тягловой силой в начале строительства были лошади. Когда лошади без ветеринарного надзора начали дохнуть, начальство осознало, что для конных парков нужен ветеринарный врач. Так моя мать, ветеринарный врач с высшим образованием заключила договор со всемогущем НКВД на обслуживание конных парков и в 1950 г. мы переехали в новый, строящийся, коммунистический г. Ангарск.

Поселили нас в шестом микрорайоне на берегу р. Ангары рядом с шестым лагерем заключённых. В микрорайоне проживали семьи вольнонаёмных, расконвоированные заключённые с жёнами и детьми. Жёны заключённых, которые подчиняясь извечному зову в русских женщинах, что затурканной пролетарки, что гордой декабристки - аристократки, жертвовать собой во имя суженного, следовали по Сибири за своими осуждёнными и сосланными в Сибирь мужьями.

Охраной лагерей заключённых ведал гарнизон солдат. Была среди гарнизона солдат и самоохрана лагерей. Это, гарнизонное начальство привлекало для охраны лагерей заключённых, самих заключённых. В самоохране обычно были безвинно осуждённые, фанатично верящие в мудрого Сталина и советскую власть, люди. Как мне кажется сейчас, военное начальство тогда прекрасно понимала всю несправедливость и репрессивность судебной системы страны и, по крайней мере, в г. Ангарске, создавало щадящий режим содержания невинно осуждённым, преданным советской власти лицам. Могло расконвоировать заключённого и разрешить ему проживать вне лагеря. Особенно, если к нему приезжала жена. Могло предоставить работу в самоохране. Самоохрана жила в солдатском гарнизоне, в отдельной казарме. Проживание в казарме военного гарнизона было получше, чем в лагерных бараках. Но с солдатами самоохранники не общалась. Это им было запрещено.

О жителях микрорайона, лагерях и находящихся в них заключённых ходили разные слухи. Так ходили слухи, что именно в нашем шестом лагере сидит один бывший Герой Советского Союза. И назвали даже его фамилию, Проскуров.
Будто в женском лагере под Ангарском находится Фанни Каплан, которая в 1918 году совершила покушение на В. И. Ленина. Передавали слова В.И.Ленина, который, якобы, запретил её расстреливать. "Пусть живёт и в бессильной злобе мучается от того, что коммунизм побеждает в России и по всему миру".
Кем-то были за глаза распущены слухи об интеллигентной аккуратистки, нашей соседки по дому, эвакуированной из блокадного Ленинграда, Вишневской. Шёпотом передавали, что она сослана в Сибирь, как участница покушения на С. М. Кирова. Лишена избирательных прав. Проживает расконвоированной и каждый день обязана ходить отмечаться в комендатуру.
Много ещё чего, мы, подрастающее поколение, слышали от взрослых о суровых буднях советской жизни.

Гарнизон солдат задавал культурную жизнь в микрорайоне. Культура заключалась в играх в волейбол, выходах на стрельбища и обхаживании овчарок - собак, являющихся атрибутом лагерной охраны.

Мы, пацаны, участвовали во всех культурных мероприятиях. Играли в волейбол. Некоторых ребят, в частности меня, как неплохо играющего в волейбол, могли привлечь как подставного игрока, под видом солдата на командные соревнования гарнизонов. Разумеется, мы увязывались за солдатами, идущими строем на стрельбища и там нам могли дать стрельнуть из настоящей винтовки. Некоторые ребята заводили дружбу с собаками и часто посещали овчарню, чтобы пообщаться и угостить виляющих хвостами друзей.

Но наиболее популярным культурным мероприятием была демонстрация кино в гарнизоне. В солдатский кинотеатр бесплатно пускали всех гражданских. Помню, кинофильм «Тарзан» показывали в кинотеатре несколько дней. И мы, пацаны не пропустили ни одного дня, вновь и вновь смотрели один и тот же кинофильм.

С особой радостью я побежал в кинотеатр, когда узнал, что привезли кинофильм «Весёлые ребята». Ещё бы! Я наконец досмотрю фильм до конца и узнаю, чем он закончился. Но опять всё сорвалось. Во время демонстрации кинофильма, у входа в кинотеатр начались громкие разборки, быстро переросшие в драку. Кто с кем разбирался и с чего вдруг началась драка, кто с кем дрался? Мы, зрители сидели в зале и не очень обращали на скандал внимание. Ну, подумаешь, подерутся и разойдутся. Но когда в зале началась стрельба из пистолета в потолок, все вскочили. Народ кинулся к выходу. Демонстрацию фильма прервали и больше не показывали.

Так мне не удалось досмотреть кинофильм «Весёлые ребята» в третьей попытке, спустя четыре года после первой попытки.

Четвёртая попытка.
- Кинотеатр «Художественный», г. Иркутск. 1958 г.

Я уже учился в политехническом институте на геолога. Наступила зимняя сессия. Занятий на факультете в институте не было. Все готовились к экзаменам. Одуревшие от круглосуточной зубрёжки, мы, небольшой группой отправились вечером в воскресенье прогуляться по городу. А главным образом имея целью зайти в городскую столовую на улице Карла Маркса в центре города и хорошенько поужинать. Завтра, в понедельник предстояло сдавать первый экзамен в сессии.

Еда в городской столовой была намного вкуснее, чем в студенческой столовой студгородка. Повара в студенческой столовой явно приворовывали масло, и пшённая каша напоминала мелкую свинцовую дробь. Настолько она была твёрдой. Её так и называли «Пшённая дробь». Подстать пшённой каше были не вкусными и другие блюда.

Когда после ужина, уже под вечер, мы пошли прогуляться по центральной улице города, улице Карла Маркса, я обратил внимание на афишу на кинотеатре «Художественный». Она извещала о демонстрации в кинотеатре кинофильма «Весёлые ребята». Мгновенно у меня созрел план. В числе первых завтра сдать экзамен и поехать в город, посмотреть, наконец, до конца кинофильм «Весёлые ребята».

Решено, сделано. В понедельник я одним из первых на отлично сдал экзамен по минералогии. Кстати, среди студентов строителей бытовала присказка- "Сдал сопромат - женись". Аналогом этой присказки, среди студентов геологического факультета была присказка "Сдал минералогию - женись". Сдав экзамен, я поехал на автобусе в город.

Трамвая, ныне соединяющим студгородок с городом, тогда ещё не было. Автобус останавливался на остановке, прямо, напротив улицы Карла Маркса. Выйдя из автобуса, я чуть ли не бегом последовал к кинотеатру «Художественный». Подбежав, я не увидел афиши, извещавшей о демонстрации в кинотеатре кинофильма «Весёлые ребята», которая была вчера. В полной растерянности я обратился в кассу кинотеатра за разъяснениями. И там мне объяснили, что сегодня понедельник и кинофильм «Весёлые ребята» снят с демонстрации. В понедельник меняется репертуар кинотеатра. Новую афишу ещё не выставили. Подождите полчаса. Сейчас будет выставлена новая афиша.
 
Так сорвалась моя четвёртая попытка досмотреть кинофильм «Весёлые ребята». На одиннадцатом году, после того как в 1949 году неудачно закончилась первая попытка.

Пятая попытка.
- была предоставлена мне в тот же день, только в кинотеатре «Пионер».

С досадой и в растерянности я шел по улице Карла Маркса и вскоре оказался в её конце, возле завода имени Куйбышева. Там находился другой кинотеатр «Пионер». Возле кинотеатра на рамку вешали новую афишу. Вначале я не обратил на это никакого внимания, но работу закончили очень быстро и на рамке стала красоваться афиша, извещавшая, что с сегодняшнего дня, всю неделю в кинотеатре будут демонстрировать кинофильм «Весёлые ребята».

Думаете я кинулся в кинотеатр? Нет. Дело в том, что кинотеатр уже больше года находился в аварийном состоянии. У него просел потолок. И его прямо в зрительном зале подпирали два толстенных ствола дерева с поперечной перекладиной, тоже из толстого длинного бревна.  Когда я раньше ходил в кинотеатр «Пионер», я всегда с опаской поглядывал на эти подпорки, опасаясь, что потолок может рухнуть. Аналогичные ощущения испытывали и другие зрители, судя по репликам, которыми они обменивались на выходе. «Как кино?». «Ничего. Слава богу, выходим живыми».

И вот, учитывая аварийное состояние зрительного зала в кинотеатре «Пионер», я, до мозга костей материалист, нигилист, не верующий ни в бога, ни в чёрта, ни в привидения, ни в русалок, вообще ни в какие суеверия, будущий геолог, отказался идти в зрительный зал. Нет, я понимал, что потолок не рухнет от того, что я окажусь в числе зрителей. Я не испытывал никакого страха. Ничего не испугался и не боялся. В состоянии "ума холодных наблюдений", просто не пошёл. И всё! На всякий случай. Как говорится, чем чёрт не шутит пока бог спит. Бережёного бог бережёт.

Так я не воспользовался предоставленной мне пятой попыткой досмотреть кинофильм «Весёлые ребята». На одиннадцатом году, после того как в 1949 году неудачно закончилась первая попытка.

Шестая попытка.
- г. Ангарск. 1967 год.

Мне было 27 лет, когда я всерьёз начал ухаживать за девушкой, рассчитывая склонить её к браку. Она жила в Ангарске. Закончила мединститут. Работала анестезиологом в городской больнице. Я из Иркутска каждую неделю ездил к ней. Во время конфетно - букетного периода ухаживаний, я, между прочим, рассказал своей пассии о проклятии, которое висит надо мной и вот уже скоро восемнадцать лет не позволяет мне досмотреть кино «Весёлые ребята». Она выслушала меня. Очень удивилась и заинтересовалась.

Где-то через неделю, она вдруг впервые сама позвонила мне на работу и с заговорщическими интонациями в голосе сказала, чтобы я обязательно приехал к ней завтра. Она подготовила мне подарок. «Какой подарок?». «Приезжай, узнаешь. Только обязательно приезжай, иначе подарок пропадёт». И действительно, подарок оказался шикарным. Это были два билета в кино на фильм «Весёлые ребята». Из объявлений в газете она узнала, о том, что в одном из кинотеатров Ангарска демонстрируется фильм «Весёлые ребята». Поехала туда и ей удалось купить на завтрашний день два билета на последний сеанс в 21 час 30 минут. Подарок великолепный.

«Но, как же я вернусь в Иркутск?», - спрашивал я издёвочным тоном свою невесту. «Последняя электричка уходит в 23 часа. Из города до неё, на железнодорожный вокзал я ни как не успею добраться. А мне завтра надо быть на работе. Ну, хорошо. Допустим, я пропущу работу, останусь. Где мне тогда прикажете ночевать? Может быть, ты меня пригласишь ночевать к себе? Но я пока даже не познакомился с твоими родителями. Что ты им скажешь, когда приведёшь меня?». «Вот, папа и мама, сегодня этот парень с улицы будет ночевать у нас. Спать он будет со мной на одной кровати. Это ты им объявишь? Как быть?».

«Уедешь на такси», был мне ответ. Оказывается, она уже узнала, что такси в таксопарке можно заказать круглые сутки. Узнала сколько будет стоить проезд до Иркутска и предложила мне взять у ней денег взаймы, заранее полагая, что у меня не хватит карманных денег на оплату проезда 40 км. из г.Ангарска в г.Иркутск. Проявленная во всём предусмотрительность невесты и её хлопоты по организации нашего визита в кинотеатр, вызвали у меня такой прилив нежности и любви к ней, которые я не могу выразить никакими словами.

После просмотра кино, мы не торопясь прогулялись по ночному городу. Добрались до таксопарка. Взяли такси. Я вначале отвёз невесту к ней домой, а потом поехал в Иркутск. Это была моя первая, сразу большая, загородная поездка на такси. До этого  мне вообще не доводилось пользоваться такси. Во время поездки, я настороженно ждал, что должно что-то обязательно случиться на дороге. Ведь не зря же надо мною восемнадцать лет  тяготело это проклятие. Сегодня я пошёл на поводу Евы - искусительницы. Презрел все препоны. Послушался её. Отведал яблоко с древа познания добра и зла. А значит должен быть, как Адам, наказан. Должен сильно пострадать.

Но ничего со мною не случилось. Во втором часу ночи мы подъехали к крыльцу моего дома в Иркутске. Я рассчитался с таксистом. Спокойно поднялся в квартиру и вздохнул с облегчением. Ничего со мной не произошло. В меня вселилось спокойное чувство уверенности, что никакая кара на меня никогда не обрушится.

На шестой попытке в 1967 году, спустя восемнадцать лет после первой попытки в 1949 году, я, наконец, досмотрел кинофильм «Весёлые ребята».


Рецензии
Ужасно... Чтобы понять такое чувство голода, нужно это пережить... Больно читать о том, как мальчик пытался обмануть голод, учил буквы. Мы знаем об этом только по рассказам, может быть поэтому перестали ценить сытость. Спасибо, что поделились, читала, переживала. С фильмом действительно интересно получилось, все же удалось посмотреть. Понравилась подача сюжета, переплетение кино и этапов жизни. Сильное произведение, достойное, очень понравилось! С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   27.05.2023 21:19     Заявить о нарушении
Виктория!
Большое спасибо за отклик.

Ангарский   28.05.2023 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.