Добромила Иванова. 215 Жемчужина

…_ Дорогая Радосвета, скажите, пожалуйста, кто такой духовный человек? - Это была Любовь.
- Мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека. Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.
Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов. В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях. Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.
Человечность и модели поведения не передаются нам генетически. Дети, выросшие среди животных, так и не стали людьми с психологической точки зрения. Человека формирует окружение, в котором он живет.
От животных люди отличаются: абстрактным мышлением; развитым духовным миром;
сдержанностью.
Эти факторы формируются постепенно, с годами. Сострадание, милосердие, понимание и доброта делают человека человеком.
Современное общество гонится за материальными благами, что сопровождается агрессией и алчностью. Забыв о духовной нравственности, люди становятся сродни хищникам, ищущим себе добычу.
Душа — один из факторов, влияющих на человеческое поведение. Изучение личности, ее действий и чувств всегда интересовало общество. На протяжении всей истории душа рассматривалась как отдельный предмет — нечто отделяемое от тела и одновременно связанное с ним. Существуют многочисленные интерпретации понятия «душа», различные точки зрения на этот счет. Ясно одно: душа — нечто непостижимое для материальной науки и материалистического человеческого сознания. О ее сущности можно сказать, что она вечная, полная знания и блаженства. Душа не умирает с телом и всегда существует.
Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится. Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам. Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.
Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей,  учителей, чтении книг и так далее. Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.
Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.
У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.
Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы.
Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.
Подобно растению, тянущемуся к солнцу, человек интуитивно устремляется ко всему еще неизвестному ему, но чрезвычайно влекущему к себе своею таинственностью. Жажда новых открытий будоражит разум, увлекая в интереснейший мир познания. Ориентируясь на присущую человеческой натуре одаренность, индивидуум начинает изменять многие из бывших у него ранее представлений, приходя к более правильным. Но, одновременно, стремящемуся надо укрощать своенравие собственного характера, заменяя неразумное упрямство, связанное с эгоистическими побуждениями, умением самокритично анализировать принимаемые решения. Это вызывает усиление деятельности интеллекта, а также содействует спокойному и уравновешенному восприятию реальности, освобождая разум от излишней перенагрузки из-за чрезмерной концентрации на будничных заботах. Достигая гармоничного соотношения между духовными и материальными потребностями, движущийся уясняет для себя смысл жизни и определяет ее цель. Затем путем самодисциплины, человек совершенствует свои нравственные принципы, стараясь относиться к людям с пониманием и милосердием. Постепенно, он достигает такого глубокого понимания справедливости, что сама добродетель представляется ему совсем по-иному, становясь уже неотъемлемой частью его духовной структуры.
При исследовании направления сверху вниз, т.е. от корня к плоду, можно познакомиться с логическими построениями индивидуума, практически воплощающего добродетель в повседневной жизни: Обладая добродетелью, стремящейся проявляет к окружающим доброту, суть которой состоит в мудром совете тому, кто в нем нуждается. Но при этом приходится постоянно контролировать собственные действия разумом, беспристрастно оценивающим сложившуюся ситуацию. И если он сигнализирует о необходимости соблюдать осторожность, то не надо вмешиваться в происходящее у людей, во избежание, в дальнейшем, нареканий с их стороны. Когда же действительно требуется помощь, то следует оказать ее, но весьма осторожно и тактично. Со временем, доброта переходит в милосердие в виде сострадания. Сочувствуя бедам других, следует содействовать им в нахождении выхода из тех сложных обстоятельств, в которых они оказались. Однако все совершаемое стремящимся не выходит за пределы его личного мужества. А оно, в гармоничном сочетании с милосердием, отражает духовную красоту человека. Обладающий ею признает право каждого на жизнь и самосовершенствование, достигая этим правильного понимания справедливости. В результате, движущийся, проявляя смирение, разумно ограничивает свои запросы. Затем происходит переход к мудрой умеренности в проявлении индивидуумом присущей ему добродетели. Продолжая развивать представление о ней, он базируется уже на приобретаемом им опыте.
Кроме рассмотренного нами духовного качества, существует и целый ряд других. Но особую значимость для эзотерика имеют следующие: постоянное стремление к Истине, смелость и воля, верность и преданность, неосуждение и всепрощение. Причем потребуется много терпения и настойчивости, чтобы среди пестрой мишуры иллюзорного отыскать их скромные белоснежные одеяния.
Жажда знаний делает человеческую жизнь интересной и содержательной. Словно птица, взмывающая в высоту, разум устремляется в таинственную даль неизвестного. Ведь одна только мудрость способна осветить собою внутренний мир развивающейся личности, навсегда изгнав из него тьму невежества. Однако надо помнить: трудную дорогу к познанию сможет осилить лишь идущий по ней, а не отдыхающий в тени собственной лености. Тот же, кто сознательно пытается обходить встречаемые на жизненном пути трудности, заранее обречен на повторную встречу с ними, но уже при более усложнившихся обстоятельствах, ибо сбежать от самого себя все равно невозможно. Поэтому наилучшим способом устранения препятствий является их преодоление. Достигая необходимых знаний, стремящийся становится гораздо увереннее в занимаемой им позиции, что позволяет ему успешно справляться с ниспосланными судьбой испытаниями и делает его гораздо сильнее. Творя свою духовную вселенную, необходимо всегда руководствоваться разумом, который, подобно компасу, указывает правильное направление.
Человеку никогда не следует стесняться имеющихся у него недостатков. Наоборот, он должен проявлять смелость и решительность в обнаружении таковых и в стремлении полностью искоренить их, действуя без боязни и сомнений. Трусость состоит именно в том, когда стараются не замечать личных ошибок, но с превеликим усердием обсуждают окружающих. Так поступают только ослепленные собственными заблуждениями, для избавления от которых, им потребуется приложить немало труда. Смелость есть умение посмотреть правде в глаза и решительно отторгнуть от себя несовершенное, даже если при этом придется пережить душевное потрясение.
Самое трудное – сражаться с самим собою. Добиться победы в столь нелегком поединке может лишь волевая личность, способная твердой рукой укротить своенравие эмоций. Иными словами, необходимы довольно значительные волевые усилия, чтобы успокоить бушующий океан чувств, ибо в яростном реве их штормовых волн нельзя услышать тихий, мелодичный звук флейты возвышенных душевных побуждений.
Движущийся должен постоянно хранить верность и преданность тем высоким идеалам, которые составляют его духовную основу, подобно яркой звезде, сияющую в тайных глубинах сознания. Ее свет, интуитивно чувствуемый каждым, пробиваясь сквозь туман непонимания и ошибочность воззрений, неизъяснимо влечет к себе, окрыляя надеждой, помогающей преодолевать любые препятствия. Разве не к Божественному Источнику обращаемся мы в самые тяжелые минуты жизни, прося отвести от нас горькую чашу страданий? Лишь испытавший сильную душевную боль знает, что иногда просто нельзя найти слов, коими можно было бы поведать о ней другим – настолько она велика! И тогда, оставшись наедине с самим собою, человек находит в своем сердце тропу, ведущую к Великому Откровению. Только в эти мгновения, поведав Всевышнему о своей сердечной ране, обретаем мы Надежду на ее исцеление. И оно, в виде душевного успокоения, приходит к страждущему, будучи следствием его осознанного отказа от человеческого несовершенства, являющегося причиной всех бед.
Такие качества, как неосуждение и всепрощение позволяют духовно развивающейся личности, с позиций ее мудрости, взглянуть на мир людей, принимая их действия за вполне естественный ход событий, который, в соответствии с присущими им нравственными принципами, и не мог быть иным. В сокровищнице души есть все: и несметные духовные богатства, и ничего не стоящие побрякушки; но каждый выбирает то, что на его взгляд составляет наибольшую ценность. Печально видеть, когда вместо алмазов истинных чувств предпочитают лишь одни поверхностные эмоциональные проявления, подобные ярко блистающим на солнце осколкам стекла. Но их усердно собирают, тратя на такое бесполезное занятие целую жизнь. К сожалению, еще многие будут долго блуждать в темных переулках собственного неведения, пока не найдут свет, исходящий из глубин своей же души. Руководствуясь всеобщим благом, следует при малейшей возможности содействовать ускорению темпов развития других. Однако не имеет смысла обижаться на кого-либо за то, что он предпочел более длинную дорогу к Истине – таков, значит, был его выбор.
Кроме тех основных качеств, на которые я обратила ваше внимание,  внутренний мир стремящегося содержит и множество иных. Образно говоря, духовная структура индивидуума напоминает вечерний небосвод с зажигающимися на нем звездами. Причем появление любой из них является результатом усилий самого человека, открывающего для себя целые созвездия новых качеств. Разум же того, кто не стремится к совершенствованию, постепенно погружается во мрак заблуждений, сменяющийся со временем темными грозовыми тучами безнравственных помыслов – предвестников душевной бури. Ее ураганный ветер способен разрушить истинно человеческие идеалы. Но если все-таки найти в себе силы противостоять уничтожающему смерчу, ворвавшемуся в душу, то его мощь ослабеет и в лазури просветлевших небес вновь засияет солнце Надежды.
Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.
Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность. Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека. Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.
Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.
Духовно развивающийся человек проходит несколько этапов в своем развитии.
Основные из них: Спящий режим. Духовное пробуждение. Осознанное творение.
 Все с чего-то начинается. Мы делаем первые духовные потуги, когда начинаем это делать более или менее осознанно, но пока только в режиме духовного сна. Чем же характерен этот «спящий режим»? Давайте разберем, смоделировав гипотетическую ситуацию.
У нас в жизни вроде бы все налажено: дом в живописном месте, неплохая работа, которая не очень нравится, но здесь платят лучше, чем в других подобных учреждениях. Семья тоже ничего: добрый отец и хорошая мать. И вроде бы, – чего горевать, живи да радуйся. А счастья нет. Вы, следуя совету мамы, даже пару раз сходили в капище, постарались, как смогли обратиться к Богу. Тщетно! Вы начинаете обвинять судьбу, что она вас чем-то обделила. Неплохая работа начинает доставать наездами шефа, который еще вчера смотрел сквозь вас, как через стекло в межкомнатной двери. С женой что-то произошло, ее как будто подменили, упреки сыпятся, как из рога изобилия, дети стали чаще болеть. Жизнь явно чего-то от вас хочет, но чего?
Это значит — вы подошли к черте, и чтобы ее переступить, вам нужно как-то измениться. Необходимо начать пересмотр своей жизни, отношения к ней, определить, что в этом суетливом потоке является приоритетом. Вы пока еще спите, но уже с этого момента сделали первый шаг по пути духовного развития.
Этот мудрый организм нашего материального мироздания устроен так, что когда какая-то система приходит в равновесие, появляется сила, которая стремиться вывести из этого состояния, тем самым подталкивая ее к своему дальнейшему развитию.
Это же самое произошло и с вами. Жизнь, используя людей из вашего окружения, раскачивает вас, погрязшего в рутине повседневности, для дальнейшего духовного роста. Вы, пересматривая свое отношение к жизни, вдруг понимаете, что нужно и можно жить по-другому, встречая каждый день улыбкой, радуясь тому, что жизнь вас непомерно одарила, ведь рядом столько примеров искалеченных, несчастных судеб. А еще — вы начинаете принимать людей такими, какими они есть.
Это первая ступень, преодолев которую, вы выйдете на новый уровень осознанности, временно приведя в равновесие расшатанную систему.
И так — шаг за шагом, ступень за ступенью осуществляется подъем по лестнице духовного восхождения. На каждой из новых ступеней вам придется открыть в себе нечто новое и необычное для вас вчерашних, ибо начнете чаще обращаться внутрь себя — к своей душе, к своему Духу.
Вы будете двигаться под неусыпным водительством ваших учителей и приставленных свыше помощников. В этом движении вверх внутри постепенно будет просыпаться чувствование — какие способы для вас более приемлемы в познании неизъяснимого и изначального, познании самого себя, а через душу и Дух — Бога в себе. Как-то сама по себе расширится ваша человечность до размеров семьи, улицы, жилого массива, а может и далее. Мир станет восприниматься таким, каким он существует, и вы не будете иметь к миру претензий, начав вдруг не только понимать слово «смирение», но и ощущать его всем сердцем. Из сердца уйдет война во всех формах ее проявления, уступая место любви.
Но нужно помнить, что каждый шаг – это серьезная работа над собой, своим эгоизмом. Придется приложить усилия, но поверьте – они окупятся с лихвой, пополняя копилку нетленных духовных богатств.
Стремление к самопознанию – это прямой путь к духовному пробуждению. Работа Духа в этом состоянии меняет шкалу ценностей человека.
Итак, вы пришли к себе, произошло ваше духовное пробуждение. Теперь вы осознанно становитесь на служение жизни и Тому, Кто послал вас в этот мир, предоставив возможность сделать свой главный выбор, приблизившись к нетленному. Дверь открыта. Вы можете войти в миры вселенской гармонии.
Продолжая жить в этом мире, но перейдя на новый духовный уровень, духовно преобразившийся человек приступает к осознанному творению, продолжая обучаться мудрости, открыв в своем сердце источник безусловной любви, изливая эту любовь на других, способствуя их духовному росту.
Осознанное творение заключается в том, что пробужденный Духом человек, видя причины явлений этого мира, которые он открывает, соприкасаясь с их следствиями, может своим творчеством привнести в мир нечто удивительное. Это может быть тем великим даром, который поспособствует духовному скачку группы людей или даже человечества, оказав благостное влияние на жизнь всей планеты. Может быть, благодаря его великому творчеству, постепенно сменятся приоритеты, ведущие к закату цивилизации, на новые, созидательные, просветленные светом его безусловной любви к этому миру. И люди начнут постепенно ценить то, что воистину нетленно.
В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играет Ведические Священные Писания.
Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках. На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности.
Тот, кто посвящает себя чему-либо, идущему во благо его жизни, непременно развивается и совершенствуется в этом.
Если мы хотим духовно развиваться, нам необходимо уяснить три золотых правила:
цените свою жизнь как великий дар; не посягайте на жизнь чужую, равно как и на чужой опыт; будьте благодарными.
Через них наши три учителя созданием определенных жизненных обстоятельств учат нас, ведя по пути личностного и духовного роста. Развитие как раз и заключается в том, чтобы, следуя этим указаниям, прийти к своей изначальной духовной природе.
Человек может стать личностью, а может и не стать. Способна ли личность идти путем духовного роста или ей вполне хватит состояния социальной реализации в осознании того, чего же из материальных благ и волевых качеств ей еще не хватает?
Общество — лучшая площадка для проверки человека на степень его духовности.
В нем есть место всем: нравственно-ущербным и сбившимся с пути; продвигающимся в развитии и деградирующим; просто живущим и социально-реализованным;
начинающим первыми шагами затяжное восхождение к вершинам духа и духовно-просветленным.
Совершенствоваться духовно — это значит быть внимательным к миру, внимая тому, что он хочет тебе сказать: будь то поступки людей, их отношение к тебе, другие явления и события. Однако это не только твоя наблюдательность, но и твое отношение, проявленное в действии.
Быть духовно развитым — это значит работать над качествами характера, которые соответствуют вышерассмотренным признакам. Это также и способность удерживаться на вновь открытой в себе ступени развития, став мудрым исследователем нового неизведанного тобой океана.
У человека имеются семь основных энергетических центров, семь внутренних океанов энергий, расположенных снизу вверх — от копчика до макушки. Каждый из них отвечает за жизнедеятельность определенных органов, систем организма, работу тонких механизмов сознания и подсознания.
Исследуя эти центры, обращаясь к определенным практикам, совершенствуясь в этом, мы двигаемся тропой познания не только себя, но и чего-то большего в себе. Постепенно мы начинаем понимать, что нет предела совершенствованию, что у него есть начало, но не имеется конца. Следовательно, быть развитым в этом направлении — значит непрерывно улучшать себя, ориентируясь на внутреннюю гармонию.
Однако, на какой бы из ступеней социального или духовного развития ты не был, жизнь тебя всегда будет подталкивать к развитию — зачастую трудностями и проблемами. Она будет отражаться людьми, их отношением к тебе, а также покажет то, что самому разглядеть в себе совсем непросто — степень своего эгоизма.
Усердная работа над собой как раз и наиболее ценна тем, что, взяв под контроль свой эгоизм, обуздав зверя в себе с его страстями и воинственностью, вы начинаете быстрее развиваться в духовном направлении.
Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает. Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.
Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.


Рецензии