Сиди и смотри. Видь и будь. 23
23.
Предпочитаю смотреть в окно, чем смотреть телевизор. Но поскольку телевизор в квартире имеется (уже в нерабочем состоянии), а живу один, то иногда устраиваю просмотр дзэн-телевидения. Как? Смотрю в тёмный экран, созерцаю пустоту. Казалось бы, можно закрыть глаза и увидеть то же самое. Зачем усложнять?
А нет никакого усложнения. Всё можно. Даже выбросить телевизор, чтобы и воспоминания о нём, и присутствия его в доме не было, чтобы место не занимал, пыль не собирал. Но телевизор пока ещё стоит, мне не мешает, пыль вытереть не трудно, а уму всё ж игрушка и ловушка - смотреть туда, где ничего не возникает и ничего не происходит. Зато при таком занятии с умом что-то происходит. Это как "смотришь в книгу, видишь фигу", только рифму не подобрал к слову "экран". Можно было бы использовать "туман" - "смотришь в экран, видишь туман", но это при условии, что телевизор рабочий, включенный, и без антенны. Белый шум и мерцающие точки. А так ничего не видишь. А это уже кое-что. То есть – экран есть, изображения нет, а процесс видения продолжается.
То пустота внутри (с закрытыми глазами), а то снаружи. То вглядывание, а то рассматривание. Известно из книг – «что внутри, то и снаружи», но требуется время, чтобы знание перенести в переживание и понимание. Требуется наблюдение. В такой способ я проникаюсь, и надеюсь, приближаюсь к постижению высшей истины духовных учений, в отсутствие Мастера и монастыря. Куда мне ехать и зачем? Вот он я, вот он ум, вот оно всё здесь - сиди и смотри. Сижу. Смотрю. Иногда даже вижу.
Секрет в том, что, если есть смотрящий, то есть и изображения, образы, ибо и сам смотрящий является первоначальным образом в уме, запускающий остальные образы и впитывающий впечатления. А если вдруг смотрящий исчезнет, то остаётся только видение, внимание. У кого внимание? Нет никого. Откуда внимание? Из ниоткуда. Оно есть, просто случается. Уже потом, в думающем уме, когда он включится, возникнут образы, концепции и объяснения.
Посидев в дзадзэн, пребывая в состоянии пустотности, а затем вдруг став невольным свидетелем работающего у кого-то телевизора или радио, обнаруживаешь скрывающуюся за яркими вывесками и звуками мира, за суетой, что деловой, что праздной деятельности всё ту же пустотность. За формами, образами, словами, действиями просвечивает пустота. Видишь тогда изображение на экране как мельтешение, поведение людей как кривляние, особенно, если с выключенным звуком, происходящее воспринимается иллюзорным и фальшивым. Всё тщета и суета сует, повторяешь за Экклезиастом. Возникает ощущение, что жил тысячу лет и видишь, что нет ничего нового под Луной. Всё наносное, поверхностное, мелкое, временное, и оно бы всё ничего, если бы не всепроникающий клей эгоистичности. Временное до сиюминутности. Каждый борется за свою минуту славы, удовольствия, власти, успеха, самоутверждения. Будто игра "Царь Горы". "Лишь мгновение ты наверху, и безудержно катишься вниз". Но есть и такие, которые умело, изо всех сил цепляются за достижения, власть, богатство, задерживаясь подольше. За что каждый надеется получить строчку в коллективной истории человечества, попасть в Анналы. Особенно клейкие личности.
Только всё проходит, и это пройдёт, повторяешь за Соломоном. Не факт, что сказал именно Соломон, но приписывают ему, через него дошло к нам. Нет гарантий, что последующие поколения не перепишут историю или не повырывают из неё целые страницы. Соломону и Экклезиасту удалось и повезло сохраниться.
Всё пройдёт, как проходит эта минута, и эта, и вот эта, и следующая... Минута за минутой. Час за часом, день за днём. А кто-то видел, слышал, осязал время? Время с чем-то сравнивают, потому что иначе его никак не обнаружить. Время течёт как вода, сыпется как песок сквозь пальцы, годы как птицы летят, и прочие метафоры. Умственная абстракция. Всё что смогло человечество, это заточить время в часах, посадив на цепь, и вот оно оттуда тикает и дёргается стрелками или цифрами. Тикающее время - "тик-так, тик-так" - это подмена, это, всего лишь, тикающий механизм, рабочий хронометр, напоминающий работающий телевизор, передающий изображение и звук. Его завели, он работает. Забудьте его завести, и он остановится, не сможет исполнять заложенную в нём функцию. Не переворачивайте песочные часы и образ времени рассыплется. Колба есть, песок в колбе, но без человека время окажется никому не нужным. Оно искусственно. Пружину должен заводить человек, менять батарейку, и следить за временем на часах тоже будет человек. Уберите из временно-пространственного континуума человека и этим самым континуумом можно подтереться. Нет, даже подтереться невозможно будет без человека. Ах, химия, ах физика, математика, ах астрономия! Ах, возможности человеческого разума! Ахи и охи! Да фигня всё это без человека, никому не нужная фигня.
Без часов и идеи времени, которой подчинено всё в мире, не станет искусственного времени, тактового, дробного, вычислительного, но останется природное время. Такт - это один "тик-так", или шаг стрелок.
Живя в природе, люди наблюдают за природой и приспосабливаются к ней. А живя в мире они противопоставляют себя природе, борются с ней и используют её ресурс для собственного величия. Чем является природное время? Сменяемостью, цикличностью, периодичностью явлений. День - ночь, прилив - отлив, смена сезонов.
Если абстрагироваться от мира, или покинуть мир, вернувшись к природосообразной жизни, нужно ли будет механическое или астрономическое время? Крайний случай выхода из социума - первобытнообщинный образ жизни или отшельничество. Зачем в уединённой жизни время? Считать количество лет как ушёл из мира, считать дни рождения? Не нужно ни с кем согласовывать действия, планировать, договариваться. Утро, день, вечер, ночь. И повторится сначала. День прошёл, и хорошо. Будет день и будет пища. Не будет пищи, не будет следующего дня. Вчера и завтра - условность и относительность, сегодня - практичность и конкретность. Распорядок простой жизни подчинён сезонам - временам года и природным факторам. Акцент на настоящем моменте, на проживании ситуации, переживании состояния, человек больше в теле и ощущениях, чем в уме, его волнует насущное. Какая разница, сколько зим и лет прошло с того знакового события? Знаковые события: чьё-то рождение или чья-смерть, неурожай или природный катаклизм. Или он выберет себе знаковое событие, от которого начнёт летоисчисление? Тогда должен быть кто-то, кому можно передавать имущество, знания, опыт, историю рода. И коллективно выживать, и бороться с другими сообществами и группами. Возникают предпосылки для создания общества. Так возникает и формируется мир - система правил, знаний, навыков, умений, отношений, впоследствии законов о совместном проживании, деятельности, внутреннего распорядка, договоров.
Для мира это необходимо, и неизбежно проявляется. А индивиду или группе особей это нужно?
Но штука в том, что организованная и управляемая группа является более жизнеспособной и успешной в сравнении с одиночками. А для того, чтобы договариваться и уметь действовать сообща, нужно изобрести время и научить им пользоваться всех членов сообщества. Насекомые и животные тоже могут действовать слажено, но человек более сложно устроен, и человеческий социум более сложно организован. Человек способен пользоваться не только собственным телом, а вдобавок создавать орудия труда, в огромное количество раз увеличивая инструментальную базу, энергетическую мощь и творческий потенциал. Нужен был язык. А в языке заложена основа времени: прошлое, настоящее и будущее время. Возникает мышление.
Но если взять человека самого по себе, вне социума, то, так ли ему важно знать сколько зим и лет он живёт на белом свете? Ему оно зачем, если нет личности, если он вне социальных отношений? Неужели йог в горах продолжает считать годы жизни и при этом медитировать на вечность?
Ты быть, ты жив - это прежде ощущается, чувствуется, а затем уж мыслится. Как тебя зовут - это важно, если ты одинок? Если в социуме, то да. А если ты сам по себе, то кто к тебе будет обращаться по имени? Или ты сам себя будешь называть по имени? Имя нужно для других, когда мы среди людей. И возраст свой знать не обязательно, он не имеет значения вне социальных связей и для созерцания природы вещей и явлений. Тебе 35, 50, 70 лет... И что, это повод беспокоиться?
Люди спрашивают: когда нужно начинать духовную жизнь?
Их приучили спрашивать и ожидать ответов от знающих людей, разного рода специалистов. Они привыкли спрашивать: когда правильно начинать половую жизнь? когда можно целоваться, на первом свидании или только после третьего? когда заводить семью и ребёнка? когда отдавать ребёнка в школу, музыкальную школу и спортивную секцию? когда лучше высаживать рассаду на грядках? Для них эти вопросы одного порядка.
Но секрет в том, что существуют сомнения и беспокойство. Имя, возраст, представления, отношения в уме, и все они дают повод для беспокойства, которое в уме. Уму оно зачем-то нужно, он так устроен. А тебе?
- Ум - часть меня, это моё сознание, интеллект. Если в уме беспокойство, то это во мне беспокойство.
+ Ум - это не только часть тебя, но и гораздо больше, сложнее. Нужно исследовать природу ума. В тебе лишь его маленькая ограниченная часть. Но даже если допустить, что ум - часть тебя, то ты ведь не только ум. Ты - целое, а не часть. Пусть ум беспокоится, если для этого возник повод и ищет варианты решений. Это его природа - реагировать на процессы внутри организма и происходящее во вне. Перед ним возникают задачи, которые он пытается решить. Это прекрасный инструмент, редкий дар.
Свидетельство о публикации №221051300552