Простые мысли
Простые мысли посетили мою старую голову после просмотра очередной передачи Е. Шульман. Она описывала содержание книг известной научной парочки Аджемоглу и Робинсона. В частности Екатерина отметила, что любая элита стремится к централизации для сохранения существующего положения. Вполне логичное утверждение — зачем что-то менять, если ей (элите) и так хорошо. А централизация представляется элите хорошим средством для консервации существующего положения. Тем не менее, изменения неизбежно случаются. Почему же?
Вот как я пытаюсь это объяснить себе, если исходить из аксиомы, что централизация препятствует разнообразию и, как следствие, развитию.
В странах где элита долго не меняется в силу вышеуказанных причин замедляется (или обращается вспять) благосостояние общества, неизбежно нарастают психологическая неудовлетворенность и дискомфорт не только в беднеющем большинстве общества, но и в самой элите. Это происходит так как нарастают разрывы:
между элитой и обществом, поскольку различие в благосостоянии постоянно увеличивается (сама то элита себя не обижает даже в условиях экономического упадка),
между обществом (что очень важно, включая элиту) и окружающим миром различие в уровне жизни тоже рано или поздно растет и становится значимым фактором неудовлетворенности (особенно в наше время информационной открытости и свободы выезда за границу).
Дальше из элиты выделяется личность, отличающаяся от своих (как правило, весьма алчных) собратьев более высоким уровнем нравственности (при прочих лидерских качествах). В истории России это такие фигуры, как Александр 2-ой, Столыпин, Хрущев, Горбачев, Ельцин.
Далее следует проведение болезненных реформ и неизбежная реакция на них общества, толкающая элиту к возврату в наезженную колею автократии.
Реакция проявляется всегда, но по разному. После Александра 2-ого все же осталось освобожденное крестьянство, после Хрущева снижение репрессивности режима, после Горбачева-Ельцина рыночное хозяйство. А вот в начале 20 века произошла настолько сильная реакция, что страна (под фанфары коммунистической идеологии) вернулась к архаическому, деспотическому режиму.
Похоже сегодня мы находимся в фазе максимума очередной реакционной волны. Скоро из элиты должен «вылупиться» нравственный лидер.
Нравственным, думаю, является человек, для которого заповеди «не убий», «не укради» и «не лги» действительно являются ценностью, а не риторическим инструментом удовлетворения алчности.
Остается надеяться и ждать.
Бен Стаско
31.03.2021
Свидетельство о публикации №221051300548