Классификация тюркских языков

Классификация тюркских языков.
В последние годы в сравнительно-историческом языкознании  широко применяется метод глоттохронологии.
Глоттохронология это гипотетический метод сравнительно-исторического языкознания для предположительного определения времени разделения родственных языков, основанный на гипотезе, что скорость изменения базового словаря языка остаётся примерно одинаковой. Эта гипотеза предложена Моррисом Сводешом как попытка аналогии с радиоуглеродным методом измерения возраста органических веществ. В лингвистике предлагается оценивать «лексический полураспад». Этим методом определяется период времени, за который два или более языка разошлись от общего праязыка, путём подсчёта количества заменённых слов в каждом языке. Затем вычисляется приблизительное время появления этих языков. Глоттохронология является приложением лексикостатистики, с которой её иногда путают.
Метод глоттохронологии основывается на постулировании наличия в любом языке основного слоя лексики, играющего решающую роль при исследовании языкового родства. В данный слой лексики входят важнейшие названия частей тела и организма человека, названия объектов и явлений природы, названия элементарных действий, важнейшие местоимения и некоторые другие понятия. Согласно глоттохронологии, данная часть лексического фонда языка очень медленно и неохотно поддается обновлению, причем темп ее изменения во всех языках одинаков. Наиболее устойчивые слова языка были выделены американским лингвистом М. Сводешом, который составил так называемый "лексикостатистический список" (он существует в двух вариантах, включающих 200 и 100 слов; второй вариант более распространен). Список М. Сводеша может использоваться для установления последовательности расхождения языков и для установления времени расхождения родственных языков. При этом подсчитывается число слов, имеющих общий источник. Чем меньше число подобных слов, тем раньше произошло разделение рассматриваемых языков. На основе таких подсчетов для нескольких языков можно определить порядок их выделения из общего праязыка.
Глоттохронология основана на гипотезе, согласно которой в каждом языке особой стабильностью и устойчивостью к изменениям во времени обладает некоторое количество одинаковых для всех языков понятий. Эти понятия относят к так называемой «ядерной лексике». Существуют списки Сводеша для «ядерной лексики»: 200-словный, 100-словный и 30-словный.
Тюркология располагает целым рядом классификационных схем, предлагавшихся различными учеными и построенных на разных принципах.
Принципы классификационных схем варьируют в зависимости от удельного веса принимаемых дифференциальных лингвистических признаков, учета географического признака, а также данных истории тюркских народов.
До недавнего времени ни одна классификация не была сделана с последовательным применением компаративистического метода и не могла претендовать на роль генетической.
Основные лингвистические события, восстанавливаемые для пратюркской и общетюркской эпох, также неукоснительно увязываются языковедами с политической жизнью центральноазиатских гуннов: распад пратюркского единства - с миграцией их части на запад в 56 г. до н. э., несовпадение этой даты с глоттохронологической - с разделением гуннов на северных и южных в 48 г. н. э. с домысливанием их последующего слияния в Казахстане и в Семиречье.
Например, классификация О.А. Мудрака,  основывается на разделении тюркских языков на восточнотюркские сибирские и западнотюркские. Сибирские разделяются на якутские и саянские, с одной стороны, и хакасские и горно-алтайские в их числе киргизский, с другой, а западнотюркские на карлукские, кыпчакские и огузские в одно и то же время, причем языки рунических надписей, караханидский, древнеуйгурский и халаджский отнесены к карлукским. Тем самым в остальном консервативная его классификация отличается именно привязкой древнетюркских письменных памятников к одной конкретной группе, карлукской. Саларский язык наиболее рано отделяется от остальных огузских. В пределах половецкой подгруппы кыпчакских ближайшими оказываются караимский и крымскотатарский, кумыкский и карачаево-балкарский. Тубаларский язык принадлежит к южноалтайским. Под вопросом остается соотношение азербайджанского с туркменским и турецким на предмет большей близости. Лексикостатистическая классификация А.В. Дыбо использующая гораздо меньше языков, тоже постоянно уточняющаяся, кардинально отличается от классификации О.А. Мудрака. Принципиальными являются следующие моменты:
хакасские языки - ближайшие родственники карлукско-кыпчакских, образующие с ними "центральную" группу.
Карлукско-кыпчакские не разделяются на карлукские и кыпчакские как отдельные подгруппы - специфических признаков, противопоставляющих карлукские и кыпчакские, не существует, тем самым отсутствие или непоследовательность перехода г > в заднерядном контексте в караимском, крымскотатарском его среднем диалекте или лобнорском является архаизмом, а не заимствованием, из традиционно выделяемых кыпчакских подгрупп сохранена только ногайская;
отсутствие ближайшего родства якутского с саянскими и хакасскими, а огузских с карлукскими и кыпчакскими - это отдельные ветви, при современном уровне знаний не выводимые из орхоно-енисейских .
В российской тюркологии распространено разделение тюркских на западные западнохуннские и восточные восточнохуннские, но не все согласны, что оно имеет генетический характер. По некоторым классификационным единицам - историческим и современным - крайне мало достоверных сведений. Так, практически ничего не известно про исторические языки огурской подгруппы. Про хазарский язык предполагается, что он был близок чувашскому языку и собственно булгарскому. Сведения базируются на свидетельстве арабских авторов ал-Истахри и Ибн-Хаукаля, которые отмечали схожесть языков булгар и хазар с одной стороны, и непохожесть хазарского языка на наречия остальных тюрков - с другой. Принадлежность печенежского языка к огузским предполагается на основании прежде всего самого этнонима печенеги, сопоставляемого с огузским обозначением свояка ba;anaq. Из современных малоописанными являются сирийско-туркменский, локальные диалекты ногайского и в особенности восточные тюркские, фуюйско-кыргызский, например. Неоднозначным остается вопрос соотношения между собой выделенных групп собственно тюркской ветви, в том числе соотношение современных языков с языками рунических памятников.
Для составления 100 словного списка я воспользовался базисной лексикой орхоно-енисейских надписей и «Словаря» Махмуда Кашгари, знаменитых памятников древнетюркской письменности VIII-XI веков. Была составлена таблица, показывающая эквиваленты древних тюркских слов в восьми современных тюркских языках (азербайджанский, узбекский,  казахский, татарский, чувашский, алтайский, тувинский и якутский).
со времени создания Первого Тюркского Каганата (1500 лет), а также за тысячу лет, прошедших со времени написания в Багдаде Махмудом Кашгари тюркского словаря в тюркских языках, входящих в огузскую, кыпчакскую и карлукскую группы сво; значениеизменили в среднем от 3 до 5 слов. За это же время предки чувашей и якутов  потеряли  соответственно 20 и 21 слово. В среднем же во всех тюркских языках за 300 лет из базисной лексики  «выпадало» одно слово. Таким образом, мы можем предположить, что, для того, чтобы в базисной лексике чувашского и якутского языков было заменено 20 слов,  понадобилось не менее 6000 лет (20 слов х 300 лет). То есть, мы можем предположить, что распад древнетюркской общности произош;л в IV тыс. до н.э. Видимо, именно тогда, в IV тыс. до н.э.,  в поиске новых пастбищ, предки современных чувашей и якутов, покинули историческую прародину. В дальнейшем, под натиском новых тюркских плем;н предки чувашей заселили верховья Волги и здесь смешались с местными финно-угорскими народами. Апредкам якутов, пришлось пройти весьма длинный путь, прежде, чем они в конце XIII века н.э. не обрели новую родину на берегах Лены. За 4500 лет, пока якуты добирались до новых земель, они по пути породнились с монгольскими (буряты), тунгусскими (эвенки) имногими другими сибирскими народами, что и отразилось  на фонетике и лексике современного якутского языка.  Необходимо отметить, что  знаменитый английский лингвист Дж.Клоусон, первым применивший глоттохронологический анализ к оценке «алтайской» теории, особо отмечал «сверхстойскость» тюркских языков: «В течение исторического периода монгольские языки оставались исключительно стойкими к изменениям, а тюркские-сверхстойкими. Вряд ли есть основание предполагать, что эта устойчивость -недавнее явление».

Распад древнетюркской общности:
1. протобулгары -4-3 тыс. до н.э  -путь через Кавказ на север:>Северное Причерноморье (киммерийцы, гунны, хазары) > Северное Поволжье (проточуваши). В дальнейшем часть протобулгар переселилась на территорию Прибайкалья (протоякуты),

2. протоуйгуры (лобноро-таримцы), протоалтайцы, протохакассы, прототувинцы -3-2 тыс. до. н.э. -путь по Евразийской степи  на восток:  Волга>Урал> Енисей>Таримская впадина (протоуйгуры,

3. протохунны (протокыпчаки) -2 тыс. до.н.э.-путь по Евразийской степи  на юго-восток: Волга>Урал > Мангышлак> Алтай> Монголия-Ордос (хунны).

4. протоогузы (скифы, юэчжи, «пазырыкцы», тюркюты, огузы)-середина первой половины первого тысячелетия до н.э.  путь на  восток: Закавказье > Памир > Монголия > Алтай (юечжы-пазырыкцы). Другая группа огузов переселилась на территорию Северного Причерноморья (скифы Геродота).

Предки азербайджанских тюрков (ишгузы -"ич огуз" -внутренние огузы)
никогда не покидали свою историческую прародину на Южном Кавказе (Аран).
Ишкуза или Скифское царство — военное и/или политическое образование, созданное скифами в VII—VI вв. до н. э. в Передней Азии. Вопрос о точных границах и форме государственности (царство, военно-политическое объединение или опорная база скифов) Ишкузы остаётся открытым. Центр обычно локализуется в Закавказье — в западной части современного Азербайджана, и/или на северо-западе Ирана — в районе озера Урмия.  Википедия.


Рецензии