Странная реабилитация Хрущева

Известно всем, что борец с культом личности Сталина Хрущёв начал реабилитацию незаконно репрессированных жертв тирании, именно это признаётся его несомненной заслугой.

Правда, многие недоброжелатели Хрущёва упорно именуют его троцкистом, но вот толком никто не объясняет, что же такого он натворил троцкистского? Что старательно истреблял «врагов народа» – так начальство той поры даже соревновалось, кто больше врагов выявит, чтобы доказать вождю свою преданность. Почему-то забывая, что он не скрывал своего почитания Троцкого, когда это было не опасно, но потом переобулся на лету.

А вот про иную деятельность Хрущёва известно меньше, хотя вот здесь его деятельность сверхактивна. Итак, 14 марта 1953 года на Пленуме ЦК Хрущёв избран секретарём ЦК, ему дано право руководства работой Секретариата и быть председателем на заседаниях.13 июля 1953 г. Хрущёв провёл один из первых документов союзного значения, в котором говорится:
«1. Обязать Военную Коллегию Вер¬ховного Суда СССР пересмотреть дела на осужденных генералов и адмиралов, имея в виду:
а) прекратить дела и полностью ре¬абилитировать генералов и адмиралов (далее 37 имен)...
2. Обязать МВД СССР:
а) прекратить дела и полностью реа¬билитировать генералов (15 имен)».
То есть не рассмотреть, изучить, выяснить обстоятельства, а просто выпустить на свободу. Теперь не Сталин, у которого был культ личности и необоснованные репрессии, а ЦК единственный знает, кто виновен, а кто нет.
Кто же все эти генералы и адмиралы, жертвы репрессий, когда и за что аре-стованы?

Про всех точно сказать не получится. Однако некоторые имена всплывают в документах. Вот, например, генерал Сиднев.

Арестован за мародерство. Нет, понятно, что в любой армии была старая пословица: «Что в бою взято, то свято!» – боевые трофеи никто не отменял. Но среди генералов «сбор трофеев» по домам обывателей, по музеям и магазинам поражал воображение. У Сиднева в про¬токоле допроса перечисляется «около сотни золотых и платиновых изделий, тысячи метров шерстяной и шел¬ковой ткани, около 50 дорогостоящих ковров, большое количество хрусталя, фарфора... 5 уни¬кальных большой ценности гобеленов, три золотых браслета с бриллиантами... 15 золотых часов, 42 золотых кулона, колье, брошей, серег, цепочек, 15 зо¬лотых колец... 600 серебряных ложек, вилок и других столовых предметов...»

У генерала Крюкова конфисковали четыре автомобиля: два «мерседеса», «ауди» и «Хорьх 951», который выпускался для германской правящей верхушки. Кроме того, три «квартиры, две дачи, 700 тысяч на¬личных послереформенных рублей, 107 ки¬лограммов серебряных изделий, 35 ковров, скульптур, ваз, 312 пар мо¬дельной обуви, 87 костюмов и пр.

А еще у Крюкова была жена, из¬вестная советская певица Лидия Рус¬ланова, у которой нашли бриллианты, их она держала в квартире домработницы. У нее была и не¬большая картинная галерея – 132 картины русских художников.

В по¬казаниях подследственных мелькают две фамилии соучаст¬ников мародёрства, которые ввиду своего очень высокого положения по¬сажены не были: маршала Жукова и чекиста Серова. Оба, будучи связаны с Хрущевым старой дружбой, активно поддержали его на пути к власти, неудивительно, что он расплатился с ними в числе прочего и свободой их друзей. А с другими по¬могавшими ему генералами – свободой уже их друзей. Заодно и верных сторон¬ников приобрел.
Если друг оказался вдруг...
У партийцев имелись свои друзья, которых тоже надо было очистить от всех обвинений.

В 1954 г. 15 апреля – постановление Прези¬диума о реабилитации тех, кто про¬ходил по «ленинградскому делу». Глубоко свои, партийные товарищи.

4 июня – записка Руденко о реаби¬литации маршала авиации Худякова, который был осужден «за измену Родине и злоупотребление служебным положением». Согласно разъяснениям прокурора, маршал был расстрелян за то, что в 1918 году его завербовал ан¬глийский разведчик… про то, что данный товарищ был причастен к пропаже в 1945 году самолета, на котором перевозили золотой запас Маньчжоу-Го, ни слова.  Но вот что можно найти об этом маршале авиации в открытом доспуте.

В 1945 году на территорию так называемого марионеточного государства Маньчжоу-го высадился советский десант. Руководил этой уникальной операцией маршал авиации Сергей Худяков. Он же отправил в Москву и захваченный золотой запас Маньчжурии. Однако до столицы долетели не все самолеты.

Как Ханферянц стал Худяковым
На самом деле советского маршала звали Арменак Артемович Ханферянц. Родился он в 1902 году в Карабахе. Отец Арменака рано ушел из жизни, поэтому будущий военачальник, едва отметив 15-летие, покинул родной дом. Подросток сумел добраться до Баку и устроиться там на работу. Как утверждает Виктор Бусловский, автор книги «Победоносцы», именно в этот период судьба свела Арменака с Иосифом Джугашвили, тогда еще руководителем подпольного кружка революционеров. Некоторое время Ханферянц даже участвовал в выпуске газеты «Искра». Впрочем, все это продолжалось недолго: в 1918 году Арменак вступил в красногвардейский отряд. В отряде Арменак Ханферянц познакомился с настоящим Сергеем Худяковым.

Как писал Леонид Дубровин, который был лично знаком с Арменаком Артемовичем, в своей книге «Пикировщики», как-то раз, когда красногвардейцам пришлось эвакуироваться из Баку на пароходе, Ханферянц упал в воду. Плавать он не умел, но на палубу его вытащил оказавшийся рядом командир Худяков. Впоследствии Худяков был ранен и, уже будучи при смерти, сказал Арменаку: «Теперь ты вместо меня!». Так Худяков не только передал сослуживцу командование, но и свои паспортные данные.

Военная карьера Худякова
Неизвестно, зачем Ханферянцу понадобилось скрывать свое происхождение, но в книге Валерия Торчинова и Алексея Леонтюка «Вокруг Сталина» приведены слова высокопоставленного чекиста Мамуляна, который стал Мамуловым. Генерал утверждал, что «товарищ Сталин не любил армянских фамилий». Как бы то ни было, большую часть своей жизни Арменак Ханферянц предпочитал называться Сергеем Худяковым. Именно под этими именем и фамилией он построил свою дальнейшую военную карьеру.

К началу Великой Отечественной войны уже полковник Худяков числился начальником штаба ВВС Западного фронта. В 1942 году он был назначен командующим 1-й воздушной армии Западного фронта. Несмотря на высокие посты, которые занимал Худяков во время войны, он никогда не бросал летной практики. Вениамин Малафеев, шеф-пилот Сергея Александровича, утверждал, что Худяков отличался необыкновенной решительностью и смелостью. Недаром, как указано в работе К. А. Арутюнян «Первый маршал-армянин Советской армии», в октябре 1941 года Худякову было присвоено звание генерал-майора авиации, а еще через 3 года он стал маршалом. О том, как власти ценили Ханферянца, говорит и тот факт, что он участвовал в знаменитой Ялтинской конференции.

Однако после Великой Отечественной войны отношение к Ханферянцу изменилось. Тогда Худяков-Ханферянц был назначен командующим 12-й воздушной армией, которая принимала участие в военном конфликте с Японией. Именно Сергей Александрович разработал операцию, в ходе которой в Мукдене высадился десант и был захвачен в плен император Пу И.

Как пишет Роман Браккман в своем издании «Секретная папка Иосифа Сталина», по приказу «отца народов» из Маньчжурии были вывезены все промышленные предприятия и золотой запас. Причем один из самолетов, на борту которого находилось золото, бесследно исчез. По некоторым данным, это происшествие и стало поводом для ареста Ханферянца в декабре 1945 года. Примечательно, что, как утверждает Марк Солонин, автор книги «Другая хронология катастрофы 1941», постановление о взятии Арменака Артемовича под стражу было оформлено только спустя несколько месяцев. Сыграло на руку сотрудникам НКВД и подложное происхождение Ханферянца. Кроме прочего, его обвинили в шпионаже и измене Родине.

В апреле 1950 года Худякова расстреляли. Однако после смерти Сталина маршал был реабилитирован. Марк Солонин предполагает, что с военачальником расправились как с ненужным свидетелем те, кто был причастен к каким-то темным делам. Тем более, что самолет, набитый маньчжурским золотом, так и не нашли.

2 августа – записка Руденко о реаби¬литации генерал-лейтенанта Рычагова, арестованного в начале войны вместе с другими руководителями ВВС. Кто ин¬тересуется военной историей, помнит, что творилось на аэродромах 22 июня.

Ни о каких других реабилитациях Хрущёв не упоминал. На лесоповале и в забоях – продолжайте выполнять норму, вы же вагонами не «трофеили»!

Но давайте вспомним, как  отблагодарил Хрущев своих друзей. Вначале министра обороны Жукова.
 
В последние годы жизни Сталина маршал Георгий Жуков оказался в опале. Несколько его близких соратников и друзей были осуждены на 25 лет, сам он был отправлен руководить третьестепенным Уральским военным округом.
Но всё изменилось после смерти Сталина и падения Берии. Зная о враждебном отношении Жукова к Берии, Хрущёв, Маленков, Молотов и Булганин заручились его поддержкой. Именно военным было поручено арестовать могущественного силовика, а затем охранять его до суда. Жуков лично руководил арестом некогда всесильного наркома. По краейней мере, так гласит официальная версия.

За помощь в деле Берии он получил пост министра обороны, а также стал кандидатом в члены Президиума ЦК (так в то время именовалось политбюро). В 1956 году Жуков получил очередную звезду Героя Советского Союза.

В это же время над головой Хрущёва стали сгущаться тучи, он вызывал недовольство старых соратников Сталина. В 1956 году на ХХ съезде партии Хрущёв первым успел развенчать сталинский культ личности и тем самым вывести себя из-под удара. Это выступление поставило в крайне щекотливое положение всю сталинскую гвардию, ведь при желании генсек мог избавиться от любого из них, припомнив их участие в массовых репрессиях. Поэтому они решили сыграть на опережение.
18 июня 1957 года прямо на заседании Президиума ЦК на Хрущёва обрушился с критикой Маленков, а затем его поддержали и остальные представители сталинской гвардии. После разноса Хрущёва началось голосование по его отставке. Семь членов проголосовали за. Четверо, включая самого Хрущёва, против. Сам генсек настаивал на том, что его может снять только Пленум ЦК, который утверждал его в должности.
Вынесение вопроса на голосование Пленума ЦК было невыгодно противникам Хрущёва, поскольку там он имел бы куда большую поддержку.

В критический момент на выручку генсеку пришёл Микоян, убедивший всех перенести заседание на следующий день, поскольку некоторые его члены отсутствовали, а без них нельзя было принимать такое важное решение.
Воспользовавшись этой паузой, Жуков помчался на помощь. Министр обороны тут же связался с регионами и потребовал в кратчайшие сроки выделить военные транспортные самолёты для переброски в Москву членов ЦК, поддерживавших Хрущёва. Он также лично поговорил с Ворошиловым, пытаясь убедить его прекратить поддерживать заговорщиков и перейти на сторону Хрущёва, но тот отказался.
Переброшенные военными самолётами хрущёвцы осадили Президиум ЦК и потребовали созыва пленума. Заговорщики противились, но после долгих и тяжёлых переговоров согласились.

По воспоминаниям маршала, в первый день Президиума ЦК, когда положение для Хрущёва было критическим, он обратился к нему с мольбой: "Георгий, спасай положение, ты это можешь сделать. Я тебе этого никогда не забуду".

Хрущёв действительно не забыл, только его "благодарность" оказалась очень специфической. Четыре месяца спустя он изгнал Жукова из армии.
Поначалу всё шло хорошо. Жуков не только сохранил пост министра обороны, но и был включён в состав Президиума ЦК. Впрочем, пребывание Жукова в этом органе власти было недолгим. Он продержался там ровно четыре месяца, установив антирекорд по срокам пребывания.

В октябре Жукова отправили в поездку в Югославию. Пока маршал отсутствовал, вопрос о его смещении был согласован на самом верху. С одобрения Хрущёва руководитель Главного политического управления армии и флота Желтов поручил провести в военных частях собрания партийного актива, на которых Жуков был подвергнут разгромной критике.

Вернувшегося в СССР маршала практически с аэродрома повезли на заседание Президиума ЦК, где слово взял Суслов, начавший распекать Жукова за упущения в работе. Затем попеременно выступили все члены Президиума ЦК, высказавшие свои претензии, а Микоян, по воспоминаниям Жукова, в пылу полемики обронил фразу: "Откровенно говоря, мы вас боимся". Микоян, известный пройдоха и старинный друг Хрущева своими словами выразил опасение своего патрона  Хрущева.

Президиум ЦК единогласно одобрил решение снять маршала с поста министра обороны и более подробно разобрать его упущения на Пленуме ЦК через несколько дней. Там Жуков подвергся полному разгрому. Никто из Президиума ЦК, Секретариата ЦК, верхушки армии не выступил в поддержку маршала. Кого-то Жуков когда-то обругал, против чьего-то назначения на важный пост протестовал, кто-то его просто опасался. Теперь все припоминали ему личные обиды.

В последний день Пленума ЦК дали слово маршалу. Тот признал ошибки и недостатки, в которых его винили, и пообещал исправить их. Затем слово взял Хрущёв, который произнёс бурную речь и предложил провести голосование по вопросу исключения маршала из Президиума ЦК и Секретариата ЦК. Предложение генерального секретаря было поддержано единогласно.

Жизнь свою опавший маршал прожил на даче, работая над своими мемуарами, которые после выхода в свет произвели эффект разорвавшейся бомбы. Это были первые мемуары полководца такого высокого уровня.

Теперь расскажу, как избавился Хрущев еще от одного подельника, который помог ему избавиться от Берии – Ивана Серова.

Ивaн Ceрoв вoзглaвил КГБ в 1954 гoду, a чeрeз 4 гoдa eгo пeрeвeли нa дoлжнocть нaчaльникa другoй cпeцcлужбы – Глaвнoгo рaзвeдывaтeльнoгo упрaвлeния. Пoльзуяcь близкими oтнoшeниями c Хрущёвым, Ceрoв нeрeдкo прeдocтeрeгaл гoвoрливoгo coвeтcкoгo лидeрa oт «выбaлтывaния ceкрeтoв» вo врeмя вcтрeч c инocтрaнцaми.

В 1963 гoду ГРУ coтряc грoмкий cкaндaл. Выяcнилocь, чтo пoдчинённый Ceрoвa, пoлкoвник Oлeг Пeнькoвcкий, – тaйный aгeнт бритaнcкoй и aмeрикaнcкoй рaзвeдoк. Имeннo блaгoдaря eгo дoнeceниям в CШA узнaли o рaзмeщeнии coвeтcких рaкeт нa Кубe. Прoцecc нaд рaзoблaчённым шпиoнoм прoхoдил в уcлoвиях нeбывaлoй публичнocти, и в итoгe Пeнькoвcкoгo рaccтрeляли. Ceрoв жe лишилcя пocтa c фoрмулирoвкoй «пoтeря бдитeльнocти». Чтoбы дaннoe рeшeниe былo бoлee убeдитeльным, нa дoклaдe в прeзидиумe ЦК нaчaльнику ГРУ припoмнили eгo нeблaгoвидную рoль в дeпoртaции нaрoдoв при Cтaлинe.

Oднaкo рeaльнaя причинa oтcтaвки Ceрoвa былa инoй. В пaртии нe мoгли нe знaть, чтo Пeнькoвcкий был принят нa рaбoту в рaзвeдку вoпрeки вoлe «Ивaнa Грoзнoгo». Ceрoв зaпoдoзрил нeлaднoe ужe пocлe изучeния биoгрaфии Пeнькoвcкoгo и нe cчитaл eгo пoдхoдящим для рaзвeдывaтeльнoй рaбoты. Пo этoй жe причинe нaчaльник ГРУ нe дaвaл пoлкoвнику ceрьёзных пoручeний.

Из тeкcтa oпубликoвaнных в 2016 гoду тaйных днeвникoв Ивaнa Ceрoвa cлeдуeт, чтo прoтив нeгo дeйcтвoвaли врaги в пaртaппaрaтe, ужe гoтoвившиe зaмeну Хрущёвa Брeжнeвым. Зaгoвoрщикaми были ceкрeтaрь ЦК КПCC Aлeкcaндр Шeлeпин и прeдceдaтeль КГБ Влaдимир Ceмичacтный. Пocлeдний, кaк прeдпoлaгaл Ceрoв, и cплaнирoвaл прoвoкaцию c Пeнькoвcким. Дeлo в тoм, чтo шпиoнa нaпрaвили рaбoтaть в ГРУ ужe пocлe тoгo, кaк гocбeзoпacнocти cтaлo извecтнo o eгo прeдaтeльcтвe. «Видимo, этoт пoдлeц был двoйникoм, рaбoтaя нa aмeрикaнцeв. И oднoврeмeннo был ceкcoтoм у КГБ», – пиcaл Ивaн Ceрoв o Пeнькoвcкoм.

Тaк или инaчe, цeль aппaрaтных интриг былa дocтигнутa – имя нaчaльникa ГРУ пoкрылocь пoзoрoм. 12 мaртa 1963 гoдa oн был лишён звaния Гeрoя Coвeтcкoгo Coюзa бeз кaких-либo oбъяcнeний. «Мы тaк рeшили», – зaявил Ceрoву видный дeятeль пaртии Фрoл Кoзлoв. Eщё чeрeз мecяц Ceрoвa пoнизили в вoинcкoм звaнии – пoгoны гeнeрaлa aрмии eму пришлocь cмeнить нa гeнeрaл-мaйoрcкиe. Нeкoтoрoe врeмя бывший прeдceдaтeль КГБ cлужил в «пoчётнoй ccылкe» в Туркecтaнcкoм вoeннoм oкругe, oднaкo в 1965 гoду oн был увoлeн из вooружённых cил, a тaкжe иcключён из пaртии, нecмoтря нa 40-лeтний cтaж. Дoлгoe врeмя Ивaн Ceрoв бeзуcпeшнo дoбивaлcя вoccтaнoвлeния в рядaх КПCC и пытaлcя дoкaзaть, чтo Oлeгa Пeнькoвcкoгo внeдрилo в ГРУ вeдoмcтвo Ceмичacтнoгo. Бывший рукoвoдитeль cпeцcлужб cкoнчaлcя зa пoлтoрa гoдa дo рacпaдa CCCР.


Рецензии